Обзор зарядного устройства для автомобильных АКБ OOO «НПП «Орион» Вымпел 37

Обзоры

И снова продолжаем тему автоматических зарядных устройств (АЗУ), без которых не обходится ни один автомобилист. В этой статье мы оценим очередную разработку ООО НПП «Орион» – АЗУ «Вымпел 37».

Характеристики

Зарядно-предпусковое устройство «Вымпел 37» предназначено для зарядки кислотного автомобильного аккумулятора на 12 В и тяговых батарей любого типа (AGM, EFB, АКБ с гелевым электролитом класса Long Life и Deep-Cycle с life Deep-Cycle в том числе). Возможна работа с полностью разряженными батареями. Зарядка производится как в автоматическом, так и в ручном режиме с ручной регулировки силы тока. Дополнительно устройство используется в качестве предпускового.

Основные технические характеристики ЗУ «Вымпел 37»

Параметр
Значение
Типимпульсный (ШИМ)
Напряжение питания180-240 В / 50-60 Гц
Регулировка токаплавная
Диапазон регулировки тока0.8-20 А
Точность установки тока±200 мА
Точность стабилизации тока±100 мА
Выходное напряжение (режим стабилизации тока) при положении переключателей:
14.1 В0-14.1 В
14.8 В0 — 14 В
16 В0-16 В
Выходное напряжение (режим стабилизации напряжения) при положении переключателей:
14.1 В14.0-14.2 В
14.8 В14.7-14.9 В
16 В15.9-16.1 В
Точность стабилизации напряжения±0.1 В
Охлаждениепринудительное (встроенный вентилятор)
Встроенные вольтметр и амперметрда, цифровые
Индикатормногоразрядный семисегментный ЖК
Диапазон измерения вольтметра при питании от сети/заряжаемой АКБ0-23 В / 8.5-23 В
Рабочий диапазон температурот -10 до +40 °С
Габаритные размеры200 х 85 х 155 мм
Вес930 г

Функции и защиты

Устройство может работать в двух режимах:

Автоматический. Заряд проводится в два этапа – сначала стабилизированным зарядным током, затем стабилизированным напряжением 14.1 или 14.8 в зависимости от положения переключателя. По окончании зарядки АЗУ переходит в буферный режим, компенсирующий саморазряд АКБ.

Обзор зарядного устройства для автомобильных АКБ OOO «НПП «Орион» Вымпел 37
График, поясняющий процесс автоматической зарядки (временные интервалы выбраны условно)

На графике римскими цифрами обозначены:

  • I – подключение, установка режима, тока;
  • II – основная зарядка стабильным током (до 90-95%);
  • III – дозарядка стабилизированным напряжением;
  • IV – буферный режим.

Ручной. Зарядка производится стабилизированным током, выбранным пользователем, пока процесс не будет прерван вручную.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
В этом режиме степень заряженности АКБ необходимо контролировать вручную общепринятыми методами (по напряжению, по времени и силе тока, по плотности электролита и т.д.) и своевременно отключать заряд.

Кроме того, прибор можно использовать в качестве:

  • Предпускового устройства.
  • Многоцелевого блока питания с ограничением тока.
  • Вольтметра.

ЗУ «Вымпел 37» оснащено следующими функциями защиты, предотвращающими его выход из строя:

Перегрев. При перегреве устройства ток зарядки снижается с соответствующим сообщением и восстанавливается до заданного значения при его остывании.

Обзор зарядного устройства для автомобильных АКБ OOO «НПП «Орион» Вымпел 37
Сообщение о перегреве

Переполюсовка. При неправильном подключении аккумуляторной батареи зарядное устройство снимает напряжение с выходных клемм и выводит соответствующее сообщение. Нормальная работа ЗУ восстанавливается автоматически при правильном подсоединении батареи.

Обзор зарядного устройства для автомобильных АКБ OOO «НПП «Орион» Вымпел 37
Сообщение о неправильном подключении батареи

При замыкании выходных клемм выходной ток не превышает установленный регулятором. Поэтому защита от КЗ прибору не нужна.

Внешний вид  и органы управления

Зарядное устройство «Вымпел 37» выполнено в пластмассовом прямоугольном корпусе размерами 200 х 85 х 155 мм. Все органы управления и индикации выведены на переднюю панель.

Обзор зарядного устройства для автомобильных АКБ OOO «НПП «Орион» Вымпел 37
Внешний вид зарядного устройства  «Вымпел 37» спереди

На задней панели расположена ниша, куда прячутся сетевой и силовые провода при хранении и транспортировке. Там же находятся вентиляционные отверстия вентилятора охлаждения.

Внешний вид зарядного устройства  «Вымпел 37» сзади

Органы управления состоят из ручки регулировки тока и переключателя выходного напряжения для зарядки аккумуляторных батарей разного типа и включения ручного режима. Дисплей служит для начальной установки режима зарядки и отображения информации о текущих параметрах процесса:

  • Напряжение на клеммах.
  • Ток зарядки.
  • Отданное количество энергии.
  • Процент заряда батареи.
  • Время зарядки.

Обзор зарядного устройства для автомобильных АКБ OOO «НПП «Орион» Вымпел 37

На рисунке цифрами обозначены:

  • 1 – ЖК-дисплей;
  • 2 – переключатель диапазонов выходного напряжения 14.1 / 14.8 / 16 В;
  • 3 – ручка плавной регулировки заряда.

Как заряжать аккумуляторы

Конструкторы побеспокоились о том, чтобы эксплуатация устройства была максимально простой. Кратко рассмотрим алгоритм работы с прибором.

Проверка работоспособности

  1. Подключите устройство к сети. Меняя положение переключателя, убедитесь, что выходные напряжения изменяются и лежат в допустимых пределах (см. таблицу характеристик). При этом выходные клеммы должны быть разомкнуты, величина зарядного тока равна нулю.
  2. Выведите ручку регулировки тока в крайнее левое положение (минимальный ток). Замкните выходные щупы. Изменяя положение ручки, убедитесь, что величина тока варьируется.

Для наглядности можно к щупам подключить лампу головного света. При вращении ручки ее яркость будет изменяться.

Зарядка в автоматическом режиме

  1. Подключите прибор к сети. Выходные щупы разомкнуты, ручка регулировки тока в крайнем левом положении (минимальный ток).
  2. Переключателем установите выходное напряжение согласно паспорту вашей АКБ.
  3. Ручкой регулировки выставьте ток заряда, рекомендуемый для вашей батареи (общепринятые рекомендации – 0.1 от емкости). Щупы при этом замыкать не нужно.
  4. Отключите прибор от сети.
  5. Подключите к устройству АКБ, соблюдая полярность. При этом на индикаторе отобразится напряжение на ее клеммах.
  6. Включите ПЗУ в сети. Процесс зарядки начнется автоматически.

Зарядка в ручном режиме

Заряд в неавтоматическом режиме отличается тем, что напряжение, при котором начинается уменьшение зарядного тока, устанавливается заведомо большим, чем максимально допустимое напряжение в конце заряда для конкретной АКБ. Для этого переключатель напряжения обычно перемещается в положение 16 В.

Предпусковой режим

  1. Установите напряжение согласно типу вашей АКБ. Щупы разомкнуты, ручка регулировки тока в крайнем левом положении.
  2. Подключите ЗУ к батарее, не отключая последнюю от бортовой сети автомобиля.
  3. Включите прибор в сеть.
  4. Установите максимальный ток зарядки и подождите 5 – 30 минут (зависит от степени разряженности АКБ).
  5. Не отключая ЗУ, произведите пуск двигателя.
  6. Выведите ручку регулировки тока в крайнее левое положение, отключите щупы от АКБ.

Для увеличения пускового тока можно включать несколько ЗУ «Вымпел 37» параллельно.

Режим БП

  1. Регулятором установите необходимый ток ограничения. Переключателем – выходное напряжение.
  2. Подключите нагрузку, соблюдая, если требуется, полярность.

Инструкция и схема электрическая принципиальная

Несмотря на простоту работы с прибором, прежде чем начать эксплуатацию, тщательно изучите руководство пользователя. Оно идет в комплекте с ПЗУ «Вымпел», но если инструкция утеряна, то вы можете скачать ее по ссылке ниже.

Инструкция по эксплуатации зарядно-предпускового устройства «Вымпел 37».

Тем, кто дружит с электроникой и решил самостоятельно заняться доработкой или ремонтом устройства, мы ничем помочь не сможем – принципиальную электрическую схему в свободном доступе нам обнаружить не удалось.

На этом обзор зарядно-предпускового устройства «Вымпел 37» заканчивается. Надеемся, он поможет вам сделать правильный выбор.

Отзывы


Сейчас читают:
Акумы.ру
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.