Если на «семёрку» предполагается ставить новый аккумулятор или возникли проблемы зарядки с имеющимся источником тока, вспомните о реле зарядки ВАЗ-2107. Но прежде чем уделять внимание его проверке, убедитесь в исправности как ременного привода, так и генератора.
Какие реле регуляторы устанавливались на семёрку
На автомобиль ВАЗ-2107 устанавливалось 2 типа взаимозаменяемых зарядных реле:
- Внешнее.
- Встроенное в генератор.
При пропадании напряжения с вывода генератора на зарядку аккумулятора включается реле контрольной лампы. Оно информирует об отсутствии заряда батареи. На старой схеме его нет, индикаторная лампочка включена в цепь. При разности потенциалов (в случае отсутствия напряжения на выходе генератора) она будет светиться. Однако она может подсвечиваться при значительных падениях напряжения в цепях нагрузки, вводя в заблуждение водителя. Поэтому в доработанной схеме с генератором 37.3701 введено это реле. Сигнализация заряда работает уже в ключевом режиме.
На обоих схемах реле зарядки ВАЗ 2107 размещены на самом генераторе. В более старых вариантах этой модели авто, с генератором Г-222 и ему подобными, этот электронный узел находился отдельно.
Где расположено
Если на генераторе, где должно находиться реле зарядки на ВАЗ 2107, инжектора нет, то электронный узел расположен на левой арке (под капотом). При его эксплуатации следите, чтобы от этой «шоколадки» хорошо отводилось тепло. В противном случае блок выходит из строя перегоранием электронного ключа. Из-за этого на обмотку перестаёт поступать напряжение возбуждения, и он не будет восполнять разряд аккумулятора.
Схема подключения
Схемы цепи тока зарядки существенно не отличаются, как и принцип действия этого электронного узла.
Принцип действия
Считается, что реле зарядки ВАЗ 2107 стабилизирует напряжение заряда батареи, но по факту оно работает в ключевом режиме, блокируя функционирование генератора при достижении на его выходе напряжения 14,8 В. Это своего рода стабилизация. С учётом того, что сеть постоянно под нагрузкой, реле напряжения поддерживает номинал бортовой сети в пределах 13,2 – 14,8 В.
Для лучшего понимания работы устройства рассмотрим схему проверки ВАЗ 2107 (карбюратор или инжектор). При этом нет разницы, где находится реле зарядки, так как принцип их работы идентичен. Если на устройство, включённое по схеме, изображённой на рисунке 4 или 6, подать напряжение в пределах номинального значения для АКБ, то лампочка будет светиться. В работе системы это выражается тем, что при номинальном значении напряжения ток подаётся на обмотку возбуждения, и генератор восполняет разряд аккумулятора под нагрузкой.
Стоит увеличить разность потенциала, как реле отключает цепь управления. При напряжении на клеммах Б и корпусе выше 14,8 В цепь управления обесточивается (см. рисунок 6). На схеме проверки (рисунок 4) это выражается тем, что лампочка гаснет. При таком напряжении сети обмотка генератора не будет возбуждаться. В таких случаях, если генератор не нагружен, он может показывать возрастание напряжения, но в схеме зарядки восполнение разряда аккумулятора происходить не будет. Так стабилизируется напряжение автомобильной сети.
Признаки неисправности
Самый простой признак неисправности реле зарядки – генератор не восполняет разряд аккумуляторной батареи. Это может выражаться тем, что при заведённом двигателе напряжение автомобильной сети возрастает. И если батарея новая, то неисправность удастся заметить лишь через месяц эксплуатации, а то и больше.
Некоторые «умельцы» решают проблему использованием перемычки или даже сопротивления. Иногда последнее настолько удачно подобрано, что неполадки почти не проявляются.
Учитывайте это при приобретении подержанного авто, когда ставите свой аккумулятор для проверки электрооборудования (естественно, новый). Неисправность реле заряда за непродолжительный срок, создавая видимость работоспособности электрооборудования, угробит любой источник питания. Причём последствия могут быть любыми – от преждевременного выхода из строя аккумулятора до его закипания с возгоранием электропроводки.
Как проверить
Предварительно проверить работоспособность реле зарядки можно не отключая его от схемы электрооборудования. Для этого подключают вольтметр: “+” на плюс аккумулятора (на клеммы), а “-” – на корпус. Если в процессе работы двигателя при разных его оборотах не наблюдается повышение напряжения более 13,2 – 14,8 В, то реле, скорее всего, работает корректно. Если происходят кратковременные скачки напряжения, а тем более продолжительные — реле неисправно.
Более точную проверку делают по описанному выше алгоритму. Для этого руководствуйтесь схемами на картинках 4 и 6.
В трёхуровневом реле переключателем устанавливаются такие напряжения:
- низкое — 13,6 В;
- номинальное — 14,2 В;
- высокое — 14,8 В.
Как поменять РР на ВАЗ 2107 и какие есть варианты
Замена реле несложная. Для внешнего устройства сначала отключают провода питания, затем нагрузки, после чего откручивают крепящие его болты. Установка аналога идёт в обратной последовательности. Реле на генераторе тоже крепится двумя болтами. До их извлечения отключают клемму питания. Такое устройство имеет 2 щётки, после изнашивания которых предстоит замена всего узла. В первом варианте щётки – это отдельный узел.
Если сложно найти исправный прибор, то его собирают по схеме, приведённой ниже.
Выходные транзисторы структуры p-n-p подойдут от старых лампово-транзисторных цветных телевизоров. В качестве диодов можно применить 1N4004 – 1N4007, стабилитрон – любой 5-вольтовый. Т1 и Т2 устанавливают на теплоотвод, который имеет изолированный, но хороший тепловой контакт с корпусом авто.
Сейчас читают: