Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах

Автомобильные

Бывалые автолюбители помнят времена, когда автомобили на холостых оборотах нередко не заряжались, особенно если обороты двигателя в этом режиме были ниже паспортных. Изменилась ли ситуация сегодня? Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах двигателя в современном автомобиле? Поспрашиваем, порассуждаем и попробуем разобраться в этом вопросе.

Когда и как работает генератор автомобиля и дает ток

Практически во всех автомобилях устанавливается трехфазный генератор переменного тока с внешним возбуждением. Вращение его вала происходит за счет вращения вала двигателя при помощи, как правило, ременной передачи. К вращению колес машины отношения его работа не имеет.

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах
Благодаря ременной передаче ротор генератора вращается вместе с коленвалом двигателя

Вал генератора вращается при работающем двигателе всегда и независимо от того, стоим мы в пробке или мчимся по автотрассе. Вращаясь, он, само собой, вырабатывает напряжение, или, как принято говорить, дает ток. Единственное, скорость вращения вала генератора меняется вместе с оборотами двигателя.

От чего зависит напряжение на генераторе — важны ли высокие обороты

Выходное напряжение любого автомобильного генератора, если не принимать специальных мер, напрямую зависит от скорости вращения его вала. Выше обороты – выше напряжение. Для бортовых систем автомобиля, включая АКБ, это недопустимо. Поэтому чтобы генератор выдавал напряжение нужной величины при любых оборотах, используют реле-регулятор.

реле-регулятор
Такое или подобное реле-регулятор стоит в любом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)

Этот узел следит за величиной сгенерированного напряжения и при необходимости меняет режим работы обмотки возбуждения таким образом, чтобы полученное с генератора и выпрямленное, оно лежало в необходимом для нормальной работы бортовых систем и зарядки АКБ диапазоне. Если обороты двигателя малы, то напряжение возбуждения увеличивается. Обороты стали выше – возбуждение уменьшается.

Благодаря реле-регулятору выходное напряжение генератора лежит в заданном диапазоне при работе двигателя как на холостом ходу, так и на высоких оборотах.

Так будет ли идти заряд на холостых?

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что зарядка аккумулятора на холостых идет или, по крайней мере, должна идти. Это же подтверждают публикации автолюбителей в интернете. Вот фотодоказательство, выложенное одним из них:

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах

На снимках хорошо видно, что даже на холостых оборотах величины бортового напряжения достаточно для полноценной зарядки аккумуляторной батареи. Но тут не все так просто.

Из тех же фото видно, что на холостом ходу двигатель автомобиля автора фото развивает приличные обороты – около 800 в минуту. Если владелец решит сэкономить на топливе (или ресурсе) и подрегулирует двигатель, снизив эту цифру, реле-регулятор может не справиться со своей задачей. Зарядка батареи если не прекратится, то сильно замедлится, поскольку упадет зарядный ток. То же самое произойдет при естественной разрегулировке оборудования в процессе эксплуатации.

Идем далее. С этим авто все понятно и все в порядке. Но есть машины с холостым ходом (ХХ) 600 и даже 500 оборотов в минуту. Как обстоят дела с зарядкой аккумулятора на таком ХХ? Если эта цифра паспортная, а не «накрученная» на СТО по просьбе автовладельца, то и здесь все работает как часы. Разрабатывая авто, производитель учел столь низкие обороты и установил соответствующее оборудование – специальный реле-регулятор и генератор. Они способны выдавать необходимое напряжение при низких скоростях вращения вала.

Но случается, что аккумулятор на ХХ заряжается очень медленно, не заряжается, а то и вовсе разряжается. Рассмотрим причины, вызывающие такую проблему.

Неисправность штатного оборудования.
Нередко поломка генератора, реле-регулятора или плохой контакт в клеммах проявляется не как полный, а лишь как частичный отказ. Если такое «полуполоманное» устройство или узел вызовет снижение напряжения в бортовой сети, на холостых оборотах аккумулятор перестанет заряжаться, а то и вовсе будет разряжаться, «помогая» генератору питать бортовое оборудование.

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах
Даже при нормальном напряжении в бортовой сети с таким контактом полноценной зарядки АКБ не будет

Еще одна причина проблемы – ослабление ремня привода автомобильного генератора. Если он проскальзывает, то на ХХ генератор не в состоянии развить необходимые для нормальной работы реле-регулятора обороты.

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах
Ослабленный ремень может вызвать отсутствие зарядки аккумулятора на ХХ

Некорректная замена узлов.
Сгорел генератор, но точно такого же в магазине нет. «Так купите этот – то же самое!» Продавцу просто нужно продать. Или он вообще далек от темы. А вот у вас будет проблема. То же касается остальных узлов бортовых систем.

Установлено дополнительное нештатное оборудование.
Нередко «крутые» автолюбители обвешивают свое ТС дополнительным электрооборудованием – киловаттными прожекторами, мегаваттным «автозвуком», парой кондиционеров, еще одним обогревателем и т. д. Тут даже при нормальных оборотах энергии в обрез. А если их снизить до ХХ при включенной иллюминации и музыке под 100500 дБ, то хоть бы аккумуляторная батарея вообще не стала разряжаться, работая в одной упряжке с генератором.

Обороты двигателя на ХХ слишком низкие.
Эту проблему мы уже разобрали выше. Если скорость вращения вала двигателя ниже положенной производителем, то проблема с зарядкой более чем реальна.

Если холостые обороты ниже паспортных, то вполне вероятны проблемы с зарядкой АКБ

Если холостые обороты ниже паспортных, вероятны проблемы с зарядкой АКБ

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Вывод. Если автомобиль имеет заводскую комплектацию, отрегулирован согласно паспортным требованиям и исправен, то зарядка аккумуляторной батареи на холостых оборотах двигателя производится в полном объеме.

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых, мы выяснили. Идет. Кстати, на автомобилях советских времен, если они в порядке, а режим холостого хода отрегулирован правильно, зарядка аккумуляторной батареи тоже работала как положено. Но кто в то время следил за оборотами, если даже тахометры стояли далеко не на всех моделях? Так, на слух. Поменьше, лишь бы не глохла, как «газ» сбросишь. Отсюда и устоявшееся мнение – батарея на машинах тех времен в режиме холостого хода не заряжается. Теперь о времени зарядки на холостом ходу.

Сколько времени понадобится, чтобы зарядить аккумулятор

Теперь разберемся, зависит ли время зарядки аккумулятора от режима работы двигателя. Теоретически отличаться оно не должно, поскольку за напряжением в бортовой сети следит реле-регулятор. Но на практике все иначе. Да, реле заставит генератор вырабатывать напряжение нужной величины при любых оборотах двигателя. Но если скорость вращения вала генератора низкая, то падает и его мощность.

А потребителей в современном авто немало – практически каждый второй узел в нем электронный и требует электропитания. Взглянем на табличку, приведенную ниже.

Таблица потребления электрооборудованием автомобиля

Оборудование
Потребляемая мощность, Вт
Автозвук (средний уровень громкости)
~ 250
Электроника управления двигателем и ходовым оборудованием
~ 100
Обогрев стекол
~ 150
Вентилятор системы охлаждения двигателя
~ 250
Вентилятор отопления салона
~ 200
Головной свет, ДХО, ПТФ
~ 250
Габаритные огни, освещение салона, приборной панели и т.п.
~ 40

Конечно, приведенные цифры примерные, но даже в этом случае общее энергопотребление бортовыми системами переваливает за киловатт. Естественно, производитель всю эту нагрузку предусмотрел и побеспокоился о том, чтобы мощности генератора хватило и на зарядку аккумуляторной батареи.

Но, как мы уже знаем, на холостом ходу мощность генератора существенно падает. Если на стоянке мы включим фары, печку, аудиосистему на полную и т. п., то, естественно, аккумулятору достанется меньше, чем если бы все это было погашено. Кроме того, некоторые узлы (к примеру, вентилятор системы охлаждения или отопления) включаются периодически и на свое усмотрение.

Визуально большой расход энергии проявляется в снижении напряжения в бортовой сети (можно измерить на клеммах АКБ или гнезде прикуривателя обычным вольтметром).

При снижении напряжения в бортовой сети уменьшается и зарядный ток АКБ. Это значит, что зарядка будет длиться дольше. Насколько? Конкретной цифры вам не назовет даже специалист на СТО. Тем более что кроме активных потребителей на скорость заряда влияет множество дополнительных факторов: температура окружающей среды и самой батареи, число оборотов, мощность генератора, качество проводки, в конце концов. Так что универсальной формулы скорости зарядки ни на холостых, ни на повышенных оборотах вы не найдете. Это можно выяснить только практическими методами для каждого конкретного автомобиля.

Мы разобрались с вопросом зарядки аккумуляторной батареи на холостых оборотах. Если все исправно, отрегулировано и штатно, то зарядка будет. Чтобы она проходила быстрее, отключайте дополнительное оборудование, которое не нужно на стоянке или в долгой пробке. Да и музыку можно сделать потише.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector