Любой автолюбитель сталкивается с необходимостью хранения аккумуляторной батареи. Есть важные правила, на которые стоит обратить внимание. В противном случае можно потерять и деньги, и нервы. А нервные клетки, как известно, не восстанавливаются.
Срок хранения и условия до начала эксплуатации
Перед тем как перейти подробному к разбору способов, как хранить аккумулятор автомобиля, отметим один момент. Даже при хранении внутри батареи происходят химические процессы, которые нельзя остановить.
В лучшем случае эти процессы можно только замедлить. А именно от их скорости зависит срок годности. Соответственно, если до начала эксплуатации любая АКБ хранится неправильно, то и прослужит она недолго.
В продаже есть два варианта: сухозаряженная батарея и батарея с заранее залитым электролитом. В первом случае в АКБ отсутствует электролит, с завода она выпускается уже заряженной. После приобретения покупателю остаётся только залить в неё электролит и подзарядить.
Заметное влияние оказывают условия окружающей среды. Так, оптимальный температурный режим — диапазон от 0 до +20 °C. Его превышение негативно скажется на состоянии аккумулятора.
Нельзя допускать прямого попадания солнечных лучей. Помещение не должно быть слишком влажным, а наоборот – сухим и хорошо проветриваемым. При хранении снимать защитную упаковку не рекомендуется.
Максимально допустимый срок хранения сухозаряженной АКБ – не больше 3 лет.
Недобросовестные продавцы иногда нарушают это правило, что увеличивает вероятность скорого выхода из строя аккумулятора. Но ни один специалист не сможет сказать с гарантией 100%, что аккумулятор после такого хранения долго не прослужит.
Для этого должны совпасть и другие факторы, но вероятность такого исхода увеличивается кратно. Поэтому встречаются случаи, когда сухозаряженная АКБ хранилась десятки лет и исправно работала. Однако так везёт не всем.
При хранении обеспечивают лёгкий доступ к каждому аккумулятору — недопустимо устанавливать АКБ друг на друга.
Теперь перейдём к рассмотрению АКБ с залитым электролитом. Разумеется, вышеописанные правила хранения аккумуляторов для сухозаряженных батарей должны соблюдаться и при хранении «мокрых» АКБ.
Раз залит электролит, будут протекать химические реакции, приводящие к саморазряду. Для компенсации саморазряда требуется периодически подзаряжать батарею, но некоторые продавцы не делают этого, не желая повреждать заводскую упаковку.
Срок хранения перед продажей не должен превышать полутора лет, если температурный диапазон составляет от 0 до 20 °C. Если температура выше 20 °C, то этот период уменьшается до 9 месяцев.
Как вводить в эксплуатацию
В батарее, заполненной электролитом, постоянно протекают химические реакции. Это значит, что вводить её в эксплуатацию следует как можно быстрее. Сначала разберём, что сделать перед началом эксплуатации аккумулятора с залитым электролитом. Срок, за который это необходимо осуществить, напрямую зависит от условий хранения. Если оценивать в среднем, то больше полутора лет держать аккумулятор на хранении не стоит.
Сначала внимательно осмотрите корпус. Потёков электролита, трещин, сколов не должно быть. Также обратите внимание на наличие окислов. При обеспечении нормальных условий хранения их не будет.
Если на клеммах или на корпусе имеются следы окислов, это означает, что батарею по меньшей мере неправильно хранили. При осмотре обратите внимание на наличие этикеток и на читаемость надписей, ещё раз проверьте гарантийный талон.
Следующий шаг – определение уровня электролита, но если это батарея, изготовленная по технологи AGM, то сделать это получится только при помощи специальных приборов.
Если электролит жидкий, а корпус полупрозрачный, установите батарею на ровную поверхность и проверьте уровень по специальным меткам на корпусе. Для удобства поместите с противоположной стороны источник света.
В некоторых типах обслуживаемых АКБ, если посмотреть внутрь через заливочную горловину, можно увидеть отметку уровня — специальный пластиковый язычок. В таком случае доливайте электролит до закрытия им этой отметки.
Если корпус непрозрачный и батарея обслуживаемая, откручиваем пробки и замеряем уровень, применяя специальную стеклянную трубочку. Разумеется, не у каждого автовладельца она есть.
Проверку уровня электролита и его заливку производите в проветриваемом помещении при температуре от 15 до 30 °C.
В этом случае можно применить обычный прозрачный корпус от шариковой авторучки.
Для замера опустите трубочку в каждую банку батареи и коснитесь пластин. Большим пальцем зажмите верхний край трубочки и достаньте её из батареи. Далее замерьте уровень линейкой. Нормальный показатель – 1-1,5 см.
Если уровень электролита в обслуживаемой батарее меньше нормы, долейте дистиллированную воду. Не слушайте опытных доброжелателей, которые утверждают, что нужно заливать электролит, так как они всегда делают именно так.
При химических реакциях, которые проходят в аккумуляторной батарее, в первую очередь испаряется вода, а не серная кислота. Соответственно, если плотность будет чрезмерно высокой, то возможно выпадение солей в осадок и повреждение пластин.
После проверки уровня электролита определите уровень напряжения нагрузочной вилкой. Полностью заряженная батарея выдаёт от 12,6 до 12,9 В. При напряжении 12,5 В аккумулятор нужно зарядить.
Теперь разберём, как ввести в эксплуатацию сухозаряженную АКБ. Приобретите электролит и откройте пробки. Залейте электролит до отметки «max», если такая на корпусе имеется, или проверьте уровень способом, описанным ранее.
После заливки оставьте АКБ на 20 минут, после чего определите плотность электролита. Проводите проверку не позже двух часов после того, как электролит был залит.
Нормальная плотность электролита в свинцово-кислотной батарее — 1,27 г/см3. Если замеренный показатель ниже нормы, то АКБ нужно зарядить. Кстати, время подзарядки зависит от срока хранения. Чем дольше батарея хранилась, тем больше времени потребуется на эту процедуру.
Правила длительного хранения аккумуляторных батарей после начала эксплуатации
Теперь разберёмся, как хранить аккумулятор автомобиля длительное время. Прежде всего снимите батарею с автомобиля согласно инструкции по эксплуатации и поместите на хранение. Правила длительного хранения аккумуляторов не будут серьёзно отличаться от условий при хранении до начала эксплуатации. Однако есть нюансы.
Корпус автомобильного аккумулятора должен быть чистым, токовыводы – очищены и покрыты защитной смазкой, например, литолом или техническим вазелином. При длительном хранении будет испаряться вода из электролита, поэтому иногда проверяйте его уровень и плотность. Периодическая проверка напряжения и подзарядка обязательны.
Заключение
Технический прогресс не стоит на месте, и некоторые современные аккумуляторные батареи конструктивно сильно отличаются от своих предшественников. Впрочем, как и по цене. Поэтому если не знать основные моменты, как эксплуатировать и как правильно хранить аккумулятор, есть риск столкнуться с дополнительными незапланированными затратами.
Сейчас читают: