Несмотря на преклонный возраст (выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1987 по 2008 гг.), мотоцикл ИЖ Планета бегает по сей день. И, конечно, иногда ломается. В этой статье мы выясним, почему нет зарядки аккумулятора на ИЖ Планета 5, и постараемся решить проблему своими силами.
Схема электропроводки
Для начала познакомимся с электрической схемой мотоцикла, отвечающей за зарядку аккумуляторной батареи (АКБ).
Схема проста и состоит из:
- выпрямительно-регулирующего блока (БВП, отмечен пунктирной линией);
- трехфазного генератора Г;
- замка зажигания В;
- контрольной лампы зарядки Н;
- аккумуляторной батареи б.
Вся остальная бортовая сеть – световые приборы, индикаторы приборной панели, звуковой сигнал, система зажигания и пр. – обозначена на этой схеме резистором Rн (сопротивление нагрузки).
Кратко рассмотрим работу схемы и назначение элементов, включая элементы блока БВП (блок полупроводниковый выпрямительный). Трехфазное переменное напряжение, вырабатываемое генератором, через контакты Х4, Х5, Х7 поступает на трехфазный силовой выпрямительный мост, собранный на диодах V10-V15. С моста уже выпрямленное, постоянное напряжение (плюс) через контакт +Х8 и замок зажигания подается на батарею для ее зарядки и в бортовую сеть мотоцикла. Минус моста через контакт –Х2 соединяется с шасси ИЖа.
Управляемый выпрямитель – тиристоры V5, V7, диоды V6, V8, V9 – через контакт -Х1 подключен к обмотке возбуждения для регулировки выходного напряжения генератора. За этим напряжением через цепочку R1R2V1С1 следит узел регулировки, состоящий из транзисторов V16, V17, диода V3 и стабилитрона V2. Диод V4 служит для подавления ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения. Контролируется работа узла регулировки лампой Н, подключенной к его выходу.
Чем регулируется напряжение и ток зарядки
Если вы прочли предыдущий раздел до конца, то уже знаете ответ. За величиной напряжения в боровой сети и током зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) следит блок БВП. Точнее, его часть – управляемый выпрямитель и узел регулировки. Эти два узла, по сути, представляют собой реле-регулятор.
Типовые неисправности и их ремонт
Итак, чем может быть вызвано отсутствие зарядки АКБ? Причин немного, разберем их по пунктам.
Колодка
Самое больное место – соединительная колодка. Отсоедините БВП от бортовой сети и осмотрите разъем и его ответную часть. Контакты должны быть чистыми – без грязи, окисления и следов подгорания. Если это не так, приведите колодку в порядок.
Заодно обязательно осмотрите места соединения проводов бортовой сети с контактами колодки и слегка их подергайте. Все должно держаться надежно, никаких изломов, окисления и разрушения изоляции.
Генератор
Производитель рекомендует выполнять проверку работы генератора следующим образом:
- Отключите блок БВП и замкните ответные провода, подключаемые к контактам –Х1 и –Х2.
- Запустите двигатель на холостых оборотах.
- Подключите лампу А12-3 между проводом, подходящим к клемме +Х8 блока, и поочередно к проводам, подсоединяющимся к клеммам блока Х4, Х5, Х7.
- Во всех трех случаях лампочка должна гореть ровным светом вполнакала (напряжение порядка 8 В).
Если так и есть, то неисправен блок БВП. Если картина иная, то не работает генератор или провода, к нему подходящие. Проверяйте провода, прозванивайте обмотки омметром (мультиметром). Сопротивление при всех измерениях между точками Х4, Х5, Х7 должно быть практически одинаковым, и они не должны звониться на корпус генератора. Так же проверьте обмотку возбуждения.
Выпрямительный мост
Это относится к блоку БПВ. Мультиметром, включенным в режим проверки диодов, проверьте V10-V15. Неисправные замените (меняются все планкой).
Узел регулировки (реле регулятор)
Тут уже понадобятся знания электроники. Проверьте диоды V1, V3, V4, V6, V8, V9, стабилитрон V2, тиристоры V5, V7, транзисторы V16, V17, конденсатор С1. При необходимости замените. Можно использовать аналоги, но для их поиска придется заглянуть в справочник. И самое главное – осмотрите все пайки и дорожки. Подозрительные места пропаяйте.
При замене стабилитрона V2 или транзистора V16 обязательно проверьте напряжение на клеммах +Х8 и –Х2 при работающем на средней частоте вращения двигателе. Величина его должна находиться в пределах 13.8-14.2 В. Если напряжение ниже – увеличьте номинал R3, если выше – уменьшите.
Как изменить напряжение от родного БПВ
Некоторые экземпляры реле-регуляторов заставляют генератор выдавать слишком низкое напряжение, которого недостаточно для качественной зарядки аккумуляторной батареи. Скорее всего, это причина плохой регулировки, поскольку в остальном реле работает на «5» многие годы. Можно ли поднять напряжение в бортовой сети до приемлемого уровня (13.8-14.2 В) своими силами? Безусловно.
За величину вырабатываемого генератором напряжения отвечают стабилитрон V2 и резисторы R2, R3. Замена стабилитрона неприемлема, поскольку даже ближайший в ряду Д814Б чрезмерно поднимет напряжение. Остается менять номиналы одного из резисторов. Остановимся на R3. Паспортный номинал — 360 Ом. Чтобы увеличить напряжение, его нужно тоже повысить.
Согласно заводским рекомендациям его сопротивление может достигать 510 Ом без ухудшения качества работы схемы. Поступаем просто. Берем два резистора — постоянный и подстроечный. Оба номиналом 240 Ом. Соединяем их последовательно и эту цепочку впаиваем вместо R3. На фото ниже он отмечен красным прямоугольником.
Запускаем двигатель, устанавливаем нужное напряжение подстроечным резистором. После этого сажаем всю конструкцию на герметик и собираем БПВ. Задача решена.
После регулировки напряжения лучше измерить сопротивление цепочки резисторов, поставить вместо нее один постоянный такого же номинала и покрыть любым лаком. Это будет намного надежнее в плане вибраций, пыли и влаги.
На этом, пожалуй, все. Теперь вы знаете, по какой причине аккумулятор на мотоцикле ИЖ Планета 5 может не заряжаться. Причин немного, и все они решаемы своими силами.
Сейчас читают: