И снова о «зарядниках» для автомобильных аккумуляторов производства ООО «НПП Орион». Сегодня мы познакомимся с автоматическим зарядным устройством «Вымпел 32» – узнаем, что оно умеет и какими характеристиками обладает. Заодно выясним, как этим прибором пользоваться.
Обзор внешнего вида и конструкции
Конструктивно «Вымпел 32» выполнен в прямоугольном корпусе из пластмассы с обрезиненными ножками на днище. Размеры корпуса – 155х85х200 мм. На лицевой панели установлены органы управления и индикации.
Назначение органов управления и индикации следующее:
На рисунке цифрами обозначены:
- 1 – шкала амперметра;
- 2 – индикатор включения в сеть;
- 3 – индикатор срабатывания защиты от перегрева;
- 4 – переключатель диапазонов выходного напряжения;
- 5 – ручка регулятора зарядного тока.
Сетевой шнур с вилкой и кабели с зажимами для подключения к аккумулятору уложены в отсек на задней стенке.
Основной узел электрической части – импульсный преобразователь с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). Схема имеет управляемые узлы стабилизации тока и напряжения. Такая конструкция обеспечивает высокие КПД и массогабаритные показатели. Для предотвращения перегрева используется вентилятор и схема электронной защиты.
На заметку. При нормальной температуре силовых узлов схемы вентилятор охлаждения отключен. Он включается лишь в случае увеличения их температуры до порога выше установленного или при увеличении тока зарядки до 11 А и более.
Стрелочный амперметр 1 служит для индикации величины зарядного тока. Свечение индикатора 2 указывает на то, что прибор включен в сеть. При этом в зависимости от положения переключателя напряжения 4 индикатор изменяет цвет свечения:
- зеленый – 13.6 В;
- желтый – 14.4 В;
- красный – 15 В.
Поворотная ручка 5 служит для плавной установки выходного тока из диапазона 0.8-20 А.
Если прибор перегрелся, срабатывает электронная тепловая защита. При этом зарядный ток уменьшается и загорается индикатор 3. Как только силовая часть зарядного устройства остынет, схема защиты восстановит заданный ток зарядки.
Важно! При срабатывании тепловой защиты увеличить ток выше установленного схемой ограничения по перегреву ручкой 5 невозможно.
Характеристики и функции устройства
«Вымпел 32» представляет собой полностью автоматическое зарядное устройство и служит для зарядки стартерных и тяговых кислотных батарей напряжением 12 В и емкостью до 250 А*ч. При этом АКБ может быть разряжена «в ноль». Зарядное устройство поддерживает работу со следующими типами аккумуляторов:
«Вымпел 32» может работать в двух режимах – автоматическом и ручном. В автоматическом режиме пользователю достаточно определить выходное напряжение и величину зарядного тока. По окончании процесса устройство самостоятельно остановится. В ручном режиме принимать решение о прекращении зарядки должен сам пользователь, ориентируясь на степень заряженности батареи общепринятыми методами (напряжение на клеммах, плотность электролита и пр.).
Полезно. В ручном режиме этим устройством можно заряжать АКБ любой электрохимической системы с конечным напряжением заряда меньше 15 В.
При необходимости зарядное устройство можно использовать в качестве блока питания с ограничением по току для питания 12-вольтовых электроприборов мощностью до 210 Вт (магнитолы, электроинструмент, фонари и пр.).
В предпусковом режиме ЗУ позволяет быстро подзарядить батарею, если ее энергии недостаточно для пуска двигателя.
Технические характеристики автоматического зарядно-предпускового устройства «Вымпел 32»
Параметр | Значение |
---|---|
Напряжение питающей сети, В | 180-240 |
Диапазон плавной регулировки выходного тока, А | 0.8-20 |
Выходное напряжение в режиме стабилизации тока при положении переключателя: | |
13.6 В | 0-13.6 |
14.4 В | 0-14.4 |
15 В | 0-115 |
Выходное напряжение в режиме стабилизации напряжения при положении переключателя: | |
13.6 В | 13.5-13.7 |
14.4 В | 14.3-14.5 |
15 В | 14.9-15.1 |
Тип амперметра | стрелочный |
Охлаждение | принудительное (вентилятор) |
Степень защиты от окружающей среды | IP20 |
Диапазон рабочих температур, °С | от -10 до +40 |
Габаритные размеры, м | 155х200х85 |
Вес, кг | 0.93 |
Как заряжать автомобильный аккумулятор – инструкция для чайников
Для зарядки АКБ используем следующий алгоритм:
Проверка работоспособности
1. Извлекаем провода, осматриваем их и сам прибор на отсутствие механических повреждений.
2. Подключаем ЗУ к сети (выходные клеммы разомкнуты). При этом загорится сетевой индикатор. Его цвет зависит от положения переключателя напряжения.
3. Устанавливаем ручку регулировки тока в крайнее левое положение (минимальный ток).
4. Замыкаем выходные клеммы.
5. Вращаем ручку регулировки тока и убеждаемся, что показания амперметра изменяются.
Автоматическая зарядка
1. Подключаем ЗУ к электросети.
2. Устанавливаем положение переключателя, ориентируясь по таблице, приведенной ниже, или по данным в паспорте на батарею.
3. Замыкаем выходные провода и поворотной ручкой устанавливаем ток зарядки в зависимости от емкости и типа АКБ (рекомендуется 0.1 от емкости).
4. Отключаем прибор от сети. Подключаем АКБ, соблюдая полярность – красный провод – плюсовая клемма батареи, черный – минусовая. При этом если АКБ заряжается прямо на автомобиле, руководствуемся ГОСТ IEC 60335-2-29- 2012 пункт 7.12 – «Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси, следует присоединять к ЗУ первой; другое присоединение делается к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии; затем зарядное устройство включают в сеть. По окончании зарядки в первую очередь отключают устройство от сети; затем снимается клема с шасси, и только после этого с клеммы аккумуляторной батареи».
Важно. Заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля, можно только если это допускает производитель транспортного средства.
5. Следим за показаниями амперметра. Как только ток упадет до 0.1 от зарядного, можно останавливать процесс – батарея заряжена. При отключении батареи руководствуемся ГОСТ IEC 60335-2-29- 2012, пункт 7.12 ( см. выше). Если мы «проспим» этот момент – ничего страшного. ЗУ уже остановило процесс зарядки, и теперь только подпитывает батарею, компенсируя ее саморазряд. Это буферный режим, в котором аккумулятор может находиться неопределенно долго.
Ручной режим
Этот режим отличается от автоматического только тем, что напряжение переключателем устанавливается заведомо большим, чем конечное напряжение заряжаемой батареи. В этом случае, как указывалось выше, окончание заряда определяет сам пользователь тем или иным методом. Если мы «проспим» момент полной зарядки, то АКБ перезарядится и выйдет из строя.
Полезно. Приведенные тут инструкции очень краткие. Более полную информацию можно получить, скачав инструкцию по эксплуатации автоматического зарядно-предпускового устройства «Вымпел 32» с официального сайта производителя.
Правила безопасности
Неправильная эксплуатация зарядного устройства как минимум выведет прибор и/или АКБ из строя. Максимум – произойдет возгорание и взрыв аккумулятора. Правил немного:
- Перед тем как пользоваться зарядным устройством, изучите инструкцию по его эксплуатации и осмотрите корпус прибора и кабели на предмет механических повреждений.
- При постановке и снятии аккумуляторной батареи с зарядки руководствуйтесь ГОСТ IEC 60335-2-29- 2012, пункт 7.12.
- Не допускается пользоваться устройством детям и людям с ограниченными возможностями без присмотра специалиста.
- Работайте с этим прибором только в закрытом помещении.
- Помещение, в котором производится зарядка батареи, должно хорошо вентилироваться, даже если батарея герметичная.
- Не оставляйте работающее зарядное устройство без присмотра.
- Во время работы прибора не перекрывайте его вентиляционные жалюзи.
Преимущества и недостатки
Как любое электронное (да и не только) устройство, «Вымпел 32» имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относят:
- Хорошее соотношение цена/качество.
- Большой максимальный зарядный ток.
- Может заряжать практически все типы кислотных аккумуляторов с напряжением 12 В.
- Полностью автоматическое.
- Простое в использовании.
- Возможность калибровки амперметра.
Что касается недостатков, то они следующие:
- Отсутствует выключатель питания.
- Слишком тонкие зарядные кабели.
- Зажимы «крокодил» изготовлены из тонкого металла. Легко деформируются и плохо держатся на клеммах АКБ.
- Вентилятор мал и плохо справляется с охлаждением при больших токах заряда.
Вот и все об автоматическом зарядно-предпусковом устройстве «Вымпел 32». Согласитесь, интересное ЗУ с хорошими характеристиками за такие деньги.
ОТЗЫВЫ
Сейчас читают: