Почему при зарядке аккумулятора не кипит электролит в одной банке

В процессе заряда аккумуляторной батареи электролит, находящийся в ней, начинает выделять газ в результате воздействия электрического тока. Увидеть это можно в батареях обслуживаемого типа, если открутить пробки заливочных горловин. Со стороны может показаться, что аккумулятор “кипит”. Но на самом деле значительного повышения температуры, характерного для процесса кипения жидкостей при этом не происходит.

Если процесс проходит правильно, выделение газа происходит одновременно во всех отсеках батареи, которые еще называют банками. Но бывают случаи, когда одна или несколько банок при зарядке аккумулятора не кипят. Так как от состояния аккумуляторной батареи зависит работоспособность автомобиля, возникает логичный вопрос, нормально ли это или нужно задуматься о покупке новой АКБ? Разберем вопрос подробнее.

Должен ли вообще кипеть электролит

Строго говоря, при нормальном режиме работы исправного аккумулятора по окончании зарядки возможно выделение некоторого количества газов. Это говорит о том, что процесс заряда завершен и энергия тратится на разложение воды на водород и кислород. Более подробно процесс зарядки рассмотрен здесь.

Важно! Газ водород, выделяемый при зарядке аккумулятора, смешивается с кислородом, и получившаяся смесь очень взрывоопасна. Использование открытого пламени рядом с АКБ или появление искр грозит взрывом или пожаром.

Если продолжать зарядку, то уровень электролита в аккумуляторе может значительно понизиться. При этом свинцовые пластины будут сильно нагреваться и разрушаться. Фактором, ускоряющим процесс, будет повышение плотности электролита.

Основные причины, почему электролит кипит не во всех банках при зарядке

Может случиться так, что электролит кипит не во всех банках. Причины могут быть такие: короткое замыкание в банке, а также брак, допущенный в процессе изготовления, или разбалансировка заряда.

Часто аккумуляторные батареи с таким дефектом утилизируются. Но более чем в половине случаев источник питания можно вернуть в строй.

Причин появления проблемы немного:

  1. Замыкание внутри банки. Если внутри оказался токопроводящий посторонний предмет или образовался шлам внизу банки, то весь отсек аккумуляторной батареи не заряжается полностью. Нет заряда, а значит, нет и выделения газов.
  2. Произошла разбалансировка заряда батареи.
  3. Срок службы аккумулятора истек.

Как решить проблему

Что делать, если при зарядке аккумуляторной батареи одна банка не кипит? Специалисты советуют совершить следующие шаги для решения проблемы:

  • очистить банку от посторонних предметов, например, шлама. Нужно помнить, что после очистки и замены электролита, заряжать нужно не всю батарею, а только поврежденную банку;
  • произвести выравнивание заряда во всех банках.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Нужно помнить, что после этих действий аккумулятор не восстановится полностью, и через некоторое время придется приобретать новую батарею.

Наличие даже в одной банке мутного электролита говорит о том, что значительно разрушены или осыпались свинцовые пластины и батарея пришла в полную негодность. Как правило, в других банках разрушение пластин тоже будет значительным. В таком случае необходимо заменить АКБ.

Как измерить напряжение в каждой из банок

Замерить напряжение в одной банке можно двумя способами. При первом возможно замерить напряжение, только если батарея является обслуживаемой. Для этого к щупу вольтметра нужно прикрепить проводник длиной около 15 мм.

Важно! Нельзя допустить короткого замыкания внутри банки. Поэтому провод требуется обмотать куском ткани, устойчивой к действию кислоты.

Производим замер напряжения в следующей последовательности:

  1. Отсоединяем от аккумулятора минусовую и плюсовую клеммы в автомобиле и откручиваем пробки банок.
  2. К минусовой клемме аккумулятора присоединяем щуп вольтметра.
  3. Другой щуп с подключенным проводником погружаем в электролит банки.
  4. Записываем показания вольтметра.

Важно! Показания вольтметра будут увеличиваться, так как между собой все банки соединены последовательно.

При замере напряжения во второй банке от минусовой клеммы вольтметр покажет напряжение в первой банке. Далее, сумму напряжений во второй и первой банке вольтметр покажет, если щуп погрузить в третью банку, и так далее. В проблемной банке, вольтметр покажет напряжение, близкое к нулю.

Если аккумулятор необслуживаемый, определить замыкание в одной из банок все же возможно. Для этого нужно воспользоваться нагрузочной вилкой. Сначала производим замер напряжения без нагрузки. Затем под нагрузкой. Нагрузки в течение 6 секунд будет достаточно для определения способности аккумулятора держать нагрузку.

После каждого измерения нужно делать паузу на 5 минут. Если прибор показывает очень низкое напряжение, ниже 10 В, которое после снятия нагрузки не восстанавливается до нормального, следует сделать вывод о проблеме в одной из банок.

При проведении замеров с помощью нагрузочной вилки нельзя забывать о том, что температура окружающего воздуха должна быть не меньше +20°С.

Промываем аккумулятор

Перед промывкой нужно полностью разрядить аккумулятор. Для этого можно на длительное время, примерно на сутки, оставить фары в автомобиле включенными. После окончания разряда аккумулятор нужно снять с автомобиля.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важный совет: все работы по промывке аккумулятора нужно выполнять с применением средств индивидуальной защиты: очки, перчатки, спецодежда и фартук из кислотостойкого материала. Помещение должно хорошо проветриваться.

Порядок выполнения работ, следующий:

  1. Для удаления старого электролита нужно использовать резиновую грушу. Недопустимо наклонять батарею на угол больше 45°, так как осадок, находящийся на дне, может замкнуть пластины.
  2. В каждую банку заливаем дистиллированную воду.
  3. С помощью резиновой груши удаляем воду.
  4. Повторяем операцию до тех пор, пока извлекаемая вода не станет чистой.
  5. Заливаем снова дистиллированную грушу и оставляем на 4 часа отстаиваться.
  6. Удаляем воду при помощи резиновой груши.

Данный порядок применим, только если аккумуляторная батарея является обслуживаемой. Если батарея необслуживаемая, на свой риск можно сделать отверстие в крышке. Порядок промывки будет аналогичен указанному выше. После окончания процедуры промывки и заливки свежего электролита отверстие в крышке герметично закрывается.

Необходимо помнить, что необслуживаемые батареи не имеют заливочных горловин. Газы, выделяемые в такой батарее, конденсируются в лабиринтной крышке, и жидкость попадает обратно в банки. Повреждение крышки ведет к необратимому выходу из строя аккумуляторной батареи.

Лабиринтная крышка
Лабиринтная крышка необслуживаемой батареи

Как разобрать аккумулятор и извлечь содержимое банки

Перед разбором аккумулятор нужно разрядить и слить электролит полностью. Разборку выполнять с использованием средств индивидуальной защиты в хорошо проветриваемом помещении.

Надо учесть, что современные аккумуляторные батареи спроектированы неразборными. Нужно быть очень осторожным! Выполняя разборку, можно необратимо повредить аккумулятор и получить травму.

Перед разборкой нужно проверить электролит в проблемной банке. Если электролит мутный, то можно с большой долей вероятности сделать вывод о необходимости замены батареи на новую. Скорее всего, пластины в других банках тоже осыпались, и батарея не подлежит восстановлению.

При разборке нужно придерживаться следующей последовательности. порядка.

Шаг 1. Очищаем аккумуляторную батарею от внешних загрязнений.Очистка корпуса АКБ от загрязнений.
Шаг 2. С помощью ножовки по металлу спиливаем клеммы АКБ на расстоянии около 5-7 мм от верха. Внешняя часть клемм запаяна в пластик крышки и не позволит ее снять.Отпиливаем клеммы АКБ
Шаг 3. С помощью молотка обстукиваем место соединения крышки АКБ с корпусом. В этом месте пластик наиболее хрупкий.С помощью молотка обстукиваем крышку АКБ.
Шаг 4. При помощи прочного ножа, заводя его в стык между крышкой и корпусом, открываем крышку.Снятие крышки АКБ.
Шаг 5. При помощи кусачек перекусываем перемычки между банками. Нужно соблюдать осторожность и не допускать попадания внутрь частиц металла.Откусываем перемычки
Шаг 6. Извлекаем пластины.Вынимаем содержимое.
Шаг 7. Осматриваем пластины. Если произошло осыпание и разрушение пластин, требуется их заменить на аналогичные по своим характеристикам. При их отсутствии батарею придется заменить на новую.Осмотр пластин
Шаг 8. Очищаем и промываем банку.
Шаг 9. После установки пластин на место производим пайку контакта.Пайка пластин.
Шаг 10. Устанавливаем крышку на место.Установка крышки АКБ.
Шаг 11. Припаиваем клеммы аккумуляторной батареи.Пайка клемм АКБ.
Шаг 12. Для фиксации крышки можно воспользоваться клеевым пистолетом. Нужно помнить, что корпус АКБ потерял механическую прочность, и поднимать его за ручку, закрепленную на крышке, уже нельзя.

Первая зарядка после ремонта

После ремонта батареи необходимо залить в нее электролит по уровню. Уровень проверяется пипеткой Мора или обычной трубочкой из прозрачного пластика.

Если батарея обслуживаемая, проверить уровень можно через заливную горловину, предварительно открутив пробку. Если батарея необслуживаемая, заливать электролит и контролировать его уровень можно через специально проделанные отверстия в верхней крышке. После выполнения всех операций эти отверстия нужно герметично закрыть.

Пальцем руки закрываем верхний конец трубочки. Уровень электролита должен быть около 1,5-2 см.

Почему при зарядке аккумулятора не кипит электролит в одной банке
Проверка уровня электролита

При подключении зарядного устройства к аккумулятору необходимо соблюдать полярность. Уровень тока зарядки должен составлять 1/10 часть от емкости батареи. Время зарядки будет зависеть от тока и примерно составит 12 часов.

При зарядке нужно контролировать напряжение, температуру АКБ и плотность электролита. Признаком полного заряда будет появление пузырьков газа и повышение плотности электролита во всех банках. Если банки начинают интенсивно кипеть после нескольких часов заряда, это говорит о неисправности батареи.

Стоит ли затраченное на ремонт время и силы полученного результата?

В отличие от старых советских аккумуляторных батарей современные АКБ конструктивно не предназначены для разборки. При возникновении проблем их нужно заменить на новые. Описанные в статье способы разбора АКБ являются в большей степени экспериментальными.

Применяя их на практике, каждый действует на свой страх и риск. При отсутствии опыта обращения с кислотными аккумуляторными батареями есть вероятность не только повредить батарею, но и нанести себе травмы как инструментом, так и остатками кислоты. К тому же длительный контакт со свинцом и его парами может вызвать различные заболевания.

Важно! Использование средств защиты рук, лица и глаз, специального костюма и фартука, а также обеспечение вентиляции помещения при работе являются необходимыми условиями.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

  1. Владимир

    Распиливать аккумулятор ? Это глупо. Достаточно на каждой секции банок отступив от дна 6-8 мм. просверлить отверстия диаметром 8-10 мм. предварительно изготовив из резины пробки. Или воспользоваться готовыми , которые китайцы продают на алиэкспресс. Просверлив отверстия безболезненно и очень качественно промываем аккумсулятор дистиллированной водой, сушим. Затем закрыв отверстия пробками заливаем новый электролит и заряжаем аккумулятор. Флаг вам в руки. Я так делал ещё в советские времена.

    Ответить
    1. Акум Эксперт автор

      Спасибо за то что поделились опытом, действительно ваш способ прост и может применяться даже на необслуживаемых АКБ

      Ответить
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector