Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему

Автомобильные

В автомобиле используются два источника питания – аккумулятор и генератор. Первый питает электрооборудование, когда двигатель не работает, а второй — при его работе. Напряжение, которое вырабатывает генератор при вращении, подзаряжает АКБ. Для контроля их работы служит индикатором лампочка аккумулятора или разряд батареи.

Все основные контрольно-измерительные приборы и информационные значки располагаются на приборной панели. Они информируют водителя о техническом состоянии машины и делятся на три группы:

  1. Информационные значки (лампочки) зеленого цвета информируют о сервисных функциях и их активности.
  2. Предупреждающие индикаторы желтого цвета предупреждают о неисправности.
  3. Аварийные значки красного цвета говорят об опасности при дальнейшем движении.
Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 1 Значок аккумулятора на приборной панели автомобиля

Индикатор зарядки (ошибки) аккумулятора или CHECK BATTERY (проверьте батарею) относится к аварийным значкам. При включенном зажигания он должен гореть и гаснуть через пару секунд после запуска двигателя. Встречается и такой вариант, когда зажигание включили, а лампочка аккумулятора не загорелась или горит постоянно. На авто с гибридным двигателем индикатор дополняется надписью MAIN. Расположение значка и конструкция с изображением аккумулятора зависит от марки авто. Для индикации используются стрелочные приборы или значки с подсветкой в виде лампочки либо светодиодные.

О чем говорит значок аккумулятора на приборной панели

Значок аккумулятора как аварийный индикатор не должен светиться во время работы двигателя. Контрольный индикатор зарядки в случаях возникновения неисправности может реагировать следующим образом:

  1. Гореть постоянно, периодически или тускло либо моргать.
  2. Не гаснуть на холостых оборотах (800 ÷ 1200).
  3. Светиться, а после перегазовки тухнуть.
  4. Загораться во время движения.
  5. Светиться, пока двигатель не прогреется.
  6. Загорается лампочка при включении фар.
  7. Гореть, но при этом идёт зарядка акб.

Возможны механические и электрические неполадки. Чтобы обнаружить причину, вызывающую ошибку, необходимо проверить пошагово исправность элементов, задействованных в формировании напряжения питания.

Так, к основным проблемам, вызывающим неправильное горение индикатора аккумулятора, можно отнести неисправности в электропроводке, генераторе и аккумуляторе.

Генератор — это электрическая машина, которая при вращении вырабатывает электрическое напряжение. Вал генератора через ременную передачу получает вращение от коленчатого вала.

В состав генератора (ГН) входят обмотка возбуждения (роторная) и трёхфазная статорная обмотка, диодный мост, реле-регулятор (РР). В зависимости от марки авто генераторы конструктивно различаются, но принцип работы у них одинаковый. На рисунке ниже изображена функциональная схема взаимодействия генератора (тип. 94.3701) и аккумулятора.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 2 Функциональная схема включения индикатора зарядки, аккумулятора и генератора

Контрольная лампочка аккумулятора машин с ЭСУД может обозначаться CHECK BATTERY. Разберёмся, почему горит лампочка зарядки аккумулятора (см. рис. 2 поз. 6). Напряжение +12 В с АКБ через ключ зажигания (поз. 4) подаётся через предохранитель (поз. 3) на один контакт индикатора (лампочки), а другой контакт через плюс диода подключается к выводу D и через резистор на массу. Когда генератор не вращается, на клемме D низкое напряжение. +12В проходит по цепи: лампочка, диод, резистор, масса, и индикатор горит. При вращении на D появляется напряжение, диод закрывается, и лампочка гаснет.

Через лампочку также подается начальное напряжение для возбуждения генератора. Клемма +В генератора и + аккумулятора соединены. При таком включении лампа заряда зависит от разницы напряжения на батарее и напряжения на D. Минусовые провода подсоединены к кузову.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Baжнo понимать! При таком включении горение лампы зависит от разницы напряжения на АКБ и напряжения возбуждения. При их равенстве значок чек батареи не горит, а при разных значениях – горит (ошибка).

При эксплуатации важно следить за работоспособностью ГН, АКБ и электропроводки. Периодически необходимо проверять и чистить контакты силовых клемм, натяжку ремней, напряжение батареи.

Основные причины неисправности

Если при работающем двигателе или во время движения горит значок аккумулятора на панели приборов, то возможны различные варианты.

Если он не гаснет, то возможны неисправности:

  • в генераторе:
    • растянулся шкив или произошел обрыв;
    • изношены щетки или коллектор;
    • неисправен РР. Вышли из строя радиодетали;
    • неисправность выпрямителя;
    • подклинивание, люфт шкива (посторонний звук);
    • нет контакта на клемме +В или D (Ш);
    • обрыв, кз в обмотке.
  • аккумуляторная батарея;
    • разряжена и не берёт зарядку;
    • занижен уровень электролита;
    • окисленные клеммы;
    • нет контакта на клемме АКБ, проблемы с проводкой.

Если индикатор горит периодически, тускло или мигает. Горит на низких (холостых) оборотах, а после перегазовки тухнет. Горит лампа аккумулятора, и зарядка идет. Тухнет после прогрева двс, тогда возможны неисправности:

  • в работе генератора:
    • слабая натяжка ремня (проскальзывает);
    • люфт шкива генератора или ролика натяжения;
    • плохой контакт графитных щеток с коллектором ротора;
    • пропадает контакт на одной из фаз;
    • неисправность диода;
    • холодная пайка;
    • прерывается контакт (окисление) клеммы +В или массы (не затянута шпилька).
  • в электропроводке:
    • пропадает контакт на клеммах провода, идущего от генератора к аккумулятору;
    • пропадает контакт в РР.
  • в сигнальной лампе:
    • если используются светодиодные вместо ламп накаливания.

Лампочка изначально не светится по следующим причинам:

  • перегорание самой лампочки;
  • износ выключателя зажигания;
  • перегорел предохранитель. Плохой контакт в гнезде;
  • окисление контактов в разъёме приборного щитка.

Для проверки цепи питания индикатора нужно без разборки при включённом зажигании снять провод с клеммы D генератора и замкнуть его на массу. Если цепь исправная, то индикатор засветится, тогда нужно проверить генератор. Если нет — сначала проверить предохранитель, затем саму лампочку и электропроводку. В приборной панели питание от АКБ обычно подаётся на несколько значков сразу.

На рисунке 3 изображены составляющие генератора в разрезе.

На рисунке 5 показаны составные части генератора, подлежащие проверке.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис.5 Детали генератора

Проблемы с реле-регулятором

Напряжение в бортовой сети или на выходе +В должно быть всегда одинаковым и не зависеть от изменения оборотов и нагрузки. Для его стабилизации используется реле-регулятор (РР). Он управляет обмоткой возбуждения через графитные щетки. Реле-регулятор обеспечивает напряжение на входе в пределах 13,5-14,5. В. Конструкция РР в зависимости от типа генератора разная, но принцип работы у них одинаковый.

На рисунке 6 показаны РР разной конструкции.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 6 Разновидности реле-регуляторов

По исполнению РР делятся на:

  1. Встроенные – так называемые «шоколадки». Они расположены в генераторе.
  2. Вынесенные (внешние) – крепятся отдельно на кузове.

РР также предотвращает перезаряд аккумулятора. По элементной базе реле разделяются на:

  1. Релейные, использующие зл. реле (выносные).
  2. Транзисторные.
  3. Интегральные.
  4. С переключением лето (13,1… 14В)/ зима (14…15,3В).
  5. Термо Оптимизированный Регулятор Напряжения (ТОРН).

Основные функции ТОРН:

  • коррекция U по температуре аккумулятора;
  • коррекция U по температуре двигателя (датчик +12В);
  • блокировка и задержка включения генератора при пуске;
  • трехрежимное управление контрольной лампой аккумулятора;
  • полная динамическая коррекция U по ДПДЗ или ДАД.

Перед заменой РР необходимо убедиться в исправности остального оборудования. Мало проверить только уровень и плотность батареи. Для проверки ГН необходимо завести двигатель и отсоединить плюсовую клемму на АКБ. Концы мультиметра подсоедините к клемме генератора или к снятой клемме аккумулятора. Если он продолжает работать и прибор показывает 14.5 В, то с генератором все хорошо. Если остановится – снять генератор. Проверить нужно РР, диоды моста, обмотки и подшипники.

Неисправный РР может вывести другое оборудование из строя. Например, при повышенном напряжении может закипеть батарея. При неисправном РР выходное напряжение генератора (при вращении) будет:

  1. Отсутствовать – аварийная работа двигателя, только от АКБ, без зарядки.
  2. Заниженное (ниже 12 В) – тусклое свечение индикаторов, уменьшение мощности.
  3. Завышенное (выше 15 В) – яркость свечения лампочек (фар) меняется от оборотов.

Регулятор может не работать из-за:

  1. Замыкания в эл. проводке, обмотке возбуждения.
  2. Пробоя диодов.
  3. После переполюсовки (установили АКБ не той полярности).
  4. Неисправности электронных элементов РР.
  5. Механических повреждений.
  6. Изношенности щетки. Если выступает меньше 5 мм, требуется замена.
  7. Влаги внутри корпуса. Например, попала во время мойки или при езде под дождем.

Рассмотрим, как проверить РР, на примере Я112А.

На рисунке 7 показан внешний вид РР Я112А в сборе (со щетками).

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 7 Внешний вид регулятора напряжения Я112А

Для проверки необходимо отсоединить РР от ГН. Если он установлен внутри, сначала снять заднюю крышку генератора.

Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б используется блок питания постоянного напряжения, с регулировкой напряжения от 10 до 16 В и лампочкой (освещение салона) мощностью 1,5÷5 Вт. Собрать схему, как на рисунке 8.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 8 Схема подключения для проверки реле-регулятора

По этой схеме можно проверить все регуляторы с внутренней установкой. Если блок исправен, то при изменении напряжения до 14.7 В яркость будет меняться, если оно станет выше — погаснет. Если не работает, то следует поменять таблетку или попробовать её отремонтировать.

На рисунке 9 изображена электрическая схема платы (таблетки) РР Я112А. На плате электронные элементы выполнены в SMD корпусе.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 9 Электрическая схема платы регулятора Я112А.

Для ремонта необходимо разобрать блок и достать плату. Проверить чистоту контактов и качество пайки. При необходимости протереть, пропаять. Мультиметром проверить силовой транзистор (TIP42A) и стабилитрон, затем остальные детали. Неисправные детали, заменить. После ремонта собрать генератор и установить на место. Проверить его работоспособность.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 10 Расположение деталей на печатной плате регулятора Я112А

Натяжение ремня генератора

Приводной ремень является неотъемлемой частью генератора. Без него как без рук. Тип ремня привода (клиновидный или зубчатый) зависит от марки, модели машины и шкива генератора. Он предназначен для передачи вращения от коленчатого вала ДВС генератору, который при вращении вырабатывает энергию. На рисунке 11 изображено взаимодействие навесного оборудования через приводной ремень.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 11 Взаимодействие навесного оборудования на ДВС

От натяжения ремня зависит долговременная работа подшипников генератора, водяного насоса, коленвала, ролика натяжения и другого оборудования (навесного). Если ремень натянут чрезмерно, то растягивается сам ремень и ускоряется износ подшипников, а при слабой натяжке — проскальзывает. Проверка ремня производится визуально. Если есть обрыв или повреждённые участки (расслоение, трещины), то его необходимо заменить. На рисунке 12 показан пример проверки натяжения ремня рукой.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 12 Проверка натяжения ремня

При выключенном двигателе пальцем проверяют натяжение. Смещение (прогиб) не должно превышать 1-2 мм с усилием 8 кгс посередине между шкивами. В зависимости от марки авто применяются различные натяжные устройства. Например:

  1. С автоматической регулировкой необходимой степени натяжения на основе пружин кручения, сжатия.
  2. С демпферами.
  3. Регулировочным болтом.
  4. Регулировочной планкой (на старых машинах).

На рисунке 13 изображен внешний вид натяжных роликов ремня.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 13 Ролики для натяжки ремня

На рисунке 14 изображен внешний вид целых и треснутых ремней.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 14 Внешний вид ремней

Ремень проверяется на наличие следов износа с наружной и внутренней стороны. Если ремень изношен, замените его.

Формы износа приводных ремней:

  1. Обрыв ремня генератора.
  2. Небольшие трещины, расслоение.
  3. Попадание смазки.
  4. Потертость.
  5. Повышенная твердость из-за старения либо плохого качества материалов вызывает свист.

На рисунке 15 пример регулировки натяжения приводного ремня.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 15 Регулировка натяжки ремня генератора с помощью натяжного ролика

Часто встречаются варианты, когда натяжение производится отклонением самого генератора. Для снятия и натяжки ремня необходимо:

  1. Расслабить гайку на шпильке крепления генератора и гайку на регулировочной планке.
  2. Наклонить генератор в сторону двигателя и снять ремень.
  3. После осмотра или замены надеть ремень на шкивы.
  4. Отклонить ГН от двигателя монтировкой до нужной натяжки.
  5. Затянуть гайку на планке и убедиться, что натяжение в норме.
  6. Затянуть гайку на шпильке.

Размер (маркировка) ремня индивидуален для каждой модели. Заменяется ремень аналогично штатному. Надевать нужно без перекосов и посередине шкива. Если установлена планка с регулировочным болтом, то им и производить натяжение.

В машинах с автоматической натяжкой ремня следят за тем, чтобы натяжитель был в исправном состоянии и не находился в крайнем положении. Крайнее положение ролика говорит о максимальном растяжении ремня и о том, что его надо заменить. Желательно его менять каждые 15-20 тысяч километров. Если в пути порвался ремень генератора, временно заменить его сможет кольцо шириной 20 мм, вырезанное из автомобильной камеры.

Перегорел предохранитель или плохой контакт

Предохранитель с плавкой вставкой обеспечивает защиту оборудования и электрических цепей от перегрузок, перегорания проводки в случае замыкания. Он перегорает по следующим причинам:

  1. От вибрации.
  2. Образования окислов на контактах или слабого контакта.
  3. Нарушения изоляции в эл. проводке (замыкание, наличие влаги).
  4. Бракованные.
  5. Более низкого номинала.
  6. Механическое повреждение.
  7. Повышенного напряжения (от генератора).

Наличие окислов или механические повреждения определяются визуально. Номиналы флажковых предохранителей указываются рядом с местом установки или на пластиковой крышке блока. На рисунке 16 показан внешний вид целого и перегоревшего предохранителей.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 16 Внешний вид предохранителя

Предохранители классифицируются по материалу легкоплавкой вставки на:

  1. Свинцовые.
  2. Оловянные.
  3. Сплавные (олово + свинец).
  4. Алюминиевые.

Найти месторасположение конкретного предохранителя можно в мануале к машине. Там на схеме отображено, где установлены блоки с предохранителями и какие именно. Найти предохранитель по марке авто можно и по интернету.

В автомобилях с BSD-шиной (интерфейс) управление бортовой сетью более сложное, отдельного предохранителя нет. Передача данных осуществляется по шине между БУ двигателя и:

  1. Генератором и аккумулятором (датчик на минусовой клемме АКБ).
  2. Датчиком уровня масла
  3. Электрическим насосом охлаждающей жидкости.
  4. Электронным блоком свечей накала (дизель).

В случае неисправности какого-то из вышеназванных потребителей в блок управления записывается ошибка, и управление отключается.

В большинстве случаев отдельного предохранителя для значка зарядки нет. Так, для ВАЗ2110 предохранитель F19 на 10 А общий для питания следующих элементов:

  1. Обмотки возбуждения.
  2. Узла блокировки замков.
  3. Контроля исправности ламп.
  4. Указателя поворота с контрольными лампами.
  5. Лампы заднего хода.
  6. Блока индикации.
  7. Часов (или маршрутного компьютера).

Если он перегорит, то эти узлы обесточатся. Это хорошая подсказка, говорящая об исправности предохранителя. Проверку плавкой вставки можно проверить такими способами: визуально, контролькой или мультиметром. На рисунке 17 показана панель предохранителей ВАЗ 2110.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 17 Панель предохранителей ВАЗ2110

Для визуальной проверки нужно вытащить предохранитель. На круглом предохранителе (керамическом) плавкая вставка расположена снаружи, и обрыв будет виден. В предохранителе ножевого типа плавкая вставка расположена внутри полупрозрачного (цветного) корпуса, но видна на просвет, и разрыв её будет очевиден.

Проверка контролькой (лампочкой малой мощностью 5W с подсоединёнными концами) производится при включенном зажигании. Один конец подсоединяется к корпусу, а вторым касаются сначала одной стороны предохранителя, затем другой. Если лампочка горит только с одной стороны, то предохранитель перегорел.

Измерение мультиметром можно проводить двумя способами. Первый аналогичен проверке лампочкой (режим измерения напряжения). Второй: проверка в режиме сопротивления при выключенном зажигании. Мультиметр установить в режим прозвонки. Концы подсоединить к выводам предохранителя. Если он исправен, то прозвучит сигнал, а экран покажет нулевое сопротивление. При сгоревшем предохранителе мультиметр будет молчать и покажет 1 в старшем разряде.

Перегоревший предохранитель лучше заменить на умные предохранители «AVS» со светодиодным индикатором соответствующего номинала. Эти предохранители можно не проверять. Если он неисправен, то на нём будет гореть светодиод. Если он снова сгорит после замены, то стороны нагрузки есть кз. Потребуется найти повреждение и устранить.

Другие причины

Кроме основных причин неправильной работы указателя батареи (генератора), возможны неисправности и в панели управления или замке зажигания. Через них включаются устройства и лампочки.

В состав панели управления входят электронные, световые и механические приборы. Дефекты в основном связаны с износом механических деталей и поломкой в бортовой электросети. Перед ремонтом необходимо убедиться, что до приборного щитка доходит напряжение и дефектов в цепи до нее нет.

Дефект может иметь постоянный или плавающий характер из-за таких причин:

  1. Трещина в дорожке платы.
  2. Окисленный переходной контакт или холодная пайка в разъеме.
  3. Сгоревшая дорожка платы.
  4. Окисление или обрыв провода перед разъемом.
  5. Плохой контакт на патроне лампочки.

Старение элементов ускоряется из-за эксплуатации в жестких условиях, таких как быстрое изменение температуры, вибрация, пыль и влага. В результате — наличие на монтажной плате различных механических повреждений, микротрещин, следов окисления и т. д. Для примера на рисунке Х показана печатная плата панели с перегоревшей дорожкой, которую нужно восстановить. Лучший вариант восстановления — это припаять провод между контактом на разъёме и контактом на патроне лампочки.

На рисунке 18 показан пример перегоревшей дорожки на плате приборной панели.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 18 Часть монтажной платы панели

Поиск неисправности производится визуально и с прозвонкой проводников. Способ демонтажа панели зависит от марки авто, поэтому перед снятием «торпеды» и устранением неисправности в приборном щитке нужно уточнить алгоритм действий по сервисной книжке или мануалу.

Замок зажигания состоит из механики (запорный механизм) и электрической части. Электрическая часть состоит из группы контактов на неподвижной и подвижной колодках, которые замыкают по необходимому алгоритму при поворотах ключа.

Контактный узел представляет собой подвижной контактный диск и неподвижную колодку. Возможные дефекты механического замка:

  1. Износ, коррозия, механические повреждения контактов,
  2. Окисление, подгорание, оплавление контактных групп.
  3. Длительный период использования. При шевелении пропадает напряжение.
  4. Облом контакта.
  5. Залипание от повышенной нагрузки или замыкание в цепи.

На рисунке 19 изображен контактный узел замка в разобранном виде.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 19 Контактная группа замка зажигания

Разберите замок и контактную часть, осмотрите контакты. Найденные дефекты – износ или оплавление — нужно заменить или зачистить места окисления (подгорания).

Наряду с механическими замками в зависимости от марки авто применяются электронные замки (ЭЗЗ), которые полностью управляются электроникой. У них механические контакты заменены электронными ключами. На рисунке 20 изображен электронный замок зажигания.

Почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему
Рис. 20 Внешний вид электронного замка

 Возможные неисправности электронного замка:

  1. Нет звука при срабатывании электронной блокировки руля.
  2. Не проворачивается ключ.
  3. При повороте ключа на экране возникают прочерки.
  4. Экран периодически тухнет, щелкают реле.
  5. Не заводится двигатель.
  6. Программные ошибки в блоке SAM.
  7. Попадание влаги.
  8. Нет реакции на ключ после его падения или удара.
  9. Потеря связи между блокиратором руля и системой управления.
  10. Старение и выход из строя электронных компонентов замка зажигания.

Ремонт таких ЭЗЗ в основном сводится к ремонту электронной техники, и голыми руками их отремонтировать сложно. Проверяют замок на стенде, где определяется характер дефекта. Самостоятельно можно провести визуальный осмотр на предмет явных повреждений. Проверить чистоту платы, контактов, дорожки.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
При эксплуатации автомобиля важно, следить за работоспособностью генератора, аккумулятора и электропроводки. Вовремя чистить и проверять контакты силовых узлов, мерить напряжение.
Читайте далее:
Плохо
0
Помогло
0
Спасибо
0
Акумы.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector