Вспомним процесс запуска двигателя в морозное зимнее утро. Открываем автомобиль, садимся, запускаем двигатель, а вместо бодрой работы стартера слышим вялые потуги.
Вывод — аккумулятор разрядился. Надо быстро решить, можно ли ставить на зарядку аккумулятор с мороза сразу или дать ему согреться? Если есть время, это хорошо, ведь отогревать батарею можно до вечера! А если времени нет? Как разрулить такую ситуацию?
Что происходит с аккумулятором и электролитом на морозе
Сначала опровергнем заблуждения о том, что зимой на морозе быстрее происходит саморазряд аккумулятора. Если рассматривать влияние низких температур на химические процессы, то они, наоборот, замедляются. Замёрзшая батарея не выдаст столько энергии, сколько в тёплое время года.
Ситуацию усугубляет и то, что стартеру приходится вращать двигатель с гораздо большим усилием, так как масло на морозе густеет. Следовательно, от аккумулятора зимой требуется выдать побольше тока, чем летом. В итоге это неизбежно приведёт к быстрому разряду.
Однако ещё не все проблемы перечислены. Вдобавок есть дополнительные потребители — включённые фары, обогреватели сидений, форсунок, зеркал, лобового и заднего стёкол. Зимой в городе нам приходится часто совершать кратковременные поездки. За это время батарея не успевает набрать полный заряд, поэтому она постепенно разряжается всё больше и больше.
Как низкие температуры отражаются на состоянии электролита? Может ли он замёрзнуть? Конечно. Если такое произошло, то АКБ нужно менять. Почему? Потому что замёрзнуть электролит в наших условиях может только в одном случае — плотность стала критически низкой.
Обычно это происходит, когда АКБ долгое время не обслуживалась.
Обязательно ли его отогревать и в каких случаях
Ответим на вопрос, нужно ли отогревать замёрзший свинцово-кислотный аккумулятор? Конечно, да. Затем его следует зарядить и проверить плотность. Он выдаст такую силу тока, которая нам нужна для запуска двигателя. Однако этот процесс потребует много времени, которого как обычно нет.
На специализированных форумах есть информация о времени, которое необходимо для этого. Обычно требуется от 14 до 16 часов. Можно ли ускорить процесс?
На этих же форумах есть вредный совет: чтобы быстрее разморозить батарею, нужно поместить её в таз с тёплой водой. Мол, так удастся сократить время до 4 часов. Однако это обернётся большими неприятностями — от быстрого перепада температур может треснуть корпус.
Поэтому чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется сначала использовать холодную воду. Спустя некоторое время поменяйте её на тёплую. Процесс можно повторить, заменяя воду на ещё более тёплую.
Что будет если сразу поставить на зарядку
Чтобы отогреть замёрзший аккумулятор и зарядить его, потребуется время. Фокусы с тазиком помогут выиграть несколько часов, однако кардинально проблему не решат. Ведь если нужно спешить, некоторые готовы рискнуть и поставить батарею на зарядку сразу.
Для понимания того, можно ли заряжать АКБ без предварительного прогрева, разберём следующий график.
Из графика следует, что при уменьшении температуры возрастает внутреннее сопротивление батареи. Это значение также напрямую зависит от износа батареи. Например, от переходного сопротивления клемм и внутренних контактных соединений, от величины сульфатации пластин.
Для каждого аккумулятора существует определённый температурный диапазон, при котором можно проводить зарядку. Конкретные значения указываются производителем в технической документации. Например, для свинцово-кислотных батарей этот диапазон обычно составляет от -15 до +40 ℃.
Так как при уменьшении температуры увеличивается внутреннее сопротивление батареи, для её зарядки нужно повысить напряжение зарядного устройства на 0,03 В на каждый 1 ℃. При этом оптимальная температура, при которой должен происходить процесс заряда аккумулятора, составляет 20 ℃. Значит, задача определения напряжения, которое нужно выставить на зарядном устройстве, сводится к умножению температуры на коэффициент 0,03.
Разберём этот вопрос на примере. Допустим, нам необходимо зарядить батарею, которая длительное время находилась на морозе -5 ℃. Следовательно, разница температур составит 5+20=25 ℃.
Умножив значения, получим: 25*0,03=0,75 В. Учитывая, что напряжение заряда равно 14 В, получаем 14+0,75=14,75 В. Однако помните, что для каждого типа аккумулятора есть максимально допустимое напряжение заряда. В подавляющем большинстве случаев оно не выше 15 В.
Можно ли заряжать на морозе
Если аккумулятор будет заряжаться в тёплом помещении, то за время зарядки он согреется. Следовательно, ускорятся и химические процессы, происходящие в нём.
Усложним задачу и попробуем ответить на вопрос, что произойдёт, если вы зарядите аккумулятор на сильном морозе. Допустим, нужно срочно ехать, а стартер не может ни разу провернуть двигатель. Частично ответ на этот вопрос уже был дан выше — если электролит не замёрз, то заряжать можно, но есть определённый предел как по напряжению, так и по температуре. Разумеется, этот процесс проходит ещё дольше, чем в тёплом помещении. Поэтому выиграть время не получится.
Если не превышать данные лимиты, то пользоваться зарядником безопасно прямо на улице. Все действия производятся на свой страх и риск — электролит может закипеть и замёрзшая батарея выйдет из строя. Ко всему прочему, запуск двигателя в сильный мороз — крайне неблагоприятный режим работы, так как увеличивается износ деталей.
Некоторые автопроизводители специально ограничивают возможность запуска двигателя при сильном морозе!
Если, несмотря на всё перечисленное, владелец автомобиля готов рискнуть и запустить двигатель, можно попробовать несколько вариантов:
Во-первых, воспользоваться рабочим аккумулятором другого автомобиля (прикурить).
Во-вторых, держать в тёплом помещении запасной аккумулятор или пусковое устройство и использовать их при отказе основного аккумулятора.
Заключение
Ответ на такой вопрос не может быть однозначным. Это зависит от исправности самого аккумулятора, температуры окружающего воздуха, состояния топливопроводов, свечей зажигания и других факторов. Автомобиль состоит из множества узлов. Если какой-либо из них откажет, двигатель может и не завестись.
Проблему лучше предотвратить, чем устранять, поэтому важно следить за «здоровьем» автомобиля. Лучший вариант – снять аккумулятор и отнести его в тёплое помещение. Через некоторое время температура придёт в норму, а значит, его можно зарядить без ущерба. При этом использование кожухов при длительной стоянке для аккумулятора на морозе не даст желаемого результата, ведь в такой ситуации температура батареи будет равна температуре окружающего воздуха.
Сейчас читают: