Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5

Зарядные устройства

Статей на тему диагностики и ремонта современной и чаще импортной мото- и автомобильной техники в Интернете много. А материалов о решении проблем с отечественной техникой, особенно преклонного возраста, почти не найти. В статье мы попробуем частично восполнить этот пробел. Поговорим о том, почему нет зарядки на Иж Юпитер 5, как найти и устранить неисправность собственными силами.

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5

Схема электропроводки

Прежде чем искать неисправность, познакомимся с электрической схемой мотоцикла. Всю ее изучать, конечно, не нужно – нас интересуют лишь цепи зарядки АКБ.

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5
Электрическая схема мотоцикла Иж Юпитер 5

На схеме нам важны следующие позиции:

  • 23 – аккумуляторная батарея (АКБ);
  • 11 – генератор;
  • 12 – блок выпрямителя и регулятора напряжения;
  • 3 – контрольная лампа работы генератора.

И, конечно, нас интересуют провода, соединяющие эти узлы. На схеме их расцветка обозначена буквами: О – оранжевый; Г – голубой; Ж – желтый; Кч – коричневый; Р – розовый; С – серый; К – красный; Ф – фиолетовый; Ч – черный; З – зеленый.

Типовые проблемы и их решение

Как видно из приведенной выше электрической схемы, проблемы с зарядкой могут быть вызваны неисправностью в следующих узлах:

  • аккумуляторная батарея;
  • проводка;
  • генератор;
  • реле-регулятор со встроенным выпрямителем.

Рассмотрим возможные неисправности и методы их устранения для каждого узла более подробно.

К проводке относят колодки разъемов и держатель предохранителя (на схеме позиция 24). Это самое слабое звено. Колодки нередко заливаются водой, отходят, окисляются, подгорают их контакты.

Неисправен аккумулятор

Начнём с аккумуляторной батареи, поскольку со временем она вырабатывает свой ресурс и иногда выходит из строя по другим причинам. Прежде всего, проводим визуальный осмотр на предмет механических повреждений и потеков кислоты. Если АКБ с жидким электролитом, дополнительно убеждаемся, что все ячейки (банки) АКБ заполнены им до нормального уровня.

Проверка уровня электролита в обслуживаемом и необслуживаемом наливных аккумуляторах

Далее измеряем напряжение на клеммах при выключенном зажигании. Для этого воспользуемся любым мультиметром в режиме измерения постоянных напряжений. Поскольку у нас проблемы с зарядкой, напряжение на клеммах АКБ будет низким – он наверняка «чуть живой». В любом случае мультиметр должен показать напряжение не ниже 11.4 В.

Если напряжение ниже или отсутствует, то аккумулятор, увы, придется заменить – как минимум одна из секций вышла из строя (обрыв, замыкание, глубокая сульфатация). Но если батарея обслуживаемая, то прежде чем идти в магазин, измеряем плотность электролита в каждой ячейке. Если все в порядке, заряжаем батарею сетевым зарядным устройством и уже заряженную нагружаем лампой дальнего света. Напряжение на АКБ не должно «проседать» более чем на несколько десятых вольта.

Проблемы с проводкой

Со временем проводка, как и все остальные узлы, стареет и изнашивается. Изоляция становится хрупкой, перетирается, вызывая утечки и замыкания. Иногда перегорают или просто переламываются жилы. Нередко отказывают соединительные колодки. Отключаем аккумулятор и мультиметром прозваниваем все провода, соединяющие вышеперечисленные узлы. Колодки рассоединяем, проверяем, при необходимости чистим или меняем.

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5
Причина проблемы явно в этой колодке

Проблемы с генератором

Прежде чем начать ремонт генератора, убедимся, что проблема в нем. Для проверки генератора понадобится лампа на 12 В и небольшой кусок провода. Методика следующая:

  1. Отсоединяем генератор от реле-регулятора.
  2. Замыкаем на генераторе провода, которые шли к контактам X1 и X2 регулятора (распиновка контактов реле-регулятора приведена на рисунке ниже).
  3. При запущенном на холостых оборотах двигателе подключаем поочередно лампу к проводам генератора, которые подключались к клеммам С1-С2, С2-С3, и С3-С1 регулятора. Во всех положениях лампочка должна гореть в полнакала (напряжение на обмотках – около 8 В).

А теперь о ремонте. Чаще всего проблемы в этом узле вызывает износ или залипание щеток. Поэтому поиск неисправности в генераторе начинаем с них. Вынимаем щетки из гнезд, убеждаемся, что они не сточились «по самые уши» и свободно двигаются в своих посадочных местах. Рабочие поверхности должны быть без сколов и задиров. Износившиеся щетки меняем.

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5
Вот и все, что может остаться от щеток при длительной эксплуатации

При помощи фонарика осматриваем токосъемные кольца ротора. Кольца хорошо видны в отверстиях посадочных мест щеток. Они (кольца) должны быть гладкими, без видимого износа и без задиров. Если не в порядке, придется менять ротор.

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5
Кольца явно «слегка» износились (фото ротора автомобильного генератора)

Теперь прозвонка. Измеряем сопротивление между кольцами. Омметр должен показать очень низкое сопротивление – несколько Ом. Сопротивление между кольцами и корпусом ротора должно быть бесконечно большим.

Прозвонка ротора генератора 281 3701

На фото мы видим демонтированный ротор. Тем не менее генератор для этих целей не нужно разбирать – до колец можно добраться щупами прибора через посадочные места щеток или измерить сопротивление прямо на щетках, предварительно отключив их провода от реле-регулятора (см. схему выше).

Теперь статор. Генератор трехфазный, потому статор имеет три обмотки, соединенные «звездой». Отключаем обмотки от бортовой сети и прозваниваем их (см. схему выше). Обмотки должны иметь примерно одинаковое сопротивление (несколько Ом) и не «звониться» с корпусом (массой) генератора. Если звонятся – генератор нужно менять.

Проверка обмоток статора

Обмотки могут иметь межвитковое замыкание, которое тестером не выявить. Но с большой долей вероятности его можно вычислить просто рукой – генератор с межвитковым замыканием сильно греется во время работы.

Реле регулятор — проверка и ремонт

Прежде всего – схема, на которую будем опираться при проверке и ремонте узла.

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5
Электрическая принципиальная схема реле-регулятора БПВ 14-10

Также нам пригодится распиновка колодки подключения реле к бортовой сети:

Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5

Как видно из схемы и рисунка, регулятор на Иж Юпитер 5 совмещен с выпрямителем, собранным на шести диодах. Сначала проверяем их. Отключаем реле от бортовой сети, прозваниваем диоды мультиметром, включенным в режим проверки диодов. В одном направлении диод проводит ток, в другом нет. Для проверки выпаивать диоды из платы не нужно. Для проверки диодов можно использовать лампочку на 12 В и источник постоянного напряжения 9-12 В. Подойдет штатный аккумулятор. Методика проверки та же, что и мультиметром. В одну сторону диод проводит ток, лампа горит. При смене полярности подключения батареи лампа не должна гореть.

А теперь проверка и ремонт реле-регулятора. Производитель рекомендует проверять и ремонтировать реле по следующей методике:

  • Замкнуть управляющий электрод V5 с анодом V1, включить зажигание. Если контрольная лампа на приборной панели не горит — проверить R1, С1, V5. Лампа горит — выключить зажигание и продолжить.
  • Замкнуть коллектор с эмиттером V17, включить зажигание. Если контрольная лампа на приборной панели не горит — проверить V6 и R8. Лампа горит — выключить зажигание, продолжить.
  • Отсоединить коллектор V16 от резисторов R6, R5 и включить зажигание. Если лампа не горит, проверить R5, R6, R7,V3, V17. Лампа горит — выключить зажигание, продолжить, подсоединив коллектор V16 на место.
  • Замкнуть базу с эмиттером V16, включить зажигание. Если лампа не горит — проверить V16. Лампа горит — заменить и проверить V2, R3 и R4.

После замены стабилитрона V2 или транзистора V17 необходимо проверить величину напряжения на клеммах +Х8 и –Х2. При средних оборотах двигателя она должна быть в пределах 13.5-14.2 В. Если напряжение ниже — увеличить R3 или уменьшить R2; если выше — уменьшить R3 или увеличить R2.

Как улучшить зарядку

Как это ни прискорбно, генератор на Иж Юпитер 5 был выбран конструкторами неудачно. При холостых оборотах и включенной фаре ему не хватает мощности (на полных оборотах мощность генератора достигает 280 Вт, а на холостых падает до 140 Вт). В такой ситуации мы наблюдаем слабый заряд, а в некоторых случаях даже разряд АКБ. Об установке дополнительного электрооборудования речь вообще не идет – нет резервов.

К сожалению, более мощного аналога, подходящего по креплениям, не существует, поэтому приходится что-то изобретать с переделкой этих самых креплений. Некоторые мотоциклисты рекомендуют использовать генераторы от скутеров, но более удачный и простой вариант, на наш взгляд, – установка генераторов от мотоциклов «Восход» и «Минск». Описывать методику замены мы не будем – соответствующей информации много в Интернете.

Мы разобрались с неисправностями, которые вызывают отсутствие зарядки аккумулятора на мотоцикле Иж Юпитер 5. Надеемся, приведенная информация поможет вам выявить и устранить причину этой проблемы самостоятельно.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.