Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать

Шуруповерты

Аккумуляторный шуруповерт удобнее своего проводного собрата, но капризнее и требует более серьезного обслуживания. Хотя бы потому, что его нужно периодически заряжать. В этой статье мы выясним, почему не заряжается аккумулятор шуруповерта, и попробуем решить эту проблему своими силами.

Типы аккумуляторов

Шуруповерты и дрели оснащаются тремя типами аккумуляторов:

  • Никель-кадмиевые (NI-Cd).
  • Никель-металлогидридные (Ni-Mh).
  • Литий-ионные (Li-ion).

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать

NI-Cd. Старшее поколение батарей, но они все еще используются. АКБ такого типа имеют хорошее соотношение емкость/габариты, выдают большой ток, долговечны, допускают длительное хранение в разряженном состоянии, выдерживают глубокий разряд. Но никель-кадмиевые аккумуляторы имеют один существенный недостаток – они подвержены так называемому эффекту памяти. Если их регулярно заряжать до полной разрядки, батарея «привыкает» и выдает намного меньше энергии.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
Никель-кадмиевые цилиндрические элементы

Ni-Mh. Доработанная версия никель-кадмиевых аккумуляторов. Выполняется по более экологичной технологии, обладает лучшими характеристиками, а эффект памяти проявляется слабее. Но и тут есть недостатки – большие значения саморазряда. Кроме того, их нельзя разряжать в “ноль”.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
Никель-металлогидридные цилиндрические элементы

Li-ion. Наиболее прогрессивный тип. Литиевые аккумуляторы успешно используются в большинстве автономных приборов – от мобильных устройств, ноутбуков и часов до электроинструмента и даже электротранспорта. Имеют отличное отношение емкость/габариты, ток саморазряда мал. Заряжать этот тип элементов можно токами до 2С, а разряжать – токами 5С. Но такие аккумуляторы не терпят глубокого разряда и перезаряда, а потому должны оснащаться специальными контроллерами. Кроме того, при неправильной эксплуатации могут быть взрыво- и пожароопасны.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
Литий-ионные цилиндрические элементы

Почему шуруповерт не заряжается и что делать

Причин, по которым аккумуляторная батарея шуруповерта отказывается заряжаться, две – выход из строя аккумулятора или его цепей и поломка зарядного устройства. Прежде всего, вольтметром измеряем напряжение на клеммах зарядного устройства – оно должно соответствовать указанному на корпусе или быть чуть выше. При этом на многих ЗУ горит зеленый индикатор «Сеть». Так же поступаем с аккумулятором – измеряем напряжение на его клеммах. Оно может быть чуть ниже положенного (аккумулятор ведь разряжен), но незначительно. В зависимости от результатов измерений решаем, что у нас неисправно – зарядное устройство или батарея.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Если у ваших знакомых есть точно такой же шуруповерт, что маловероятно, то можно попытаться зарядить свою батарею им или наоборот – его батарею своим ЗУ.

Зарядное устройство

К поломкам зарядного устройства (ЗУ) от шуруповерта относятся:

  • Окисление или ослабление контактов подключения к АКБ.
  • Скрытый обрыв сетевого провода.
  • Внутренняя поломка.

Убеждаемся, что клеммы подключения к АКБ в порядке. На фото ниже они отмечены стрелкой. Внимательно осматриваем их на предмет окисления или обгорания, при необходимости чистим. Если они ослабли, подгибаем для лучшего контакта. Для этого разбираем ЗУ.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
Зарядное устройство 12 В шуруповерта «Интерскол»

Далее прозваниваем провод питания мультиметром, включенным в режим измерения сопротивления. Для этого прибор тоже придется разобрать. Если нашли обрыв – устраняем. Далее – внутренняя поломка. Если у вас простое ЗУ, к примеру, как изображено на фото, и вы разбираетесь в электронике, то почините устройство самостоятельно, ориентируясь на схему, приведенную ниже.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
Принципиальная электрическая схема ЗУ «Интерскол» 12 В

Схема простая. Делаете визуальный осмотр. Если конденсаторы вздулись – меняете. Далее вооружаетесь мультиметром, измеряете напряжение на выходе трансформатора. Если оно есть, то проверяете мультиметром (ЗУ должно быть отключено от сети):

  • предохранитель;
  • диоды выпрямительного моста VD1-VD4;
  • сглаживающий конденсатор С1;
  • стабилитрон VD6;
  • диоды VD5, VD7;
  • транзистор Q1;
  • кнопку SK1;
  • реле JDQK1.

Микросхему вы прозвонить не сможете, но для справки: она представляет собой задающий генератор и набор делителей на 2. По сути, это обычный таймер. Если вы электронщик – разберетесь. Если нет – просто замените ее. Микросхема недорогая.

Зеленая лампочка «Сеть» на этом зарядном устройстве зажигается только после подключения АКБ, а красная горит после нажатия кнопки «Пуск» – идет зарядка.

Если зарядное устройство собрано по импульсной схеме, а вы не имеете соответствующих знаний и приборов, то лучше поручить ремонт специалистам. Но если вы полны решимости попробовать, то прочитайте статью «Ремонт зарядного устройства для шуруповерта». Кстати, в этой же статье вы найдете более подробное описание методики ремонта простого зарядного устройства, кратко описанного выше.

Аккумулятор

Вот основные причины выхода из строя аккумулятора шуруповерта:

  • Окисление или обгорание контактов подключения к ЗУ.
  • Выход из строя термодатчика.
  • Отказ одного или нескольких аккумуляторов.
  • Механическое повреждение, вызвавшее внутренний обрыв.

С контактами все ясно – осматриваем, при необходимости чистим. Они на виду, так что разбирать ничего не придется. Термодатчик проверяется прозвонкой. Для этого ориентируемся на схему, приведенную ниже. Вольтметром находим контакты батареи (какое-то напряжение на ней должно быть), третий – контакт термодатчика. Если батарея не перегрета, то контакты термодатчика должны быть замкнуты.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
Типовая схема аккумулятора шуруповерта

Чаще всего контакты аккумулятора отмаркированы символами «+» и «-», так что вольтметр, скорее всего, не понадобится.

Почему не заряжается аккумулятор шуруповерта и что с этим делать
На этой батарее контакты АКБ помечены значками «+» и «-»

Механическое повреждение можно определить визуально, но лучше разобрать батарею и осмотреть ее изнутри на предмет обрывов, сколов и других повреждений, включая отдельные аккумуляторы (ячейки).

Теперь по поводу отказа отдельных аккумуляторов. Вскрываем батарею и мультиметром измеряем напряжение на каждом элементе. Напряжение на неисправном значительно ниже напряжения на остальных. Элемент, напряжение на котором замеряют на фото ниже, никуда не годится.

Находим неисправные – меняем на исправные элементы того же типа и электрической емкости.

Как правильно заряжать батарею шуруповерта, чтобы продлить срок службы

Срок жизни любого аккумулятора зависит не только от заявленного производителем количества циклов заряд/разряд, но и от правильной эксплуатации. Рассмотрим основные нюансы зарядки батарей шуруповёртов разных типов.

Никель-кадмиевые и никель-металлогидридные

Прежде всего, величина зарядного тока. Оптимальным для заряда никель-металлогидридного и никель-кадмиевого аккумулятора считается ток от 0.2С до 1С. Выход за эти пределы ведет к потере электрической емкости АКБ. Именно такими величинами оперируют качественные зарядные устройства. Для увеличения срока службы зарядка производится в 2, а сильно разряженного элемента – в 3 этапа:

  • 1 – Предзаряд. Проводится стабилизированным током до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе или ячейках батареи не поднимется до 1.05 – 1.1 В
  • 2 – Основной заряд. Зарядка стабилизированным током до получения батареей 90-95% энергии.
  • 3 – Дозарядка. Производится при стабилизированном напряжении величиной 1.25 – 1.27 В на ячейку до тех пор, пока зарядный ток не упадет ниже 10% от того, которым производился основной заряд.

В момент полной зарядки NI-Cd и Ni-Mh аккумулятора напряжение на нем резко падает на 30-40 мВ. Продвинутые зарядные устройства отслеживают это и прекращают заряд.

Во время зарядки необходимо контролировать температуру АКБ. Если она поднимется выше 45-50 градусов, процесс прекращают до полного остывания.

Поскольку аккумуляторы этих типов подвержены эффекту памяти, необходимо регулярно их тренировать. Процесс заключается в полном (до 0.9 – 1.0 В на ячейку) разряде током 0.1С – 0.2С с последующей полной зарядкой. Количество циклов заряд/разряд для одной тренировки – 1-3. Частота тренировок зависит от интенсивности использования АКБ. Среднее значение – раз в месяц.

Литий-ионные (Li-ion)

Аккумуляторы и батареи этого типа допускают зарядку током 2С, но для увеличения срока службы производитель рекомендует не превышать величины 1С. Для продения срока службы зарядка должна производиться в 2, а сильно разряженного элемента – в 3 этапа:

  • 1 – Предзаряд. Проводится стабилизированным током до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе или ячейках батареи не поднимется до 3.0 – 3.1 В.
  • 2 – Основной заряд. Зарядка стабилизированным током до получения батареей 90-95% энергии.
  • 3 – Дозарядка. Производится при стабилизированном напряжении величиной 4.1 – 4.2 В на ячейку до тех пор, пока зарядный ток не упадет ниже 10% от того, которым производился основной заряд.

Во время зарядки контролируют температуру АКБ. Если она поднимется выше 45-50 градусов, процесс прекращают до полного остывания.

Поскольку элементы этого типа не подвержены эффекту памяти, тренировать их не нужно, а заряжать можно тогда, когда это удобно. Даже если батарея разряжена всего на 20%, ее можно дозарядить без последствий.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector