Для нормальной работы в зимнее время и долгой жизни автомобильного аккумулятора его нужно регулярно обслуживать. В частности, заряжать стационарным зарядным устройством (ЗУ). В этой статье мы поговорим о зарядном устройстве Т-1021 — узнаем его характеристики и что оно умеет.
Характеристики — ток и напряжение заряда
Зарядное устройство Т-1021 предназначено для зарядки и профилактики двенадцативольтовых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей всех типов. Прибор имеет два режима работы — автоматический и ручной. В первом зарядка производится стабилизированным током до напряжения 13 В, после чего батарея заряжается стабилизированным напряжением 14.6 В. В ручном режиме зарядка осуществляется установленным пользователем током до напряжения 16.4 В.
Поддерживается зарядка глубоко разряженных батарей. Есть защита от повышенного входного напряжения, короткого замыкания, переполюсовки, перегрева. Прибор оснащен встроенным фонарем, который может питаться как от сети, так и от трех батареек типоразмера ААА. При необходимости ЗУ можно использовать в качестве двенадцативольтового блока питания с ограничением тока.
На заметку. Этим зарядным устройством заряжают аккумуляторы, не снимая их с автомобиля. Достаточно выключить зажигание.
Все органы управления и индикации кроме фонаря и его выключателя расположены на передней панели. При хранении и транспортировке кабели подключения АКБ и сетевой провод убираются в специальную нишу. Назначение индикаторов и органов управления следующее:
- Светодиод СЕТЬ. Индикатор включения в сеть.
- Светодиод ВНИМАНИЕ. Индикация срабатывания защиты.
- Стрелочный индикатор. Отражает величину зарядного тока или напряжения.
- Поворотная ручка. Регулировка тока заряда в ручном режиме.
- Верхний переключатель РУЧНОЙ/АВТОМАТ. Переключатель выбора режима работы.
- Нижний переключатель А/В. Выбор режима индикации стрелочного прибора — амперы или вольты.
Как указывалось выше, фонарь (три светодиода) и его выключатель расположены на торце прибора.
Важно! Существует еще одна модификация Т-1021, в которой переключатель режима стрелочного прибора отсутствует. В этой модели он (индикатор) играет роль амперметра, а фонарь имеет классическую круглую форму. В остальном приборы ничем друг от друга не отличаются.
Технические характеристики следующие:
Параметр | Значение |
---|---|
Напряжение питания, В | 220 |
Номинальное напряжение АКБ, В | 12 |
Ток заряда, А | 0.1-7.5 |
Ограничение напряжение, В в режиме | |
Автоматический | 14.6 |
Ручной | 16.6 |
Защиты |
|
Напряжение срабатывания защиты от перенапряжения, В | более 260 В |
Вид тока заряда | постоянный |
Точность измерения тока, А | 0.5 |
Точность измерения напряжения, В | 1.2 |
Этапов зарядки | два – стабилизированным током и стабилизированным напряжением |
Потребляемая мощность от сети при токе зарядка 7.5 А, Вт | 130 |
Габаритные размеры, мм | 190х150х90 |
Вес, г | 737 |
Питание фонаря | сеть 220 В, АКБ 12 В, три элемента ААА. |
Инструкция
Работать прибором просто. Им сможет пользоваться каждый автолюбитель.
Автоматический режим
- Верхний переключатель (см. фото выше) устанавливаем в положение «Автомат».
- Нижний переключатель переводим в положение «А», чтобы прибор показывал ток заряда.
- Поворотную ручку устанавливаем в крайнее левое положение («min»).
- Подключаем зажимы прибора к клеммам АКБ – красный «+», черный «-».
- Подключаем ЗУ к сети. Загорится индикатор «Сеть».
- Если загорелся индикатор «Внимание», либо мы перепутали полярность (переполюсовка), либо батарея замкнута и неисправна, либо напряжение в сети выше 260 В.
- Поворотную ручку устанавливаем в крайнее правое положение («max»). Амперметр покажет величину зарядного тока.
Когда амперметр покажет «ноль», батарея заряжена.
Ручной режим
- Верхний переключатель (см. фото выше) устанавливаем в положение «Ручной».
- Нижний переключатель – в положение «А», чтобы прибор показывал ток заряда.
- Поворотную ручку устанавливаем в крайнее левое положение («min»).
- Подключаем зажимы прибора к клеммам АКБ – красный «+», черный «-».
- Подключаем ЗУ к сети. Загорится индикатор «Сеть».
- Если загорелся индикатор «Внимание», то либо мы перепутали полярность (переполюсовка), либо батарея замкнута и неисправна, либо напряжение в сети выше 260 В.
- Поворотной ручкой, ориентируясь на показания прибора, выставляем зарядный ток согласно инструкции по эксплуатации АКБ.
- Периодически переключая нижний переключатель, контролируем зарядный ток и напряжение на АКБ по нижней и верхней шкале соответственно.
- Как только напряжение на клеммах батареи будет соответствовать указанному в ее паспорте, аккумулятор заряжен.
Важно! В ручном режиме постоянно следите за напряжением. В противном случае аккумулятор будет перезаряжен и выйдет из строя.
Схема и ремонт
Напоследок – немного о ремонте зарядника. Для этого воспользуемся схемой, приведенной ниже.
Схема сложная, и не разбираясь в электронике, за ремонт лучше не браться. Перечислим элементы, которые выходят из строя чаще всего:
- Предохранитель FU на 3 А. Стоит в цепи питания ЗУ.
- Полевые транзисторы преобразователя VT, VT5.
- Микросхема ШИМ А1, а вместе с ней обычно и резисторы R31, R32.
Могут сгореть и другие полупроводники или выгореть печатные дорожки. Звоним, дорожки осматриваем, обращая внимание на возможный непропай или окисление.
На заметку. Еще советуем увеличить емкость сглаживающего высоковольтного конденсатора С2. Но без фанатизма, чтобы его зарядный ток не выжег предохранитель или диодный мост BR1.
Теперь вы знаете, что собой представляет и что умеет зарядное устройство Т-1021 производства компании «Автоэлектрика». Надеемся, что эта статья поможет вам сделать правильный выбор.
Сейчас читают: