Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57

Автомобильные

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора есть у всех или почти у всех автовладельцев. У кого-то простое, с ручной регулировкой, у кого-то автомат. В этой статье мы поговорим об интересной разработке НПП «Орион» – универсальном зарядно-предпусковом устройстве (ЗПУ) «Вымпел 57». Он работает в полностью автоматическом режиме и заряжает все, что заряжается.

Характеристики и внешний вид

Несмотря на высокую мощность и широкие возможности, прибор компактный и управляется всего двумя поворотными ручками.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Внешний вид зарядно-предпускового устройства «Вымпел 57» спереди

Одна ручка служит для установки тока, другая – напряжения. ЖК-дисплей предназначен для отображения режимов работы и информации по процессу зарядки. Подключение к заряжаемому аккумулятору производится при помощи кабелей с зажимами типа «крокодил». Для удобства хранения кабели подключения к батарее и сетевой шнур прячутся в нишу на задней стенке.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Внешний вид зарядно предпускового устройства «Вымпел 57» сзади

В этой же нише расположена решетка, закрывающая вентилятор принудительного охлаждения.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Вентилятор охлаждения находится в нише для укладки проводов во время хранения

Прибор является универсальным микропроцессорным устройством. Он позволяет заряжать практически все популярные типы аккумуляторов с конечным напряжением до 18 В, включая батареи, разряженные «в ноль». Возможно использование в качестве предпускового устройства.

Типы аккумуляторных батарей, поддерживаемые микропроцессорным ЗПУ «Вымпел 57»

Тип АКБ
Номинальное напряжение, В
Кислотные
WET
серебряные (Sb)
6 / 12
кальциевые (Ca)
гибридные (Ca/Sb)
сурьмянистые (Sb)
EFB/AGM
GEL
Long Life/Deep-Cycle
Щелочные
Ni-Cd, Ni-Mh
6 / 7,2 / 8,4 / 9,6 / 10,8 / 12
Литиевые
Li-pol, Li-ion
7,4 / 11,1 / 14,8
LFP (LiFePO4)
6,4 / 9,6 / 12 / 15
LTO (Li4Ti5O12)
7,2 / 9,6 / 12 / 14,4 / 16,8
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
При необходимости устройство можно использовать в качестве стабилизированного лабораторного блока с выходным напряжением 7.4-18 В и с ограничением (стабилизацией) тока (до 20 А).

Остальные технические характеристики зарядного устройства следующие:

  • Напряжение питания, В – 180-240 В переменного тока.
  • Диапазон регулировки выходного напряжения, В – 7.4-18.
  • Диапазон регулировки выходного тока, А – 0.8-20.
  • Выходное напряжение (режим стабилизации тока), В – 0-18.
  • Точность установки напряжения, В – ± 0,2.
  • Точность стабилизации напряжения, В – ± 0,1.
  • Точность установки тока, А – ± 0,2.
  • Точность стабилизации тока, А – ± 0,1.
  • Диапазон измерения в режиме вольтметра, В – 8.5-23.
  • Охлаждение – принудительное, автоматическое.
  • Габариты, мм – 200 х 155 х 85.
  • Вес, кг – 0.97.

Какие есть режимы зарядки, функции и защиты

Посмотрим, какими возможностями обладает это устройство. Начнем с основной – зарядка аккумуляторных батарей. Прибор поддерживает два режима заряда – автоматический и ручной.

Автоматический

В автоматическом режиме зарядка батареи проводится в три этапа:

  1. Начальная установка.
    На этом этапе пользователь устанавливает ток заряда, конечное напряжение, подключает АКБ и активирует автоматический режим (на рис. ниже участок I).
  2. Зарядка.
    ЗПУ заряжает АКБ заданным пользователем током до тех пор, пока батарея не наберет 80-90% емкости. При этом напряжение на клеммах постепенно увеличивается (участок II).
  3. Дозарядка.
    Ток начинает уменьшаться до тех пор, пока напряжение на клеммах АКБ не достигнет установленного пользователем (участок III).

Буферный режим. На клеммах батареи поддерживается ток, компенсирующий саморазряд аккумулятора. Напряжение на клеммах не выходит за пределы установленного пользователем (участок IV).

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
График работы зарядного устройства «Вымпел 57» в автоматическом режиме

По окончании зарядки батарея может оставаться подключенной к зарядному устройству (буферный режим) сколь угодно долго. Для не новых АКБ это даже полезно. Как правило, при таком режиме у них увеличивается емкость и уменьшается внутреннее сопротивление.

Если прибор обнаружит сульфатацию, то автоматически снизит ток зарядки и перейдет в режим десульфатации. Этот процесс может занять от пары минут до нескольких часов, после чего ток увеличится до заданного и зарядка продолжится.

Ручной

В этом режиме конечное напряжение устанавливается заведомо выше необходимого для данного типа аккумулятора. Ток заряда поддерживается на заданном пользователем уровне. За степенью заряда необходимо следить вручную общепринятыми методами – по напряжению, плотности электролита, времени, силе тока и пр.

Предпусковой

Этот режим поможет запустить двигатель при подсевшем аккумуляторе. Его суть в следующем: на батарею в течение короткого времени (5-30 мин) подается максимально возможный ток (но не более 20 А) с ограничением по напряжению, равному напряжению полностью заряженного АКБ данного типа. Это позволяет аккумулятору максимально быстро, но безопасно набрать энергию для пуска двигателя.

Этот режим нештатный и нежелательный для АКБ любого типа. Это лишь крайняя мера, после которой батарею нужно обслужить и зарядить согласно инструкции по ее использованию.

Лабораторный блок питания

При необходимости зарядное устройство используется для питания устройств, требующих постоянного стабилизированного напряжения от 7.4 до 18 В с током потребления до 20 А. При этом пользователь может выставить величину тока, выше которой он не поднимется даже при КЗ (ограничение потребляемого тока, или стабилизация тока).

Отображение информации

Для отображения информации служит ЖК-дисплей. Он может находиться в одном из пяти режимов, в каждом из которых отображаются:

  • Заданный ток и конечное напряжение.
  • Текущий ток заряда и напряжение на клеммах батареи.
  • Количество отданной энергии и время, прошедшее с начала зарядки.
  • Количество отданной энергии и процент заряда (рассчитывается прибором по оценочному алгоритму и может быть приблизительным).
  • Сообщение «Заряд окончен», напряжение на клеммах, ток буферного режима (если он больше 200 мА).

Первый режим активируется в момент настройки прибора, второй-четвертый выводится циклически по кругу в ходе зарядки, пятый – по окончании процесса.

Примеры отображения информации

Защита

Прибор имеет встроенную защиту от перегрева и переполюсовки. При увеличении температуры внутри зарядного устройства (не аккумулятора!) включается встроенный вентилятор. Если температура продолжает расти, автоматика уменьшает ток зарядки. При этом на дисплее появляется соответствующее мигающее сообщение «t °С». Как только температура нормализуется, ток увеличивается до заданного.

При неправильном подключении заряжаемой батареи (перепутана полярность) ЗУ отключится от аккумулятора, а на дисплее замигает надпись «ПЕР». После отсоединения АКБ работоспособность зарядного устройства автоматически восстанавливается.

Вольтметр

Этим прибором можно измерить напряжение на клеммах батареи. Диапазон измерений – 7.4-23 В, точность – ± 0.1 В. При более низком напряжении вольтметр не включится.

В режиме «Вольтметр» прибор должен быть отключен от сети, поскольку при подаче сетевого напряжения он автоматически перейдет в режим зарядки.

Плюсы и минусы

Обозначим достоинства и недостатки зарядно-предпускового устройства «Вымпел 57». Будем ориентироваться не на собственное, возможно, предвзятое мнение, а на мнение тех, кто его купил для конкретных целей, а не в качестве эксперимента.

Достоинства
Компактный и может давать такой большой ток.
Универсальный. Подходит для всех популярных типов батарей.
Простое управление.
Надежная схемотехника, многоуровневая защита.
Есть предпусковой режим.
Хорошая цена для такого функционала.
Возможность использования как блока питания.
Автоматическая работа с опцией перехода в ручной режим.
Зарядка полностью посаженных аккумуляторов.
Информативный дисплей.
Недостатки
Информация на экране изменяется сама собой. Ее нельзя остановить или выбрать. Приходится ждать, чтобы посмотреть то, что нужно.
Главный недостаток – тонкие провода. При токах более 5 А ощутимо нагреваются.
Некачественные «крокодилы». Плохо фиксируются на клеммах, плохой контакт. Быстро разбалтываются.
Очень чувствительные регуляторы – сложно «поймать» нужное напряжения и ток.
Отсутствует клавиша включения.

Советы по доработке и как откорректировать показания напряжения

Дорабатывать в этом приборе особо нечего – разработка и конструкция профессиональные. Тем не менее проблемы есть. При зарядке большими токами ЗПУ перегревается и циклически «идет отдыхать» – уменьшает зарядный ток, пока не остынет. Так существенно увеличивается время заряда. Поэтому тем, кто пользуется прибором для зарядки батареи большой емкости, возможно, будут полезны предлагаемые несложные доработки. Есть и другие «мелочи», полезные всем владельцам ЗУ «Вымпел 57».

Замена вентилятора охлаждения

В устройстве установлен кулер размером 40 х 40 мм. Его производительности явно не хватает при работе с большими токами. Но что мешает его заменить на более производительный размерами 60 х 60 мм? Первый вариант простой, но не самый удачный. Просто выкусываем старый вентилятор, не разбирая прибор.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Маленький вентилятор варварски выкушен

Отрезаем провода, подключаем к ним новый и крепим вентилятор с наружной стороны корпуса в нишу для проводов.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Установлен большой вентилятор
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
На заметку. В этой доработке есть две проблемы: 1. Новый кулер занял практически всю нишу. Провода в ней уже не уместятся. 2. Большой вентилятор потребляет намного больший (примерно 200 мА против 80 у маленького) ток, а управляет им транзистор с максимально допустимым током 150 мА. Вероятно, транзистор проживет недолго.

Поскольку первый вариант не особо корректен, функционален и эстетичен, сделаем по-другому. Разбираем ЗПУ, снимаем маленький вентилятор, ставим большой – места, как оказалось, достаточно.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Новый кулер отлично встал на месте старого внутри корпуса

На фото мы видим плату – это регулируемый преобразователь. Подойдет, к примеру, такой. На его вход можно подавать напряжение от 4.5 до 50 В, выход настроить на любое из диапазона 3-35 В. Стоит он порядка 60 рублей.

Поскольку ключевой транзистор, управлявший старым вентилятором, слаб, придется запитать новый от другого источника. В его качестве автор доработки использовал выход устройства. Таким образом, преобразователь подключен к входным клеммам, вентилятор – к выходу преобразователя, настроенному на напряжение 12 В. Преобразователь лучше разместить рядом с кулером, чтобы он не закрывал радиаторы.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Вариант размещения преобразователя

Теперь вентилятор вращается постоянно и имеет повышенную производительность – никакого перегрева. Если совсем «холодно», то можно выставить на выходе преобразователя напряжение пониже. И шума будет меньше.

При такой доработке нужно учитывать, что показания амперметра будут завышены на величину тока потребления вентилятором. Кроме того, конструкцию можно упростить, заменив транзистор, управлявший старым вентилятором, на более мощный. В этом случае показания амперметра будут верными, а вентилятор станет включаться по необходимости.

Нанесение термопасты

Замена вентилятора, конечно, поможет. Но это полумера. Чтобы сделать охлаждение выходных транзисторов максимально эффективным, нужно выполнить ту работу, которую забыл или поленился сделать производитель — поставить эти транзисторы на термопасту.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Выходные транзисторы у ЗПУ почему-то стоят на радиаторах без термопасты

Отвернули винт крепления, нанесли, закрутили. Теперь «Вымпел 57» будет чувствовать себя намного лучше.

Нанести термопасту – дело 20 минут

Корректировка вольтметра

В некоторых экземплярах ЗПУ вольтметр «врет», и иногда прилично. Беда поправима. Вскрываем прибор, находим подстроечный резистор, помеченный на фото ниже стрелкой, и корректируем по образцовому вольтметру, подключенному к «крокодилам» ЗУ.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Этот резистор позволяет откорректировать показания встроенного вольтметра

Вот такие несложные доработки. И раз уж вы взялись за свой «зарядник», не поленитесь поменять силовые провода на более толстые, а крокодилы – на более качественные и зубастые. И поставьте выключатель, чтобы не дергать вилку из розетки по 10 раз в процессе настройки режимов.

Обзор зарядно-предпускового устройства Вымпел 57
Установка выключателя существенно облегчит работу с ЗПУ

Инструкция и схемы

Пару слов о том, как пользоваться ЗПУ «Вымпел 57» и как правильно заряжать с его помощью аккумуляторы разных типов.

Проверка работоспособности

Выясним, исправно ли устройство. Для этого выполним несколько простых шагов:

  1. Выводим регуляторы тока и напряжения в крайнее левое положение, вращая их против часовой стрелки.
  2. Вставляем вилку питания в розетку.
  3. Поворачивая ручку регулировки напряжения, убеждаемся, что оно (напряжение) плавно изменяется от 0 до 18 В. Амперметр показывает «0». Выходные клеммы должны быть разомкнуты. Оставляем ручку в положении 5-10 В.
  4. Замыкаем выходные клеммы.
  5. Медленно вращаем ручку регулировки тока и убеждаемся, что он плавно изменяется от 0 до 18-20 А.
  6. Прибор исправен.

Автоматическая зарядка

Чтобы зарядить аккумуляторную батарею в автоматическом режиме, необходимо:

  1. Вставить вилку питания в розетку. АКБ не подключена, выходные клеммы разомкнуты.
  2. Ручкой регулировки напряжения выставьте конечное значение напряжения зарядки согласно паспорту вашего аккумулятора.
  3. Ручкой регулировки тока установите ток зарядки согласно паспортному значению вашей АКБ. Общепринятые рекомендации – 10% от емкости батареи.
  4. Отключите прибор от сети. Подключите аккумулятор, соблюдая полярность – красный зажим к клемме «+», черный – к клемме «-».
  5. Подключите ЗПУ к сети. Начнется автоматическая зарядка, по окончании которой на дисплее появится соответствующее сообщение.

В официальном руководстве по использованию, которое можно скачать по ссылке ниже, вы найдете таблицу рекомендуемых конечных напряжений зарядки для АКБ всех типов, поддерживаемых этим ЗПУ.

Ручной режим

Для установки ручного режима нужно проделать те же шаги, но в п. 2 устанавливается напряжение заведомо большее, чем конечное напряжение зарядки вашего аккумулятора. В этом случае заряд будет идти до тех пор, пока вы его не остановите вручную.

Важно! В ручном режиме ответственность за перезарядку и все вытекающие последствия (выход АКБ из строя, возгорание и пр.) ложится на вас. Внимательно следите за процессом заряда и вовремя отключите аккумулятор от прибора.

Предпусковой режим

Если аккумулятору не хватает энергии для пуска двигателя, то выполните следующее:

  1. Подключите прибор к сети. Установите напряжение полностью заряженного аккумулятора. Выходные клеммы должны быть разомкнуты.
  2. Отключите прибор от сети. Поставьте ручку регулировки тока в крайнее левое положение (минимальный ток).
  3. Подключите ЗПУ к аккумулятору. Включите ЗПУ в сеть.
  4. Установите ручкой регулировки максимальный ток.
  5. Подождите 5-30 минут в зависимости от степени разряженности вашей АКБ.
  6. Не отключая ЗПУ, произведите пуск.
  7. Ручкой регулировки установите минимальный ток, отключите ЗПУ от сети, а потом от аккумулятора.

Для увеличения пускового тока можно применить несколько ЗПУ, включенных параллельно.

Блок питания

Чтобы запитать внешний потребитель, просто включите зарядное устройство в сеть, выставьте нужное напряжение, значение тока, выше которого он не должен подниматься, и подключите нагрузку. При необходимости изменять выходное напряжение и ток стабилизации можно при подключенной нагрузке.

Вольтметр

Подключите клеммы ЗПУ к контактам, напряжение на которых надо измерить, соблюдая полярность – красный щуп – «+», черный – «-». Сам прибор в сеть включать не нужно. Диапазон измерения – 8.5-23 В.

Важно! Данная информация краткая и носит ознакомительный характер. Подробно о работе с зарядно-предпусковым устройством вы можете прочитать в инструкции по эксплуатации на ЗПУ «Вымпел 57». Принципиальной электрической схемы на этот прибор, к сожалению, в свободном доступе нет.

Мы познакомились с зарядым устройством «Вымпел 57». Будем надеяться, что представленная в этой статье информация поможет сделать правильный выбор тому, кто задумался о покупке зарядного устройства для АКБ своего автомобиля.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector