Сегодня популярны индивидуальные электрические транспортные средства – гироскутеры, моноколеса, электросамокаты, электровелосипеды. Как и любая техника, эти устройства время от времени ломаются. В статье мы выясним, что делать, если гироскутер не заряжается, и разберемся, какие из неисправностей можно устранить самостоятельно.
Диагностика и основные причины неисправности
Прежде чем устранять неисправность, определяем, почему конкретно гироскутер не заряжается и что нужно исправлять. В первую очередь смотрим, что показывают нам индикаторы состояния, которые расположены как на гироскутере, так и на зарядном устройстве (ЗУ).
Расшифровка сигналов индикатора заряда
Начнем с индикатора на зарядном устройстве. Он имеет два состояния, и ориентироваться по нему нужно после постановки скутера на подзарядку:
- горит красным – идет зарядка;
- горит зеленым – зарядка окончена.
В некоторых моделях индикатор отсутствует, а процесс пополнения энергии контролируется по показаниям индикатора гироскутера.
Индикатор на корпусе скутера имеет более широкий функционал и в некоторых случаях является диагностическим, выдавая тот или иной код состояния:
Состояние индикатора | Состояние устройства |
---|---|
зеленый (светодиод может быть отдельным от системного) | батарея заряжена более чем на 60% |
желтый (светодиод может быть отдельным от системного) | батарея заряжена на 60% |
красный горит или постоянно мигает (светодиод может быть отдельным от системного) | энергии осталось менее 10% |
однократное промигивание с паузой (системный индикатор) | нарушен контакт с платой как минимум одного из гироскопов |
двукратное //-//- | необходимо обновление прошивки |
трехкратное //-//- | короткое замыкание силовых проводов двигателя (двигателей) |
четырехкратное //-//- | нет связи с датчиком Холла со стороны контроллера |
пятикратное //-//- | нет связи с датчиком Холла со стороны АКБ |
шестикратное //-//- | необходимо заменить АКБ |
семикратное //-//- | неисправность модуля гироскопа со стороны АКБ |
восьмикратное //-//- | неисправность модуля гироскопа со стороны контроллера |
девятикратное //-//- | недопустимое положение датчиков гироскопа (скутер перевернут) |
Указанные коды могут не соответствовать вашим. Поэтому прежде чем проводить диагностику, ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации именно своей «электротачанки».
Исправляем типовые проблемы
Поговорим о наиболее распространенных неисправностях и выясним, какие из них удастся устранить своими силами. Ведь причина отсутствия заряда может быть элементарной.
Поломалось зарядное устройство
Самый простой способ проверить свое зарядное устройство – это подключить скутер к другому с аналогичными характеристиками. Метод простой, но найти человека с таким же девайсом, да еще и готового на подобный эксперимент, увы, непросто. Покупать ЗУ только для того, чтобы проверить свое, тоже глупо. Поэтому будем определять исправность родного.
Для проверки нам понадобится мультиметр. Устанавливаем на нем режим измерения постоянного напряжения, диапазон – не ниже 100 В. Подключаем ЗУ к сети и измеряем напряжение на выходном разъеме.
Если у нас трехконтактный разъем, то ориентируемся на рисунок ниже.
Напряжение должно быть тем, что указано на корпусе ЗУ, плюс-минус 2%. К примеру, на выходе ЗУ, изображенного ниже, напряжение должно лежать в диапазоне от 41.2 до 42.8 В.
Если напряжение существенно выше, то зарядку придется заменить или отдать в ремонт. Если напряжения нет совсем, то проверяем предохранитель. Он может быть расположен как снаружи, так и внутри корпуса ЗУ. Владельцу устройства, изображенного ниже, повезло – предохранитель можно проверить, не разбирая блок.
Включаем мультиметр в режим измерения сопротивлений и прозваниваем предохранитель. Прибор должен показать нулевое сопротивление. Если предохранитель цел, то ЗУ придется нести в мастерскую или заменить новым.
Если напряжение в норме, желательно проверить блок под нагрузкой. Для этого параллельно мультиметру подключаем лампу накаливания мощностью не менее, а лучше более 100 Вт на напряжение 220 В. Просадки напряжения быть не должно, сама лампа слабо засветится. Нагрузка, конечно, маловата, но неисправный блок и ее не потянет.
Неисправен разъём или штекер
Теперь проверяем гнездо зарядки. Внимательно его осматриваем с внешней стороны – все штырьки должны быть на месте, не погнутые, не окислившиеся и не подгоревшие. При необходимости чистим, проверяем.
Если все в порядке, снимаем нижнюю крышку, на которой расположен разъем зарядки. Для этого достаточно крестообразной отвертки. Сам разъем подключен к главному контроллеру шлейфом с еще одним, плоским разъемом.
Отключаем его от контроллера, подключаем к основному зарядное устройство. Мультиметром измеряем напряжение на плоском разъеме шлейфа.
Напряжение есть? Гнездо и штекер в порядке. Нет – придется менять гнездо. Оно есть в продаже, но лучше брать сразу со шлейфом, чтобы не возиться с перепайкой.
Вышел из строя контролер заряда или аккумулятор
Теперь поговорим об аккумуляторной батарее и ее контроллере. Снимаем нижнюю крышку, на которой находится кнопка включения – под ней расположена аккумуляторная батарея. Рассоединяем разъем, которым АКБ подключена к плате контроллера гироскутера. На фото ниже он обозначен стрелкой. Измеряем напряжение на батарее.
Если напряжение ниже 30 вольт или отсутствует вообще, то АКБ придется заменить. Узнать, кто виновник – аккумулятор или контроллер, можно только разобрав батарею. Если не лень и есть соответствующие знания – разбираем. Измеряем напряжение на крайних банках. Если оно выше 30 вольт, то неисправен контроллер. Если такое же, как и на выходе, виновата одна или несколько банок. Нагружаем АКБ лампой накаливания (см. выше) и измеряем напряжение на всех банках. На неисправной напряжение будет ниже 2 В или его не окажется вообще. Покупаем новую, меняем.
Более подробно о ремонте АКБ гироскутера мы сегодня говорить не будем – это совсем другая история, заслуживающая отдельной объемной статьи. Просто заменим АКБ на новую.
Замена аккумулятора
Замена аккумуляторной батареи на гироскутере – дело несложное. С этим справится каждый, даже не имеющий понятия в электрике. Для работы понадобится лишь крестообразная отвертка. Снимаем нижнюю крышку, добираемся до АКБ. Отключаем ее от главного контроллера гироскутера.
АКБ прижата фиксирующей пластиковой скобой, которая крепится к корпусу скутера четырьмя винтами. Отворачиваем их.
Осталось приподнять скобу и извлечь батарею
Устанавливаем на место старой новую АКБ, прижимаем скобой, подключаем, собираем гироскутер, заряжаем и едем.
Важно! Прежде чем купить новую АКБ, необходимо разобрать скутер и выяснить, какая модель и с какими характеристиками у нас установлена. Батареи для гироскутеров могут быть на разное напряжение, разной емкости и габаритов. По незнанию есть риск купить не то, заплатив немалые деньги.
Если перестал заряжаться после зимы
В этой беде, как правило, виновна аккумуляторная батарея. Она либо тихо умерла, либо разрядилась до такой степени, что была аварийно отключена контроллером. Второе обычно происходит, если мы оставили на многие месяцы скутер с разряженной батареей.
Разбираем гироскутер, добираемся до аккумулятора, измеряем на нем напряжение. Если ноль, то контроллер отключил АКБ. Пытаемся ее «толкнуть», подав на контакты батареи напряжение с зарядного устройства напрямую в течение 30-60 сек.
Такое «толкание» вы делаете на свой страх и риск. Этим вы можете вывести АКБ из строя или, что еще хуже, превратить ее в термитную бомбу. В любом случае во время подачи напряжения контролируйте температуру банок. На ощупь они должны казаться абсолютно холодными.
Снова измеряем напряжение. Если оно появилось, то подключаем батарею к гироскутеру и ставим на зарядку штатным способом. Если нет – придется АКБ заменить. Если напряжение при первом измерении было, но очень низкое (ниже 30 В), то АКБ вышла из строя либо от старости, либо мы ее заморозили. Однозначно меняем.
Мы разобрались с основными причинами отсутствия зарядки гироскутеров. Теперь вы можете попытаться самостоятельно решить проблему. Стоит заметь, что такой же алгоритм используется при отсутствии зарядки моноколеса и электросамоката.
Сейчас читают: