Какое зарядное устройство (ЗУ) для автомобильного аккумулятора лучше – ручное или автоматическое? Чтобы помочь разобраться в этом вопросе, мы постоянно публикуем обзоры разнообразных ЗУ. В этой статье речь пойдет о полностью автоматическом зарядном устройстве «Вымпел 15» производства ООО «НПП «ОРИОН».
Технические характеристики
Зарядное устройство «Вымпел 15» предназначено для зарядки кислотных аккумуляторных батарей (АКБ) с номинальным напряжением 12 В, в том числе и полностью разряженных. Емкость АКБ может лежать в диапазоне от 40 до 100 А*ч. Поддерживаемые типы аккумуляторов:
- EFB;
- WET Ag (серебряные);
- WET Сa/Ca (кальциевые).
Зарядка ведется в полностью автоматическом режиме и не требует участия пользователя. Алгоритм зарядки выглядит следующим образом:
Этап I. Начальная зарядка с плавным увеличением зарядного тока до номинального.
Этап II. Зарядка номинальным током до напряжения 13.5 В (80-90% заряда).
Этап III. Импульсная дозарядка до 100%. На этом этапе прибор циклически включает зарядку при напряжении на батарее 13.3-13.7 В и отключает ток при напряжении на клеммах 14.9-15.1 В.
Прибор выполнен в пластиковом прямоугольном корпусе с вентиляционными отверстиями. На передней панели расположен индикатор процесса зарядки. Задняя панель имеет нишу, куда во время хранения убираются шнур питания и кабели для подключения АКБ. Органы регулировки у ЗУ отсутствуют.
Внешний вид автоматического зарядного устройства «Вымпел 15»
Окончание процесса зарядки пользователь определяет по цвету свечения индикатора:
- красный – идет зарядка;
- зеленый – зарядка завершена.
На третьем этапе (см. выше) индикатор периодически меняет цвет с красного на зеленый.
Устройство позволяет заряжать батареи и других электрохимических типов в ручном режиме при условии, что конечное напряжение заряда этих АКБ ниже 15 В.
В ручном режиме «Вымпел 15» не определяет момент окончания зарядки, а лишь поддерживает стабильный зарядный ток. Степень заряда АКБ контролирует сам пользователь при помощи общепринятых методов (плотность электролита, время, напряжение на клеммах и пр.)
Основные технические характеристики ЗУ «Вымпел 15»
Параметр | Значение |
---|---|
Напряжение питающей сети с частотой 50-60 Гц, В | 220 ± 10% |
Величина зарядного тока, А | 7 |
Электрическая емкость АКБ, А*ч | от 40 до 100 |
Номинальное напряжение АКБ, В | 12 |
Пороговое напряжение отключения в импульсном режиме, В | 14.9-15.1 |
Пороговое напряжение включения в импульсном режиме, В | 13.3-13.7 |
Потребляемая от сети мощность, Вт | 125 |
Ручная регулировка параметров заряда | нет |
Индикация | двухцветный светодиод |
Алгоритм заряда | импульсное отключение |
Работа с полностью разряженными АКБ | да |
Охлаждение | пассивное (радиатор) |
Диапазон рабочих температур, °С | от -10 до +40 |
Защита корпуса от окружающей среды | IP20 |
Габариты | 145 х 165 х 70 мм |
Вес | 440 г |
Какие есть защиты
Для предотвращения аварийных ситуаций прибор оснащен следующими видами защиты:
Перегрев. При нагреве внутренних компонентов ЗУ снижает зарядный ток. При остывании компонентов величина тока автоматически увеличивается до номинального. Индикации срабатывания защиты нет.
Короткое замыкание. При замыкании зарядных клемм устройство снимает с них напряжение. При устранении проблемы «Вымпел» переходит в рабочий режим автоматически.
Переполюсовка. При неправильном подключении АКБ перегорает предохранитель номиналом 10 А, расположенный на проводе. Проблема устраняется заменой предохранителя.
Важно! Недопустима замена предохранителя на вставку с большим номиналом. В противном случае при следующей переполюсовке будет выведено из строя зарядное устройство и АКБ.
Как заряжать аккумуляторы
Работа с прибором предельно проста. Как было указано выше, устройство поддерживает два режима функционирования – автоматический и ручной.
Автоматический
Режим предназначен для зарядки кислотных АКБ с номинальным напряжением 12 В. Заряжают АКБ по следующему алгоритму:
- Проверить исправность прибора. Для этого его нужно включить в сеть с разомкнутыми клеммами. При этом загорится индикатор режима, цвет которого будет периодически меняться с красного на зеленый. Если в таком режиме замкнуть выходные клеммы, сработает защита от короткого замыкания. При размыкании клемм устройство переходит в штатный режим.
- Отключить ЗУ от сети и подключить АКБ – красный наконечник ЗУ к плюсовой, черный – к минусовой клемме батареи.
При подключении зарядного устройства к АКБ выполняют требования ГОСТ IEC 60335-2- 29-2012, кратко описанные ниже.
- Включить ЗУ в сеть. Загорится красный индикатор – началась зарядка.
- После того как цвет индикатора сменится на зеленый, батарея готова к эксплуатации – она набрала порядка 90% заряда. Для достижения 100% необходимо некоторое время (зависит от емкости АКБ) подождать.
- Отключить ЗУ от сети, а потом от АКБ, соблюдая ГОСТ IEC 60335-2-29-2012 (описан ниже).
Ручной
Режим позволяет заряжать батареи других электрохимических типов с конечным напряжением заряда менее 15 В. При этом контролировать состояние АКБ и останавливать процесс должен сам пользователь.
- Убедиться, что заряжаемый аккумулятор имеет конечное напряжение зарядки менее 15 В (указано в паспорте на батарею).
- Проверить исправность прибора – включить в сеть с разомкнутыми клеммами. При этом загорится индикатор режима, цвет которого будет периодически меняться с красного на зеленый. Если в таком режиме замкнуть выходные клеммы, сработает защита от короткого замыкания. При размыкании клемм устройство переходит в штатный режим.
- Отключить ЗУ от сети и подключить АКБ – красный наконечник ЗУ к плюсовой, черный – к минусовой клемме батареи. При этом, напоминаем, необходимо соблюдать правила, изложенные ниже.
- Контролировать состояние АКБ общепринятыми методами и при полной ее зарядке отключить ЗУ от сети, а потом АКБ от ЗУ.
Правила подключения АКБ к ЗУ
Если батарея демонтирована с автомобиля, то порядок подключения клемм может быть любым. Единственные обязательные условия:
- работы должны проводиться в хорошо вентилируемом помещении во избежание воспламенения и взрыва аккумуляторных газов;
- при подключении АКБ к зарядному устройству последнее должно быть отключено от питающей сети;
- после окончания зарядки зарядное устройство отключается от питающей сети, затем ЗУ разъединяется с аккумулятором.
Если АКБ заряжается на автомобиле, необходимо соблюдать такую последовательность подключения:
- клемма аккумулятора, не присоединенная к шасси, подключается к зарядному устройству первой;
- другое присоединение делается к шасси вдали от аккумулятора и топливной линии;
- после зарядки зарядное устройство отключается от питающей сети, затем ЗУ разъединяется с шасси, далее – с аккумулятором.
Меры безопасности
Работа с зарядным устройством, как и с любым электроприбором, требует соблюдения определенных правил. Нарушение любого из них может привести к печальным последствиям. Правил немного. Вот они:
- перед работой с ЗУ внимательно изучите руководство по эксплуатации;
- запрещено пользование прибором детьми и людьми с ограниченными способностями;
- перед использованием необходимо убедиться, что ни устройство, ни его кабели не имеют видимых повреждений;
- работы с этим ЗУ проводят только в закрытых помещениях;
- помещение, в котором ведутся работы, должно хорошо вентилироваться;
- недопустимо попадание на устройство воды, химически активных жидкостей;
- во время работы ЗУ должно находиться под наблюдением;
- во время работы вентиляционные отверстия устройства не должны быть перекрыты посторонними предметами;
- при отключении и подключении АКБ руководствуются требованиями, изложенными в ГОСТ IEC 60335-2- 29-2012 (пункт 7.12).
Инструкция и схема электрическая принципиальная
Несмотря на то что работа с этим зарядным устройством предельно проста, перед тем как начать им пользоваться, внимательно изучите руководство по эксплуатации. Оно обязательно идет в комплекте с ЗУ. При необходимости вы можете его скачать с официального сайта производителя по ссылке, приведенной ниже:
Инструкция по эксплуатации зарядного устройства «Вымпел 15»Что касается электрической принципиальной схемы, производитель не комплектует ею ЗУ и не выкладывает схему в свободный доступ. На просьбу выслать схему «Орион» дает лаконичный ответ: «Схемы не распространяются. Если у вас вышло из строя зарядное устройство, гарантийный ремонт при соблюдении правил эксплуатации осуществляется методом замены по месту продажи. Послегарантийный ремонт осуществляется по адресу 192283, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 33».
Вы познакомились с еще одним зарядным устройством производства ООО «НПП «ОРИОН». Надеемся, что приведенная информация поможет вам разобраться с тем, какое ЗУ лучше, и сделать правильный выбор.
Сейчас читают: