Для современного рыбака эхолот – такой же необходимый предмет экипировки, как снасть или подсак. Но чтобы прибор был полезен и не разочаровал, им нужно уметь правильно пользоваться, своевременно проводить его обслуживание. В этой статье мы поговорим об источниках питания и выберем аккумулятор для эхолота.
ТОП-5 аккумуляторов на 12 вольт для эхолота
Теоретически для эхолота подойдет любая аккумуляторная батарея (АКБ) напряжением 12 вольт – автомобильная или для источников бесперебойного питания; свинцово-кислотная, щелочная, литиевая. Но батарея батарее рознь. Они различаются по емкости, цене, качеству, отношению габариты/емкость. Прежде чем решать, какую из них выбрать, взглянем на список лучших аккумуляторов для эхолота. Рейтинг был составлен по отзывам российских рыбаков и подводных эхо-исследователей.
Рейтинг лучших аккумуляторов для эхолота на 12 В
Какой тип аккумулятора выбрать
Прежде чем решить, какой аккумулятор лучше купить, стоит узнать, какие они бывают. Типов АКБ множество, но мы остановимся на двух основных и самых подходящих для эхолотов – литиевых и свинцово-кислотных.
Литиевые
Это наиболее перспективный тип аккумуляторов. На литиевых батареях работают практически все наши гаджеты – от мобильных телефонов и смартфонов до ноутбуков, навигаторов и фото-видеокамер. Эти же батареи используются в качестве тяговых в электромобилях и скутерах.
Преимущество батарей этого типа – в высоком соотношении габариты, вес/емкость. При той же электрической емкости они в 4-5 раз меньше и легче свинцово-кислотных. Но почему в рейтинге, приведенном выше, литиевая АКБ не попала ни в одну из строчек? На то есть ряд серьезных причин:
- Высокая стоимость. При аналогичной емкости литиевый аккумулятор в 3-4 раза дороже свинцово-кислотного. К примеру, изображенный на фото выше стоит 3 400 рублей, тогда как свинцовый обойдется вам в 1 100 рублей.
- Боится мороза. Литиевая батарея плохо переносит минусовые температуры. При -1 °С она существенно теряет емкость, а при -20 °С вообще выходит из строя. Свинцово-кислотная АКБ будет работать и при -40 °С, хотя тоже несколько потеряет емкость.
- Потенциально опасна. При неправильной эксплуатации или повреждении литиевая батарея может загореться, а то и взорваться. Причем гореть она будет даже без доступа кислорода – хоть одеялом накрывай, хоть в воду кидай. В гаджетах литиевые батареи практически безопасны – правильный режим работы обеспечивается самим устройством, а при самостоятельном обслуживании весь этот контроль придется взять на себя.
- Не терпит глубокого разряда. При глубоком разряде литиевый аккумулятор выходит из строя.
- Небольшой срок службы. Литиевые батареи обычно работают 1-2 года, после чего их емкость быстро падает. Более того, часы тикают, даже если мы не пользуемся аккумулятором и он мирно лежит на полке.
Свинцово-кислотные
Этот тип аккумуляторов делится на несколько видов:
- с жидким электролитом;
- AGM;
- гелевые.
В первом виде электролит находится в жидком состоянии и в буквальном смысле плещется в корпусе АКБ. Если батарея необслуживаемая, то это еще полбеды. Но если обслуживаемая и оснащена пробками, то вероятность утечки кислоты при качке и тряске велика.
В батареях, выполненных по AGM-технологии, используется пористое волокно, пропитанное электролитом. То есть электролит есть, но он не плещется. Если мы случайно перевернем такой аккумулятор, что на рыбалке не редкость, то катастрофы не будет.
AGM по сравнению с обычными «жидкими» батареями более долговечны, легче переносят глубокий разряд, быстрее заряжаются. Правда, они дороже обычных с жидким электролитом.
Ну и, наконец, гелевые. Они самые продвинутые среди свинцово-кислотных. В них все та же кислота, но она находится в густом, гелеобразном состоянии. Теоретически такая АКБ может работать в любом положении, хотя производители не рекомендуют эксплуатировать ее «вверх ногами».
Гелевые батареи выдерживают высокие токи зарядки, допускают глубокий разряд, более долговечны, чем все остальные виды свинцово-кислотных устройств. Они легко переживут вибрацию, не боятся качки, что актуально на рыбалке. Но учтите, что это самый дорогой вид свинцово-кислотных АКБ.
Постоянный глубокий разряд выдерживают АКБ с маркировкой Deep Сycle (фото выше). Все остальные от глубокого разряда сразу же не развалятся, как литиевые, но злоупотреблять этим не стоит.
Итак, какой аккумулятор выбрать для питания эхолота? Заманчиво выглядит литиевая батарея – компактная, емкая. Но она дорогая и срок ее жизни (именно жизни, а не службы) относительно невелик. Кроме того, на зимней рыбалке она может подвести, поскольку не особо радуется минусовым температурам. Но если вы рыбачите в теплое время года и бюджет позволяет, то это неплохой вариант, который легко уместится в рюкзак и плечи не оторвет.
Во всех остальных случаях, что подтверждает рейтинг, приведенный выше, лучше использовать или AGM, или GEL. Тяжелые – да, габаритные – есть немного. Но они дешевле и долговечнее при тех же электрических характеристиках.
Сколько потребляет эхолот
Вопрос не совсем корректен. Это то же самое, что спросить «Сколько бензина потребляет автомобиль?» Малолитражка – литров 5, грузовик – 15-20. Все зависит от класса прибора и его возможностей. К примеру, модель Raymarine Dragonfly 7 Pro потребляет в режиме эхолокации 0.7 А, а Lowrance HDS Carbon 12, оснащенный излучателем 500 Вт и пробивающим на глубину полтора километра, – 2.5 А.
Для примера приведем табличку энергопотребления эхолотов Humminbird:
Таблица потребления тока эхолотами Humminbird
Модель | Tок потребления, А | |
подсветка включена | подсветка выключена | |
Onix Series | 2.5 | |
1100 Series | 1.3 | |
900 Series | 0.78 | |
800 Series | 0.78 | |
700 Series Color | 0.615 | |
700 Series Mono | 0.200 | |
600 Series Color | 0.615 | |
500 Series Color | 0.615 | |
500 Series Mono | 0.200 | |
300 Series Color | 0.300 | |
300 Series Mono | 0.270 | |
PiranhaMax Series Color | 0.300 | |
PiranhaMax Series Mono | 0.100 | |
Fishin` Buddy Color | 0.125 | |
Fishin` Buddy Mono | 0.110 |
Итак, энергопотребление конкретным эхолотом узнают из сопроводительной документации или с помощью амперметра. Второе предпочтительнее, поскольку заявленные характеристики могут существенно отличаться от реальных.
Рассчитываем ёмкость
Одна из основных характеристик аккумулятора – его электрическая емкость. От нее зависит, как долго проработает эхолот без подзарядки. Какой должна быть емкость батареи, чтобы проблем на рыбалке не возникло? Расчет несложный.
Емкость аккумулятора или любого другого автономного источника питания выражается в ампер-часах (А/ч). Если емкость нашего аккумулятора 5 А/ч, то он сможет отдать в нагрузку ток 5 А в течение одного часа. Если ток будет меньше, то пропорционально увеличится время его полезной работы. К примеру, при разрядном токе 1 А тот же аккумулятор «протянет» уже 5 часов. Если ток уменьшить еще вдвое (500 мА), то пропорционально увеличится время работы батареи – 10 часов. Нетрудно догадаться, что продолжительность работы АКБ без подзарядки прямо пропорциональна емкости и обратно пропорциональна разрядному току.
T = Е/I
где:
- Т – время непрерывной работы батареи или аккумулятора, часов;
- E – емкость батареи (обозначение единицы измерения условно) в А/ч;
- I – разрядный ток, А.
Зависимость «жизни» АКБ от разрядного тока не линейна. Чем меньше разрядный ток, тем дольше протянет АКБ без подзарядки. Наша батарея при токе разряда 5 А проработает 1 час (по заверению производителя). Ели мы уменьшим ток до 500 мА, то она продержится не расчетные 10 часов, а дольше. То есть чем меньше ток разрядки, тем «живучее» аккумуляторная батарея. Это касается всех химических источников питания.
Аккумулятор какой емкости выбрать? Все зависит от того, насколько прожорлив ваш эхолот и как долго вы собираетесь работать без подзарядки. Для примера проведем расчет для эхолота 1100 Series, который потребляет 1 300 мА (см. таблицу выше). Средняя длительность рыбалки – 8 часов. Будем считать, что эхолот не станет выключаться всю рыбалку. Какую емкость должна иметь батарея, чтобы мы не «ослепли» посреди рыбалки? Преобразуем вышеприведенную формулу: E=T*I. Тогда 8 ч*1.3 А = 10.4 А/ч.
Поскольку со временем аккумуляторы теряют емкость, плюс она может несколько отличаться от заявленной (как правило, в меньшую сторону), умножим полученный результат на полтора. Нам нужна батарея емкостью минимум 15 А/ч. Вот она:
Как подключить батарею к эхолоту и как её заряжать
Обычно подключение батареи к эхолоту проблем не вызывает. В комплекте с прибором идет двухпроводной кабель с красной и черной жилами. Чаще всего концы кабелей просто зачищены, поскольку производитель не знает, с какими клеммами будет использоваться АКБ.
Оснащаем концы кабеля зажимами соответствующего типа. В крайнем случае можно зажимами «крокодил», но это не лучший, хотя и универсальный вариант. Красный провод подключаем к плюсовой клемме, черный – к минусовой. Вот и все подключение.
Некоторые эхолоты комплектуются многожильными кабелями. К примеру, кабель эхолота «Гармин» имеет четыре жилы. В этом случае необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, поскольку неправильное подключение может вывести прибор из строя. Впрочем, за его питание отвечают все те же красный (плюс) и черный (минус) провода.
Как подключить эхолот «Гармин» к аккумулятору
И пару слов о том, как зарядить аккумулятор эхолота. Если у нас свинцово-кислотная батарея любого типа (о них мы говорили выше), то особых проблем не возникнет. Заряжаем так же, как обычный автомобильный аккумулятор. Для этого нам понадобится зарядное устройство с регулировкой тока. Оптимальным считается ток заряда, равный десятой части емкости батареи. К примеру, АКБ емкостью 15 А/ч нужно заряжать током 1.5 А. Можно и меньше (но не больше!), но при этом пропорционально увеличится время зарядки.
Подключаем батарею, выставляем ток заряда и ждем, пока напряжение на клеммах АКБ не поднимется до 14.2 В. Перезаряд грозит разрушением батареи, потому следим за напряжением внимательно. Сколько времени заряжать? Ответить на этот вопрос невозможно. Полностью разряженная 12-вольтовая батарея (напряжение на клеммах – 10.2-10.4 В) будет заряжаться так: емкость АКБ, деленная на ток заряда, плюс 10%. Проценты добавляем, потому что КПД аккумулятора – далеко не 100%. На зарядку нужно потратить больше энергии, чем аккумулятор накопит.
Но фокус в том, что мы обычно не доводим батарею до такого состояния. Сколько-то энергии в ней останется перед зарядкой, а значит, время дозарядки будет меньше, чем полной. А сколько осталось – кто его знает? Тут расчеты не помогут. Поэтому ориентируемся по конечному напряжению – 14.2 В.
Гелевые аккумуляторы допускают зарядку повышенным током (до 30% от емкости), но злоупотреблять этим не нужно – такой режим уменьшает срок службы АКБ. Только в крайнем случае, когда очень нужно, а времени нет.
Лучше приобрести автоматическое зарядное устройство. Установил ток зарядки, и занимайся своими делами или спать ложись. Прибор зарядит аккумулятор и самостоятельно отключится.
Подробнее о зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов можно почитать в разделе про зарядку элементов питания автомобилей.
Что касается литиевых аккумуляторных батарей, то, как мы уже выяснили, они капризны в эксплуатации. Это плата за большую емкость при малых габаритах и весе. Не менее капризны они и в плане зарядки. Их можно заряжать так же, как и свинцово-кислотные, но это существенно сократит срок их службы.
Если делать все по уму, то придется купить специальное зарядное устройство, которое будет заряжать АКБ по сложному алгоритму – изменять ток в процессе зарядки, контролировать температуру батареи и конечное напряжение. Иначе легко превратить литиевую АКБ в бомбу. Перегрелась – взорвалась. Перезарядилась – взорвалась. Но стоит такое зарядное устройство как маленький межзвездный челнок. Кроме того, его еще придется поискать.
Мы выяснили, какие аккумуляторы можно использовать для питания сонара. Надеемся, мы помогли вам подобрать лучший аккумулятор для эхолота с учетом особенностей его использования.
Сейчас читают: