Срок жизни аккумуляторной батареи (АКБ) автомобиля зависит от правильной эксплуатации и своевременного обслуживания. Одним из народных методов «лечения» батареи является переполюсовка. В этой статье мы выясним, что такое переполюсовка аккумулятора, в каком случае она применяется и может ли применяться вообще.
Что это такое
Согласно общему определению переполюсовка — подключение (часто ошибочное) источника постоянного напряжения в другой полярности. В нашем случае под переполюсовкой подразумевается подключение зарядного устройства «наоборот» с целью перезарядить аккумулятор так, чтобы плюсовая клемма стала минусовой, а минусовая — плюсовой. Для чего это делается, рассмотрим ниже.
Чем опасно
Не будем касаться неправильного подключения источника питания — это не наш случай. Поговорим о переполюсовке, превращающей отрицательные пластины в положительные, и наоборот. После такой операции положительная клемма аккумуляторной батареи станет отрицательной, а отрицательная — положительной. Чем такая процедура может грозить?
Начнем с процесса. Во время переполюсовки идет активная химическая реакция, превращающая диоксид свинца на одних пластинах в свинец, а на других — свинец в диоксид. Если пластины изначально тонкие (это сейчас модно у многих производителей) или истончились в процессе эксплуатации АКБ, то при переполюсовке они просто рассыплются.
Еще одна прелесть процесса — осыпание намазки, которая приведет к катастрофической и невосстановимой потере емкости и, как правило, к внутреннему замыканию в ячейках. В любом случае батарею можно выбросить. Следующее. Во время переполюсовки аккумулятор сильно нагревается и кипит. Здесь до пожара, а то и до взрыва полшага. А если мы еще курить захотели, то однозначно батарея превратится в бомбу.
Во время установки на автомобиль после очередного снятия АКБ на зиму за несколько месяцев можно забыться и подключить аккумулятор наоборот. Точнее, правильно по маркировке, но наоборот фактически. Результат — выход из строя бортовой электроники. АКБ, опять-таки, может и загореться вместе с автомобилем, и взорваться, расшвыривая электролит на десятки метров.
То же самое случится при профилактической подзарядке стационарным зарядным устройством. Неправильное подключение и грандиозное короткое замыкание. И будет просто здорово, если у вас ЗУ-автомат, ограничивающий ток, а не сварочный трансформатор с четырьмя диодами на 500 А.
Прикуривание. Снова человеческий фактор. Подключаем провода для прикуривания по привычке и путаем полярность. В результате две батареи оказываются включенными последовательно и закороченными. Результат – короткое замыкание, выход из строя обеих АКБ, а то и две сгоревшие машины.
На заметку. Некоторых (но не всех) проблем можно избежать, если сделать двойную переполюсовку. О том, что этот такое, написано в разделе «Двойная переполюсовка».
Восстановление аккумулятора переполюсовкой
Переполюсовка аккумулятора при помощи ЗУ, как было сказано выше, призвана восстановить «убитую» (обычно предельно засульфатированную) обслуживаемую батарею, когда другие методы не помогают. Итак, наша задача – сделать из положительных пластин отрицательные, а из отрицательных – положительные. Заметим, что метод переполюсовки однозначно не сработает, если:
- пластины осыпались;
- пластины сильно истончились;
- в одной или нескольких ячейках обрыв или замыкание.
Как это сделать? Прежде всего, проверяем состояние, уровень и плотность электролита. Если нужно — меняем или доливаем. Чтобы не организовать короткое замыкание (см. выше), разряжаем аккумулятор в прямом смысле «в ноль». Для этого цепляем на батарею какую-нибудь нагрузку, отвернув перед этим пробки. Скажем, лампу головного света. Поскольку АКБ еле жива, она быстро сядет. Пока идет разрядка, контролируем напряжение на клеммах. Если оно не упало в ноль или хотя бы до 1-2 вольт, а лампочка потухла, продолжаем процесс. Когда на клеммах останется вольт-два, замыкаем их между собой перемычкой.
Важно! Разрядку производим в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Не курим и не чиркаем спичками.
Теперь батарею нужно зарядить, но в обратной полярности. Подключаем зарядное устройство через ту же лампочку головного света. Положительный вывод ЗУ – на отрицательную клемму, отрицательный – на положительную. Снова соблюдаем правило – проветриваемое помещение или открытый воздух.
Заряжаем аккумулятор, постоянно контролируя ток, напряжение на клеммах и температуру АКБ. Оставлять без присмотра переполюсовываемую АКБ нельзя! Если аккумулятор нагрелся до 45 градусов, снимаем его с зарядки и даем остыть. Заряжаем до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет 4.1-4.2 В. Отключаем зарядное устройство и оставляем аккумулятор на сутки.
Не все зарядные устройства работают с батареями, разряженными в ноль. Некоторые даже способны отловить оставшиеся десятые вольта и поднять тревогу о переполюсовке – неправильном подключении. Лучше использовать простое, без автоматики. Идеально – со стабилизацией тока и напряжения. Будет здорово, если ЗУ поддерживает заряд асимметричным током.
Для справки. Зарядка аккумуляторных батарей асимметричным током представляет собой процесс, когда чередуются режимы заряда и разряда. Причем ток заряда больше тока разряда.
Итак, сутки прошли. Проверяем уровень и плотность электролита. Если нужно – доливаем, выравниваем, корректируем плотность. Измеряем напряжение. Оно должно быть в пределах 12.5-13 В. Если напряжение ниже, то снова разряжаем аккумулятор в ноль и повторяем процесс. Если в норме – устанавливаем АКБ на машину, не забывая, что теперь у неё другая полярность – плюсовая клемма стала минусовой! Более подробно о доливке, выравнивании и плотности написано в статьях «Как проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром и без него в домашних условиях» и «Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками».
Двойная переполюсовка
Есть и такой метод. Он заключается в том, что сначала делается обычная переполюсовка (см. выше). Потом батарея разряжается в ноль и снова заряжается, но уже в нормальной полярности — плюсовой наконечник ЗУ к плюсовой клемме. Схематично это выглядит так:
Задача — избавиться от глубокой, неустранимой другими методами сульфатации, и возвращение АКБ в обычное состояние с нормальной полярностью.
Метод переполюсовки, во-первых, в 90% случаев неэффективен, а добивает батарею. 10% – на то, что переполюсованный аккумулятор поработает какое-то время в полуживом состоянии. Во-вторых, метод опасен — АКБ может и загореться, и взорваться из-за сильного нагревания и интенсивного газовыделения. Но многие экстремалы его используют, аргументируя это тем, что «все равно выбрасывать».
Вот и все об этом варварском методе восстановления засульфатированной автомобильной аккумуляторной батареи. Теперь вы сможете самостоятельно ее переполюсовать. Делать это или нет — решать вам. Если да, то этот метод вы используете на свой страх и риск.
Сейчас читают: