Схема подключения реле зарядки на ВАЗ 2106

Автомобильные

Несмотря на то что последний ВАЗ 2106 («Жигули») сошел с конвейера в 2001 г., автомобили этой модели бегают и по сей день. Как и все машины, «старушка» время от времени ломается. В этой статье мы поговорим о реле зарядки ВАЗ 2106 – узнаем, какие модели этих приборов устанавливались на «шестерку», как подключались и как при необходимости исправность этого реле можно проверить.

Какие реле регуляторы устанавливались на «шестерку»

В заголовке нет описки. Действительно, этот узел правильнее называть реле регулятором, поскольку в его задачу входит поддержание нужного напряжения в бортовой сети независимо от оборотов двигателя, а значит, и генератора. Нередко его называют коммутатором, что тоже верно.

Изначально на ВАЗ 2106 производитель – Волжский автомобильный завод – устанавливал коммутатор РР-380. Это реле чисто механическое, никакой электроники – катушки, контакты.

Такие коммутаторы устанавливались на «шестерку» в начале ее выпуска

Позже РР-380 заменили на 121.3702. Это был уже электронный коммутатор. Никаких катушек и контактов, которые имеют свойство подгорать. Таким образом, электронный регулятор намного надежнее и долговечнее электромеханического. Он точнее поддерживает нужное напряжение в бортовой сети и не требует регулировки – электроника сама о себе побеспокоится. Это реле устанавливалось на ВАЗ 2106 вплоть до 2001 г. – до конца выпуска самого автомобиля.

Электронное реле регулятор 121.3702

Кратко об  устройстве и принципе действия. Механический коммутатор представляет собой, по сути, электромагнитное реле. Электронный состоит из электронного измерительного узла и силового ключа – обычно транзистора и иногда тиристора. Оба реле измеряют напряжение в бортовой сети и в зависимости от его значения увеличивают/уменьшают (электронное) подают/снимают (механическое) напряжение на обмотке возбуждения генератора, заставляя тот поднапрячься или «сбавить обороты».

Коммутаторы имеют одинаковые разъемы и выходные характеристики. Они взаимозаменяемы и работают по одной схеме. Таким образом, при замене одного на другой дополнительные манипуляции не нужны.

Схема подключения

Поскольку реле взаимозаменяемы, схема подключения у них одна. Рассмотрим ее подробнее.

Схема подключения реле зарядки на ВАЗ 2106
Схема зарядки ВАЗ 2106

На рисунке цифрами обозначены:

  • 1 – аккумуляторная батарея;
  • 2 – генератор;
  • 3 – реле регулятор (коммутатор);
  • 4 – замок зажигания;
  • 5 – блок предохранителей;
  • 6 – контрольная лампа;
  • 7 – реле контрольной лампы.

После включения зажигания напряжение с аккумуляторной батареи через блок предохранителей поступает на реле регулятор и реле контрольной лампы. Поскольку двигатель не запущен, на его силовых обмотках, включенных звездой, напряжения нет. Средняя точка «висит» в воздухе. Реле контрольной лампы не срабатывает и контрольная лампа не горит.

Поскольку напряжение в бортовой сети слишком низкое, реле в коммутаторе (показан механический) не срабатывает. Напряжение через его нормально замкнутые контакты поступает на обмотку возбуждения. После пуска двигателя генератор начинает вырабатывать энергию. В средней точке обмоток появляется «ноль», реле контрольной лампы срабатывает, лампа загорается.

Напряжение в бортовой сети увеличивается, и как только оно станет выше необходимого, сработает реле в коммутаторе и отключит обмотку возбуждения. Генератор перестанет вырабатывать энергию, напряжение упадет, и реле коммутатора отключится, снова подавая напряжение на обмотку возбуждения. Генератор заработает, и напряжение вновь начнет повышаться.

Если напряжение сильно увеличится, генератор снова будет отключен и процесс повторится. Таким образом, подключая и отключая обмотку возбуждения, коммутатор поддерживает необходимое напряжение в бортовой сети.

121.3702 работает почти так же, только вместо контактов обмоткой возбуждения управляет мощный транзистор. На схеме, приведенной ниже, это КТ837. Напряжение на выходе коммутатора не «скачет», увеличивается или уменьшается не резко, заставляя генератор не отключаться, а плавно изменять режим работы.

Схема подключения реле зарядки на ВАЗ 2106
Принципиальная электрическая схема регулятора 121.3702

Как проверить

Можно ли самостоятельно проверить исправность так называемого реле на зарядку ВАЗ 2106? Безусловно. Причем никаких специальных стендов не понадобится. Достаточно регулируемого блока питания (БП), лампочки на 12 В и вольтметра с пределом измерения не ниже 20 В. Подойдет простой китайский мультиметр. Собираем нехитрую схему, которая подойдет и для РР-380, и для 121.3702:

Схема подключения реле зарядки на ВАЗ 2106
Схема для проверки реле регулятора

Вольтметр на схеме не изображен – он подключен параллельно блоку питания и измеряет его выходное напряжение. Устанавливаем на БП 9-10 В и подключаем к схеме, соблюдая полярность. Лампочка должна зажечься. Пока все в порядке. Постепенно повышаем напряжение.

Как только оно достигнет значения 14-14.4 В (нормальное напряжение бортовой сети), лампа должна погаснуть – генератор отключен. Автор фото, приведенных ниже, в качестве лампы использовал отрезок светодиодной ленты. Его коммутатор явно неисправен, поскольку лента погасла лишь при напряжении 17 вольт. Такая же «красота» будет и в бортовой сети.

Аккумулятору, да и остальному электрооборудованию, это едва ли понравится. Лампочки погорят, электронные узлы, если они не имеют собственных стабилизаторов, скорее всего, тоже. Аккумулятор выкипит, перегреется. Не исключено возгорание или взрыв.

Если коммутатор механический, то лампа погаснет сразу. Если электронный, то постепенно.

Мы разобрались с реле регулятором, или коммутатором для ВАЗ 2106. Теперь вы сможете самостоятельно его проверить, а если знакомы с электроникой, то и отремонтировать. Схему 121.3702 мы привели выше. Ничего сложного, все элементы отечественные и недефицитные. Мультиметр, паяльник и терпение.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector