Почему тускло горит лампа зарядки аккумулятора на ВАЗ но зарядка идёт

Автомобильные

На приборной панели любого автомобиля есть множество индикаторов и указателей, которые снабжают водителя информацией о состоянии того или иного узла транспортного средства или об отдельных параметрах движения. Это, к примеру, указатель количества топлива, скорости, активации головного света или указателей поворота, температуры двигателя. В этой статье мы выясним, почему тускло горит индикаторная лампа зарядки аккумулятора, и как с этой проблемой справиться своими силами.

О чем говорит лампа зарядки аккумулятора в исправном автомобиле

Ответ очевиден и вытекает из названия. Этот индикатор сообщает водителю о том, заряжается ли аккумуляторная батарея при запущенном двигателе или нет. Тут всего 2 варианта – горит/не горит:

  • горит – батарея не заряжается;
  • не горит – батарея заряжается.

Но есть несколько нюансов. Гореть лампа может по двум причинам: зажигание включено, но двигатель не запущен; двигатель запущен, но неисправны цепи или узлы зарядки (генератор, реле-регулятор и пр.). Первый вариант штатный.

Не гореть она может по трем причинам: зажигание не включено; лампочка сгорела; зарядка в норме. Первое очевидно. Второе легко проверить. Для этого достаточно заглушить двигатель. Третье – все в порядке, можно отправляться в путь.

Чаще всего лампа индикации зарядки АКБ выглядит как значок аккумулятора, но в некоторых моделях автомобилей имеет иной вид, включая просто красный глазок.

Схемы подключения лампы зарядки на отечественных автомобилях

Чтобы понять, почему индикатор зарядки батареи горит тускло, разберемся со схемой ее включения. Для примера возьмем схемы нескольких отечественных автомобилей.

ВАЗ 2106, ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2121

Схема зарядки аккумуляторной батареи на этих моделях ВАЗов выглядит следующим образом:

Почему тускло горит лампа зарядки аккумулятора на ВАЗ но зарядка идёт

На рисунке цифрами обозначены:

  • 1 – аккумуляторная батарея;
  • 2 – генератор;
  • 3 – регулятор напряжения (реле-регулятор);
  • 4 – замок зажигания;
  • 5 – монтажный блок;
  • 6 – контрольная лампа заряда батареи;
  • 7 – реле контрольной лампы.

Как это работает? После включения зажигания напряжение с АКБ через предохранители монтажного блока подается на реле-регулятор и нормально замкнутый контакт реле контрольной лампы. Ко второму контакту реле подключена сама лампочка. Второй ее вывод соединен с минусовой клеммой батареи через кузов.

Это же напряжение подается и на обмотку реле. Второй конец обмотки подключен к центральной точке соединения обмоток генератора. Пока генератор не работает, эта точка электрически «висит в воздухе» – на ней ничего нет. Реле не срабатывает, лампа контроля зарядки АКБ горит.

После пуска двигателя генератор начинает работу. В точке соединения обмоток появляется нулевой потенциал относительно плюсовой клеммы АКБ. Реле срабатывает, нормально замкнутые контакты размыкаются, лампа гаснет.

Нулевой потенциал в точке соединения обмоток установится только в том случае, если все обмотки генератора выдают одинаковое напряжение и все выпрямительные диоды моста исправны. То есть и генератор, и выпрямитель работают.

ВАЗ 2107, ВАЗ 2110

На этих моделях схема выглядит иначе. В частности, отсутствует реле контрольной лампы.

Почему тускло горит лампа зарядки аккумулятора на ВАЗ но зарядка идёт

На рисунке цифрами обозначены:

  • 1 – аккумуляторная батарея;
  • 2 – генератор;
  • 3 – монтажный блок;
  • 4 – замок зажигания;
  • 5 – контрольная лампа заряда батареи;
  • 6 – комбинация приборов.

Рассмотрим работу схемы. После включения замка зажигания напряжение с АКБ через предохранитель монтажного блока подается на контрольную лампу. Второй вывод лампы через диод и резистор подтягивается к «массе» – минусу батареи. Лампа светится.

После пуска двигателя на всех обмотках генератора появляется напряжение. Оно выпрямляется тремя маломощными диодами (слева на схеме генератора) и подается на реле-регулятор и точку соединения диода и резистора комбинации приборов. Диод запирается, лампа гаснет.

Лампа погаснет, только если исправны обмотки генератора, все диоды силового выпрямительного моста и маломощные диоды, отвечающие за напряжение возбуждения. В противном случае она продолжит гореть.

Типовые неисправности и их решение

Теперь, когда мы знаем, как работает узел индикации заряда батареи, рассмотрим, почему лампа заряда горит тускло. Займемся ВАЗ 2110, поскольку со схемой ВАЗ 2101 совсем другая история, и о ней чуть позже.

Ищем плохой контакт

Еще раз взглянем на схему. Лампочку индикации заряда (точнее, его отсутствия) тушит напряжение, поступающее с трех маломощных диодов. Если оно окажется ниже, чем напряжение бортовой сети, то диод не закроется, лампочка полностью не потухнет, а будет подсвечиваться разностью напряжений плюс подтягивающий резистор.

Глушим двигатель и проверяем все слабые места – соединительные колодки. На схеме это соединение D на генераторе, промежуточная колодка и колодка панели приборов (контакт 12). Соединения должны быть чистыми и сухими. Никакой грязи или подгорания. Обнаружили – чистим.

Осматриваем провод между этими соединениями. Он красно-белый. Никаких потертостей об элементы кузова и других видимых повреждений и влаги. При необходимости отсоединяем провод от панели приборов и генератора, измеряем сопротивление между ним и кузовом автомобиля  мультиметром, поставленным на самый большой предел измерения.

Если причина тусклого свечения лампы – в плохом контакте ее цепей, то зарядка батареи будет нормальной. Во всех остальных случаях, приведенных ниже, зарядка аккумулятора окажется неполной или ее не будет вовсе.

Проверяем диодный мост

В первую очередь проверяем маломощный выпрямитель. Если один или два диода вышли из строя, то напряжение на лампе окажется ниже положенного. Но что еще хуже – напряжение будет ниже и на реле-регуляторе, управляющем обмоткой возбуждения. Это означает, что зарядка аккумулятора окажется недостаточной. И раз уж мы залезли в генератор, не помешает проверить и все силовые диоды – их 6.

Почему тускло горит лампа зарядки аккумулятора на ВАЗ но зарядка идёт
Эти диоды нужно проверить в первую очередь

Проблемы с реле регулятором

Если реле-регулятор «подполомалось», но не вышло из строя совсем, то напряжение, выдаваемое генератором, может быть ниже необходимого. В этом случае лампа горит вполнакала. Зарядка батареи, конечно, тоже недостаточная. Для проверки узла измеряют напряжение в бортовой сети при запущенном двигателе. Оно должно находиться в пределах 13.6-14.2 В.

Поломка генератора

Самая частая причина тусклого свечения лампы индикатора зарядки – затекание в генератор воды. Увеличиваем обороты двигателя. Если лампа погасла, придется разбирать и сушить генератор. К сожалению, не всегда такой способ проверки срабатывает, так что, скорее всего, генератор придется снимать и проверять визуально.

Но вода – не единственная причина. Еще одна – обрыв одной из обмоток (всего их три, обмотка возбуждения не считается). Тут тоже выбор невелик – разборка генератора, визуальный осмотр и прозвонка.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Редко причина тусклого свечения контрольной лампы зарядки – износившиеся щетки. Зарядка АКБ при этом тоже будет недостаточной.

Что касается автомобилей ВАЗ 2106, ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2121, как видно из схемы, причина тусклого свечения лампы зарядки АКБ одна – плохой контакт. Причем пропасть он может лишь на небольшом участке. Это подключение лампы к общему проводу (см. схему), контакт в патроне и контакт в разъеме подключения к реле контрольной лампы. Все остальные варианты отпадают – их исключает использование реле. Оно либо сработало – горит, либо нет – не горит.

Вот и все о тускло горящей контрольной лампе заряда батареи. Случай редкий, но бывает. Возможно, эта статья будет кому-нибудь полезна.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector