Статей на тему диагностики и ремонта современной и чаще импортной мото- и автомобильной техники в Интернете много. А материалов о решении проблем с отечественной техникой, особенно преклонного возраста, почти не найти. В статье мы попробуем частично восполнить этот пробел. Поговорим о том, почему нет зарядки на Иж Юпитер 5, как найти и устранить неисправность собственными силами.
Схема электропроводки
Прежде чем искать неисправность, познакомимся с электрической схемой мотоцикла. Всю ее изучать, конечно, не нужно – нас интересуют лишь цепи зарядки АКБ.
На схеме нам важны следующие позиции:
- 23 – аккумуляторная батарея (АКБ);
- 11 – генератор;
- 12 – блок выпрямителя и регулятора напряжения;
- 3 – контрольная лампа работы генератора.
И, конечно, нас интересуют провода, соединяющие эти узлы. На схеме их расцветка обозначена буквами: О – оранжевый; Г – голубой; Ж – желтый; Кч – коричневый; Р – розовый; С – серый; К – красный; Ф – фиолетовый; Ч – черный; З – зеленый.
Типовые проблемы и их решение
Как видно из приведенной выше электрической схемы, проблемы с зарядкой могут быть вызваны неисправностью в следующих узлах:
- аккумуляторная батарея;
- проводка;
- генератор;
- реле-регулятор со встроенным выпрямителем.
Рассмотрим возможные неисправности и методы их устранения для каждого узла более подробно.
К проводке относят колодки разъемов и держатель предохранителя (на схеме позиция 24). Это самое слабое звено. Колодки нередко заливаются водой, отходят, окисляются, подгорают их контакты.
Неисправен аккумулятор
Начнём с аккумуляторной батареи, поскольку со временем она вырабатывает свой ресурс и иногда выходит из строя по другим причинам. Прежде всего, проводим визуальный осмотр на предмет механических повреждений и потеков кислоты. Если АКБ с жидким электролитом, дополнительно убеждаемся, что все ячейки (банки) АКБ заполнены им до нормального уровня.
Проверка уровня электролита в обслуживаемом и необслуживаемом наливных аккумуляторах
Далее измеряем напряжение на клеммах при выключенном зажигании. Для этого воспользуемся любым мультиметром в режиме измерения постоянных напряжений. Поскольку у нас проблемы с зарядкой, напряжение на клеммах АКБ будет низким – он наверняка «чуть живой». В любом случае мультиметр должен показать напряжение не ниже 11.4 В.
Если напряжение ниже или отсутствует, то аккумулятор, увы, придется заменить – как минимум одна из секций вышла из строя (обрыв, замыкание, глубокая сульфатация). Но если батарея обслуживаемая, то прежде чем идти в магазин, измеряем плотность электролита в каждой ячейке. Если все в порядке, заряжаем батарею сетевым зарядным устройством и уже заряженную нагружаем лампой дальнего света. Напряжение на АКБ не должно «проседать» более чем на несколько десятых вольта.
Проблемы с проводкой
Со временем проводка, как и все остальные узлы, стареет и изнашивается. Изоляция становится хрупкой, перетирается, вызывая утечки и замыкания. Иногда перегорают или просто переламываются жилы. Нередко отказывают соединительные колодки. Отключаем аккумулятор и мультиметром прозваниваем все провода, соединяющие вышеперечисленные узлы. Колодки рассоединяем, проверяем, при необходимости чистим или меняем.
Проблемы с генератором
Прежде чем начать ремонт генератора, убедимся, что проблема в нем. Для проверки генератора понадобится лампа на 12 В и небольшой кусок провода. Методика следующая:
- Отсоединяем генератор от реле-регулятора.
- Замыкаем на генераторе провода, которые шли к контактам X1 и X2 регулятора (распиновка контактов реле-регулятора приведена на рисунке ниже).
- При запущенном на холостых оборотах двигателе подключаем поочередно лампу к проводам генератора, которые подключались к клеммам С1-С2, С2-С3, и С3-С1 регулятора. Во всех положениях лампочка должна гореть в полнакала (напряжение на обмотках – около 8 В).
А теперь о ремонте. Чаще всего проблемы в этом узле вызывает износ или залипание щеток. Поэтому поиск неисправности в генераторе начинаем с них. Вынимаем щетки из гнезд, убеждаемся, что они не сточились «по самые уши» и свободно двигаются в своих посадочных местах. Рабочие поверхности должны быть без сколов и задиров. Износившиеся щетки меняем.
При помощи фонарика осматриваем токосъемные кольца ротора. Кольца хорошо видны в отверстиях посадочных мест щеток. Они (кольца) должны быть гладкими, без видимого износа и без задиров. Если не в порядке, придется менять ротор.
Теперь прозвонка. Измеряем сопротивление между кольцами. Омметр должен показать очень низкое сопротивление – несколько Ом. Сопротивление между кольцами и корпусом ротора должно быть бесконечно большим.
Прозвонка ротора генератора 281 3701
На фото мы видим демонтированный ротор. Тем не менее генератор для этих целей не нужно разбирать – до колец можно добраться щупами прибора через посадочные места щеток или измерить сопротивление прямо на щетках, предварительно отключив их провода от реле-регулятора (см. схему выше).
Теперь статор. Генератор трехфазный, потому статор имеет три обмотки, соединенные «звездой». Отключаем обмотки от бортовой сети и прозваниваем их (см. схему выше). Обмотки должны иметь примерно одинаковое сопротивление (несколько Ом) и не «звониться» с корпусом (массой) генератора. Если звонятся – генератор нужно менять.
Проверка обмоток статора
Обмотки могут иметь межвитковое замыкание, которое тестером не выявить. Но с большой долей вероятности его можно вычислить просто рукой – генератор с межвитковым замыканием сильно греется во время работы.
Реле регулятор — проверка и ремонт
Прежде всего – схема, на которую будем опираться при проверке и ремонте узла.
Также нам пригодится распиновка колодки подключения реле к бортовой сети:
Как видно из схемы и рисунка, регулятор на Иж Юпитер 5 совмещен с выпрямителем, собранным на шести диодах. Сначала проверяем их. Отключаем реле от бортовой сети, прозваниваем диоды мультиметром, включенным в режим проверки диодов. В одном направлении диод проводит ток, в другом нет. Для проверки выпаивать диоды из платы не нужно. Для проверки диодов можно использовать лампочку на 12 В и источник постоянного напряжения 9-12 В. Подойдет штатный аккумулятор. Методика проверки та же, что и мультиметром. В одну сторону диод проводит ток, лампа горит. При смене полярности подключения батареи лампа не должна гореть.
А теперь проверка и ремонт реле-регулятора. Производитель рекомендует проверять и ремонтировать реле по следующей методике:
- Замкнуть управляющий электрод V5 с анодом V1, включить зажигание. Если контрольная лампа на приборной панели не горит — проверить R1, С1, V5. Лампа горит — выключить зажигание и продолжить.
- Замкнуть коллектор с эмиттером V17, включить зажигание. Если контрольная лампа на приборной панели не горит — проверить V6 и R8. Лампа горит — выключить зажигание, продолжить.
- Отсоединить коллектор V16 от резисторов R6, R5 и включить зажигание. Если лампа не горит, проверить R5, R6, R7,V3, V17. Лампа горит — выключить зажигание, продолжить, подсоединив коллектор V16 на место.
- Замкнуть базу с эмиттером V16, включить зажигание. Если лампа не горит — проверить V16. Лампа горит — заменить и проверить V2, R3 и R4.
После замены стабилитрона V2 или транзистора V17 необходимо проверить величину напряжения на клеммах +Х8 и –Х2. При средних оборотах двигателя она должна быть в пределах 13.5-14.2 В. Если напряжение ниже — увеличить R3 или уменьшить R2; если выше — уменьшить R3 или увеличить R2.
Как улучшить зарядку
Как это ни прискорбно, генератор на Иж Юпитер 5 был выбран конструкторами неудачно. При холостых оборотах и включенной фаре ему не хватает мощности (на полных оборотах мощность генератора достигает 280 Вт, а на холостых падает до 140 Вт). В такой ситуации мы наблюдаем слабый заряд, а в некоторых случаях даже разряд АКБ. Об установке дополнительного электрооборудования речь вообще не идет – нет резервов.
К сожалению, более мощного аналога, подходящего по креплениям, не существует, поэтому приходится что-то изобретать с переделкой этих самых креплений. Некоторые мотоциклисты рекомендуют использовать генераторы от скутеров, но более удачный и простой вариант, на наш взгляд, – установка генераторов от мотоциклов «Восход» и «Минск». Описывать методику замены мы не будем – соответствующей информации много в Интернете.
Мы разобрались с неисправностями, которые вызывают отсутствие зарядки аккумулятора на мотоцикле Иж Юпитер 5. Надеемся, приведенная информация поможет вам выявить и устранить причину этой проблемы самостоятельно.
Сейчас читают: