Затрудненный пуск двигателя зимой — одна и распространенных проблем российских автолюбителей. Особенно остро этот вопрос стоит в северных регионах нашей страны. В статье мы поговорим, как правильно заводить машину в мороз, и как избежать того, что автомобиль вообще не запустится при минусе.
Как правильно запускать двигатель зимой
Итак, вы сели в промерзшую за ночь (две, три) машину. Не торопитесь сразу производить пуск. При минусовой температуре свинцово-кислотный аккумулятор сильно теряет емкость. Даже полностью заряженный может не провернуть стартером загустевшее от мороза масло.
Включите на 20-30 секунд дальний свет или послушайте музыку. Химическая реакция, которая начнется в батарее, разогреет электролит. Емкость АКБ пусть не полностью, но восстановится. Если у вас механическая коробка переключения передач (КПП), установите рукоятку переключения в нейтральное положение и выжмите педаль сцепления. Этим вы отключите КПП от двигателя, и стартеру не придется выполнять лишнюю работу, прокручивая шестеренки коробки.
Включите зажигание и отключите все лишние потребители — наружное и внутреннее освещение, обогрев стекол и салона, магнитолу и пр. Это уменьшит потребляемый ток. Стартеру достанется больше в прямом смысле этого слова. После этого подождите 10-20 секунд, чтобы бензонасос накачал топливо в форсунки. Пробуйте запустить двигатель, но не «гоняйте» стартер более 10 секунд, иначе вы посадите батарею и точно не заведетесь.
Важно! Во время пуска не давите на педаль акселератора (газа). Этим вы зальете свечи. Результат — как и в предыдущем случае — вы точно не заведетесь без посторонней помощи.
Если двигатель не запустился с первого раза, отключите зажигание и подождите несколько минут, чтобы АКБ «отдышалась» от десятисекундного тяжелого марафона. Снова включите зажигание, дождитесь окончания работы бензонасоса и повторите попытку. Сейчас батарея достаточно прогрелась, ее емкость практически восстановилась, да и масло слегка «ожило», так что можете «погонять» стартер чуть подольше — до 20 секунд.
Если после 5-7 попыток вы не смогли запустить двигатель, прекратите их, пока не посадили аккумулятор в ноль. Во-первых, глубокую разрядку свинцово-кислотные батареи переносят тяжело. Во-вторых, и это самое страшное, при разрядке АКБ падает плотность электролита, и даже при не очень сильном морозе он может замерзнуть «насмерть». Осталось два варианта.
На улице нет гололеда и снег не сильно укатан, а у вас автомобиль с механической КПП? Можно попробовать его «дернуть». Толкать в такой мороз машину смысла нет — понадобится целая бригада толкателей, и бегать они должны быстрее Савраски. А попросить кого-нибудь взять вас на буксир и немного покатать — реальная возможность завестись. Второй вариант — закатить автомобиль в отапливаемое помещение и подождать, пока он как следует не отогреется. Если вы предыдущими попытками не разрядили аккумулятор полностью, а летом двигатель запускался без проблем, то он запустится и сейчас.
На заметку. Если вы заводитесь в гараже и у вас есть зарядно-пусковое устройство, то уже перед первым пуском подключите его к батарее и помогите ей дополнительным током.
Почему вы не смогли завести автомобиль в мороз? Теоретически согласно заявлениям производителей он должен запуститься. Одна из причин — проблемы с газораспределением, свечами и всем остальным оборудованием. Поэтому обязательно осенью не поленитесь заехать на СТО. Пусть они проверят двигатель, что-то подкрутят и отрегулируют, что-то заменят. Вторая причина — вы поленились произвести сезонную замену масла. Летнее масло на сильном морозе превратилось в очень густой сироп, и стартер не в состоянии провернуть в нем шестерни. Взгляните, как зависит вязкость масла от его температурного индекса.
Подбирая масло по сезону, ориентируйтесь по номограмме, приведенной ниже.
Если вы затрудняетесь выбрать самостоятельно, обратитесь к специалистам на СТО. За простой вопрос/ответ они не возьмут с вас ни копейки. Но номограмма предельно понятна, а марку масла вы можете прочесть прямо на этикетке.
Далее — некачественное топливо. Зимой старайтесь не заправляться у какого-нибудь Василия Алибабаевича, разбавляющего топливо ослиной мочой. Только на тех АЗС, на которых вы регулярно заправляетесь и топливо вас устраивает. И, конечно, проблема может быть в аккумуляторной батарее. Не исключено, что она разряжена. Возможно, «постарела» и уже не дает необходимый для зимнего пуска ток.
Что делать, если аккумулятор сел в самый неподходящий момент
Батарею нужно зарядить и в будущем следить за ее состоянием, обслуживать и избегать ситуаций, по причине которых она у вас села сегодня. Но, как указано в заголовке, момент для зарядки неподходящий. Может, нет рядом зарядного устройства, розетки, а может, не хватает времени. Есть несколько вариантов:
- попросить кого-нибудь вас «дернуть»;
- попросить кого-нибудь дать «прикурить».
Для первого случая у вас в багажнике должен быть буксировочный трос. Для второго — провода для «прикуривания». Если нет ни того, ни другого, то придется искать самаритянина более предусмотрительного, чем вы. Девушка, похоже, нашла, но ей проще.
Замерз аккумулятор
Это самое печальное, что может произойти. Обычно батарея замерзает по вашей вине. Во-первых, следите за плотностью электролита. Зимой она должна быть выше, чем летом.
Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности
Важно! Учитывайте, что при разрядке батареи плотность электролита падает. «Погоняв» стартер в безуспешной попытке или просто проморгав, вы заморозите АКБ в считанные часы.
Если ожидается сильный мороз, то даже при нормальной плотности электролита занесите АКБ на ночевку в отапливаемое помещение от греха подальше. С утра, теплой, она будет иметь нормальную штатную емкость и выдаст хороший пусковой ток. О том, что делать можно, а что бесполезно и даже опасно, если аккумулятор замерз, вы узнаете из статьи «Можно ли ставить на зарядку замерзший аккумулятор».
Вот и все о том, как правильно завести машину в мороз и что делать, если двигатель не запустился. Главное — не спешить и не паниковать. Выход есть всегда.
Сейчас читают: