Чаще всего автомобилисты и мотоциклисты покупают аккумуляторную батарею для своего транспортного средства уже готовой к эксплуатации. Если нужно, подзарядил до 100% и поехал. Но существует еще одна разновидность свинцовых АКБ, которая встречается реже. В этой статье мы выясним, что такое сухозаряженный аккумулятор и что необходимо сделать перед его использованием.
Что значит сухозаряженный
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним общую конструкцию свинцово-кислотного аккумулятора – стартерного или тягового – неважно. Такой аккумулятор представляет собой две пластины – анод и катод. Анод выполнен из пористого свинца, катод – из диоксида свинца. Пластины погружены в электролит – раствор серной кислоты.
Для увеличения выходного напряжения аккумуляторы соединяют последовательно. Такая конструкция носит название «аккумуляторная батарея» (АКБ). Каждый аккумулятор в ней называют ячейками, или «банками».
При подключении к электродам аккумулятора внешней нагрузки начинается электрохимическая реакция взаимодействия оксида свинца и серной кислоты. При этом металлический свинец окисляется до сульфата свинца.
Кроме классической конструкции с жидким электролитом существуют так называемые AGM- и GEL-аккумуляторы. В первых кислотой пропитываются специальные маты из стекловолокна, во вторых электролит загущен до желеобразной массы.
Теперь вернемся к нашему вопросу – что такое сухозаряженный аккумулятор. По сути, это обычная свинцово-кислотная батарея, не отличающаяся по конструкции от обычной, описанной выше.
Но различия все же есть. При изготовлении «сухого аккумулятора» пропускается последняя стадия процесса – заливка электролита. Собрали, предусмотрели заливные горловины, загерметизировали от влаги и пыли и отправили на склад готовой продукции. Его даже внешне бывает невозможно отличить от «заправленного». Батареи, выполненные по технологии AGM, тоже могут быть сухозаряженными, GEL – нет.
Срок хранения
Если вы поищете эту информацию в Интернете, то увидите, что каждый ресурс имеет свое мнение. На одном из них я даже нашел срок хранения 40 (!) лет. Вот скриншот из одной такой статьи:
Не надо быть специалистом, чтобы понять абсурдность этого заявления. Да, сухозаряженные батареи хранятся дольше, чем уже заполненные электролитом. Химическая реакция в них практически не протекает, но 40 лет… Вместо того, чтобы гадать, открываем ГОСТ 959-2002 и читаем:
10.2 Гарантийный срок хранения не залитых электролитом батарей — 36 мес., при этом гарантийный срок годности (сохраняемости сухозаряженности) — 12 мес.
Итак, мы выяснили, сколько может храниться сухозаряженный аккумулятор, – 3 года. При этом гарантийный срок годности – год. По прошествии этого времени намазка на электродах пересохнет, частично потеряет свои химические свойства, а частично осыплется.
Согласно этому же документу срок хранения у заполненных электролитом батарей вовсе отсутствует: «10.4 Гарантийный срок эксплуатации залитых электролитом батарей исчисляют с момента изготовления». То есть сразу после изготовления включается счетчик срока эксплуатации. Это понятно. Даже во время хранения такую АКБ нужно обслуживать – подзаряжать, следить за уровнем и плотностью электролита и т. п. И производителю это очень удобно.
Как ввести в эксплуатацию
Ввод в эксплуатацию «сухого» аккумулятора несложен, но повозиться придется. Кроме того, вы будете иметь дело с серной кислотой, что потребует индивидуальных средств защиты. Сухие батареи в зависимости от каприза производителя могут продаваться в разных комплектациях:
- В комплекте готовый электролит.
- Без электролита – только АКБ и паспорт.
В первом случае для заливки достаточно ареометра, чтобы проверить плотность. Для примера «заправим» двенадцативольтовый AGM аккумулятор для мотоциклистов Siltech DC MF 1205 12 В 5 А*ч.
Как видно на фото, электролитом заполнено 6 емкостей по количеству секций. Это упрощает заливку. Снимаем защитную наклейку с аккумулятора и видим 6 заливных горловин с иглами.
Горлышки емкостей с электролитом, собранных в один модуль, запечатаны фольгой. Ее снимать не нужно.
Переворачиваем модуль и устанавливаем его на АКБ так, чтобы горловины совпали с заливными отверстиями. При легком нажатии иглы прокалываем фольгу, и заливка начинается.
Как только емкости опустеют, заливка окончена. Оставляем заправленный аккумулятор на 2-3 часа, чтобы маты и пластины пропитались, и переходим к следующему этапу.
Заливка батареи, выполненной по технологии EFB (с жидким электролитом), производится точно так же.
Если в комплекте нет электролита
Как и чем заправить АКБ, если в комплекте ничего нет? Все тем же раствором серной кислоты, который можно купить уже готовым – нужной плотности. Достать его несложно и стоит он недорого.
Сколько его нужно? Все зависит от электрической емкости АКБ, ее размеров и технологии изготовления. Вот небольшая табличка для стартерных АКБ с жидким электролитом разной емкости (объем указан примерно).
Но эти цифры нужно использовать только во время покупки. Заливка же производится до указанного на корпусе АКБ уровня (метки). Если метки нет, то заливаем так, чтобы уровень жидкости был на 1.5-2 см выше верхнего края пластин.
Для первой заливки нужно покупать раствор плотностью 1.26-1.28 г/см2. Если плотность выше – 1.4 г/см2 и более, это корректирующий электролит. Он используется для корректировки плотности в процессе эксплуатации АКБ и нам не подходит.
Еще один вариант – купить концентрированную серную кислоту, дистиллированную (обязательно) воду и сделать раствор нужной плотности самому, ориентируясь на показания ареометра. Но концентрированная серная кислота очень опасна, и этот вариант оправдывается только случаем «другого выхода нет». Изготавливая электролит самостоятельно, нужно придерживаться основных правил:
- Использовать защитные перчатки, очки и фартук.
- При попадании кислоты на открытые участки тела немедленно промыть пораженный участок большим количеством воды и обработать крепким раствором пищевой соды.
- Лить кислоту в воду, а не наоборот. В противном случае вода, имеющая более низкую плотность, будет разбрызгиваться вместе с кислотой.
Как заряжать
Если вы спросите у автомобилистов, нужно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор после заливки электролита, то получите противоречивые ответы. Одни говорят – не нужно, другие – обязательно нужно. Где истина?
Попробуем разобраться. Прежде всего, читаем прилагаемую документацию. К примеру, батарея, которую мы заливали, нуждается в зарядке после заливки. Это прямо указано в паспорте. В противном случае АКБ потеряет 20% емкости.
Если ничего подобного не указано, ориентируемся по плотности электролита и напряжению на клеммах. Все измерения проводим не ранее чем через 2 часа после заливки. Если плотность электролита упала, аккумулятор нужно подзарядить.
В процессе пропитки пластин падает и уровень электролита. Чаще всего после двух часов пропитки этот показатель снижается. В этом случае необходимо его довести до нормы доливкой электролита (не воды!).
Зарядка сухозаряженного аккумулятора не отличается от зарядки обычного. Заряжаем током 10% от емкости АКБ, контролируя напряжение. Как только оно достигнет 14.1 В, зарядка окончена.
Замеряем плотность во всех ячейках батареи, при необходимости выравниваем. Более подробно о заливке/доливке/выравнивании плотности вы можете прочесть в статье «Как залить дистиллированную воду или электролит в аккумулятор». Закрываем заливные отверстия батареи пробками или накладкой (есть в комплекте). АКБ готова к эксплуатации.
Мы выяснили, что такое сухозаряженный аккумулятор и как правильно ввести его в строй. Ничего сложного – с этим справится практически любой автомобилист, на побоявшийся немного испачкать руки.
Сейчас читают: