Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям

Зарядные устройства

Скутеры – очень популярный вид транспорта. Они экономичные, маневренные, не требующие особого обслуживания.

Что такое реле регулятор

Реле регулятор (реле зарядки, стабилизатор) – это устройство, поддерживающее штатное напряжение бортовой сети транспортного средства независимо от оборотов двигателя и скорости движения. Принцип работы – выпрямление и стабилизация напряжения, выдаваемого генератором, на необходимом уровне.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Один из самых популярных стабилизаторов напряжения для скутера

Основные признаки неисправности

Главный индикатор правильной работы стабилизатора – лампочки. Если фара светит тускло, то виной этому, скорее всего, реле регулятор, который занижает напряжение бортовой сети. Еще один индикатор – аккумулятор. Если после нескольких поездок вы не смогли запуститься со стартера, а аккумулятор в порядке, обратите внимание на реле.

Поскольку напряжение бортовой сети занижено, аккумулятор не заряжается, а то и разряжается во время поездки. Вы запускаете двигатель стартером, но во время поездки батарея не пополняет потраченную на пуск энергию.

Если реле отказало полностью, то вы вообще будете ездить на АКБ, которой вместо того, чтобы заряжаться, придется взять на себя питание всего электрооборудования – от зажигания до лампочек.

Лампочки перегорают если не мгновенно, то подозрительно часто? Не нужно ругать их производителя, проверьте реле регулятор. Судя по всему, напряжение бортовой сети слишком велико, в чем виновато все то же реле регулятор. А повышенное напряжение – это не только лампочки. Это серьезный удар по аккумуляторной батарее и электронике.

Как его проверить

Как проверить реле регулятор напряжения на скутере или мопеде самостоятельно? Есть два варианта:

  • измерением сопротивления на снятом реле;
  • измерением напряжения на установленном реле и запущенном двигателе.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Прежде чем проверять стабилизатор, убедитесь, что это необходимо. Замерьте напряжение бортовой сети при разных оборотах двигателя. Оно должно быть в пределах 14.0-14.6 В. Если не так – проверяем реле.

Методика проверки реле регулятора на всех скутерах – и японских, и китайских –  одинакова. Есть незначительные нюансы, которые мы рассмотрим отдельно, а заодно приведем примеры для конкретных скутеров.

На японской технике (2Т и 4Т)

Начнем с распиновки и схемы подключения однофазного реле. На Honda Dio, Tact, Lead, Suzuki Lets и им подобных обычно устанавливается реле зарядки со следующей распиновкой:

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Распиновка стабилизатора большинства японских  скутеров

где:

  • +AKKU – постоянное напряжение для зарядки АКБ и питания основного оборудования кроме катушки зажигания (красный провод);
  • REGLER – дополнительная обмотка-вольтдобавка (белый провод);
  • GND – общий провод, масса (зеленый провод);
  • SENSE – переменное напряжение для питания осветительных приборов (желтый провод).

Схема его подключения следующая:

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Схема подключения однофазного регулятора на большинстве японских скутеров

На  скутерах Suzuki Sepia устанавливается два вида стабилизаторов. Один похож на вышеуказанный, но имеет другую распиновку и провода другой расцветки. У второго контакты в один ряд.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Варианты стабилизаторов на скутерах Suzuky Sepia

Расположены регуляторы у разных моделей в разных местах – и спереди, и сбоку, и сзади, поэтому тут мы ничем помочь не сможем. Все зависит от того, какой скутер у вас. Но элемент несложно узнать по внешнему виду, достаточно снять облицовку, а иногда и просто «унитаз».

Теперь займемся проверкой. Для примера возьмем реле регулятор со скутера Honda Dio. Проверим его сначала не снимая со скутера вольтметром, а потом снимем и прозвоним омметром. В первую очередь измеряем постоянное напряжение, которое отвечает за зарядку АКБ. Устанавливаем мультиметр на измерение постоянного напряжения не менее 20 В.

Запускаем двигатель и проверяем напряжение между зеленым и красным проводом. На средних и максимальных оборотах оно должно быть в пределах 14.0 – 14.6 В.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Напряжение бортовой сети в норме

Теперь измерим напряжение, питающее осветительные приборы. Оно переменное, поэтому переводим мультиметр на измерение переменного напряжения. Проводим замер между зеленым и желтым проводом. Напряжение не должно превышать 12 v.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Напряжение питания осветительных приборов в норме

Итак, наш стабилизатор исправен. Теперь проверим его при помощи омметра. Желательно использовать стрелочный, поскольку не все цифровые мультиметры годятся для измерения сопротивления полупроводников. Но если ваш измеряет сопротивление постоянным напряжением (есть и такие), подойдет и он. Отключаем реле зарядки от мопеда, рассоединив разъем. Для удобства условно отмаркируем контакты реле.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям

Устанавливаем омметр на предел килоомы и измеряем сопротивление между контактами А и В. Оно должно быть около 20 кОм.

Поменяем щупы местами. Прибор должен показать бесконечность. Теперь проводим измерение между контактами С и Д. Оно должно приблизительно равняться  30 кОм.

Меняем местами щупы и получаем значение порядка 40 кОм.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям

Любые другие пары контактов не должны прозваниваться между собой – прибор показывает бесконечность.

На заметку. Такие показания омметр покажет именно на этой модели регулятора. На других моделях показания прибора могут существенно отличаться. Поэтому проверять реле других моделей стоит в режиме измерения вольтметра, если под рукой нет заведомо исправного для контрольного измерения сопротивления.

На китайских скутерах (4Т)

Чаще всего (но не всегда) на китайские скутеры устанавливается реле регулятор напряжения, методику проверки которого мы рассмотрели выше. Если у вас другое реле, то придется разобраться со схемой его подключения, чтобы измерить напряжение бортовой сети и напряжение питания освещения вольтметром. Значения должны быть такими же, как и на японских мопедах. Схему подключения регулятора напряжения скутера 4 т до 150 кубов несложно найти в Интернете.

Некоторые реле, устанавливаемые на китайские мопеды, имеют 5 контактов. В некоторых один (обычно средний) не используется, в некоторых пятый контакт запараллелен с одним из других.

На мопедах Альфа и Дельта

Пару слов о реле регуляторе на мопеды Альфа и Дельта. Как ни странно, на обеих моделях оно такое же, которое мы проверяли выше. Неимоверная популярность! И схема подключения такая же, поэтому приводить мы ее не будем – она есть выше.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Это реле регулятор устанавливается в японские и китайские скутеры, на мопеды Альфа и Дельта

Расположено реле на этих мопедах на левому борту. Найти его несложно.

Как проверить реле зарядки на скутере или мопеде — ликбез по популярным моделям
Местоположение регулятора напряжения на мопедах Альфа и Дельта

И в завершение несколько видео по этой теме:

На этом беседу о проверке реле регуляторов наиболее популярных скутеров и мопедов закончим. Теперь вы можете самостоятельно выполнить эту операцию обычным мультиметром, не прибегая к помощи специалиста.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector