Разрядился аккумулятор в машине что делать и как запустить двигатель

Автомобильные

Практически каждый автовладелец сталкивался с проблемой, вызванной разрядкой штатной аккумуляторной батареи. Произойти это может в самое неподходящее время по различным причинам: от истекшего срока эксплуатации АКБ до банальной рассеянности. В этой статье мы выясним, что в этом случае можно предпринять и как завести машину, если сел аккумулятор.

Основные причины разряда аккумулятора

Причин, но которым штатная АКБ оказывается разряженной, немного, но любая из них создает множество проблем, особенно если это произошло в дороге. Рассмотрим основные из них:

  1. Батарея почти выработала свой ресурс. В этом случае даже после относительно непродолжительной (ночь, сутки) стоянки емкость АКБ может упасть до такой степени, что энергии не хватит для пуска двигателя даже в летнее время. Кроме того, даже полностью заряженной, но изношенной батареи может хватить всего на пару попыток пуска.
  2. Двигатель плохо запускается. В этом случае мы сами разряжаем аккумулятор многократными попытками пуска. Дело может усугубляться морозом или «упертостью» водителя, который «крутит, пока крутится».
  3. Дополнительные энергоемкие приборы. Многие автомобилисты оснащают свой автомобиль дополнительным оборудованием (мощный дополнительный свет, аудиосистема мощностью пару гигаватт и т. п.), абсолютно не задумываясь, хватит ли штатному генератору обслужить все это и одновременно зарядить АКБ.
  4. Неисправен генератор или регулятор напряжения. Если напряжение в бортовой сети слишком низкое, то батарея во время езды не заряжается или, что еще хуже, разряжается, пытаясь вытянуть потребители. Пару таких поездок — и двигатель уже не запустить.
  5. Забывчивость. До недавнего времени эта причина была весьма распространена – многие автолюбители после парковки хронически забывают выключать фары (к примеру, ДХО, габариты, свет в салоне). После такой невнимательности утром, скорее всего, двигатель запустить не получится. Сегодня большинство машин стали «умными» и начали «предупреждать» человека, если он забыл отключить потребители. Но, во-первых, из последних далеко не все, а только те, что нужны при включенном зажигании. А, во-вторых, будучи установленными нештатно и по неправильной схеме, те же ДХО автомобилем не контролируются – их нужно отключать вручную.
  6. Использование АКБ на стоянке. Мы бурно отдыхали, слушая музыку и освещая стоянку фарами, и не интересовались количеством оставшейся в аккумуляторе энергии. Результат: палатки свернуты, вещи уложены, а двигатель запустить не получается.
отдых с автодомом
Организуя такой отдых, не стоит забывать о постоянном контроле состояния аккумуляторной батареи 

Что делать, если мы попали в одну из вышеперечисленных ситуаций? Искать выход и пытаться завести автомобиль с разряженным аккумулятором.

Основные способы запуска

Существует несколько методов запуска двигателя с севшим аккумулятором. Все они более-менее работают, но выбирать, конечно, придется исходя из ситуации и возможностей.

Как правильно прикуривать от другого авто?

Это популярный метод, но для его реализации необходим еще один автомобиль с исправным аккумулятором – донор. При помощи двух проводов большого сечения (16 мм² или более) АКБ исправного автомобиля подключается параллельно севшей АКБ автомобиля-реципиента.

Запуск двигателя
Запуск двигателя от автомобиля с исправным аккумулятором

Это позволяет запустить автомобиль от чужого аккумулятора. Но, пользуясь таким методом, необходимо соблюдать несколько простых правил. В противном случае у нас окажутся два неисправных автомобиля.

Для того чтобы не вывести из строя электрооборудование автомобиля-донора, при «прикуривании» необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Штатное напряжение бортовой сети донора и реципиента должно быть одинаковым.
  2. Емкость АКБ донора должна быть не меньше емкости батареи реципиента.
  3. В момент «прикуривания» двигатель донора должен быть заглушен, зажигание выключено, потребители отключены.

Важно! Бытует мнение, если реципиент дизель, то в качестве донора нельзя использовать автомобиль с бензиновым двигателем. Это абсолютно неверно. Если емкость АКБ донора не ниже емкости АКБ реципиента, то неважно, какой тип двигателей установлен в автомобилях. Нам важен только ток, который способен отдать донор.

Алгоритм пуска двигателя должен выглядеть следующим образом:

  1. Выключаем на обоих автомобилях зажигание, отключаем все потребители.
  2. Подключаем кабель к плюсовой клемме АКБ донора.
  3. Второй конец этого же кабеля подключаем к плюсовой клемме АКБ реципиента.
  4. Подключаем второй кабель к минусовой клемме АКБ донора.
  5. Второй конец кабеля подключаем к «массе» (зачищенное место кузова) или минусовой клемме АКБ реципиента.
  6. Запускаем двигатель реципиента. Если все сделано правильно, а батарея донора в хорошем состоянии, пуск пройдет без проблем.
  7. Даем двигателю поработать 5-10 минут на оборотах около 1500 в минуту.
  8. Не глуша двигатель реципиента, отключаем кабели в обратной последовательности.
очередность действий для «прикуривания»
Схема подключения автомобилей и очередность действий для «прикуривания»
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Далеко не все модели и марки автомобилей можно завести подобным методом. Некоторые машины настолько «умные», что сразу же заметят подмену, и бортовой компьютер не даст произвести пуск от чужой АКБ. Но таких немного, так что это вполне реальный и осуществимый метод в подавляющем большинстве случаев.

Читайте подробнее о том, как правильно прикуривать автомобиль.

Что делать, если нет проводов для прикуривания?

Если в нашем распоряжении нет специальных проводов для «прикуривания», то, конечно, воспользоваться таким методом не удастся. Но выйти из положения можно и в этом случае. Снимаем батарею с донора и переставляем на реципиента, предварительно сняв с него разряженный аккумулятор. Запускаем двигатель, выставляем обороты порядка 1500 в минуту, снимаем чужую АКБ, подключаем свою. При заведенном моторе питание бортовой сети обеспечивает генератор, так что в момент переключения двигатель не заглохнет.

Разрядился аккумулятор в машине что делать и как запустить двигатель
Для запуска двигателя достаточно на время заменить разряженную батарею на исправную

Важно! Если у нас нет проводов, специально предназначенных для «прикуривания», то пользуемся только таким методом. Абсолютно недопустимо использование самоделок, изготовленных прямо на месте из подручных средств, а тем более всевозможных ломов, монтировок и прочего железа. Это очень опасно как для здоровья водителя, так и для состояния обоих автомобилей.

Запуск «с толкача»

Еще один верный способ запустить двигатель, если аккумулятор в машине разрядился, а подходящего донора или пускового устройства нет. Для его осуществления нужно растолкать машину и завести двигатель, используя вращение колес. Можно растолкать вручную в буквальном смысле, а можно при помощи любого другого транспортного средства, которое возьмет неисправный автомобиль на буксир.

Как запустить двигатель с посаженной аккумуляторной батареей таким методом? В этом нет ничего сложного. Ставим ручку КПП в нейтраль, включаем зажигание. Открываем дверцу, выходим из автомобиля, дверца остается открытой, упираемся в стойку двери и расталкиваем своего верного, но приболевшего «коня» так сильно, как можем. При этом рулим одной рукой, дабы не укатиться в кювет. Очень неплохо, если удастся найти пару помощников, а если машина стоит на уклоне, то это вообще здорово.

запуск с толкача
С таким количеством лошадиных сил и из кабины можно не выходить

Растолкали, на ходу прыгаем на водительское сидение, выжимаем сцепление, включаем вторую или третью передачу, отпускаем сцепление. Вращающиеся колеса провернут двигатель, а энергии даже сильно разряженного аккумулятора вполне хватит для системы зажигания. Как только двигатель запустится, в работу включится генератор. Останавливаемся и минут 5 гоняем двигатель на повышенных оборотах. Трогаемся и едем по делам.

самоходка
Вы будете смеяться, но «самоходку» завели 

Если нас сможет кто-то «дернуть», то вообще хорошо. Цепляемся тросом за «тягач», включаем зажигание, выжимаем сцепление, включаем первую передачу и даем отмашку водителю «тягача». Как только слегка разогнались, отпускаем сцепление, заводимся, выжимаем сцепление, выключаем передачу. Останавливаемся, пока отцепляем трос, наша батарея уже немного подзарядится. Остальную энергию она получит в процессе езды.

буксировка
Запуск двигателя при помощи буксировки

Естественно, после такого пуска ехать нужно крайне аккуратно, не перегружая двигатель. Если он заглохнет, придется снова толкать, поскольку батарея не наберет необходимый для самостоятельного запуска мотора заряд за 10-15 минут езды. Придется снова толкать.

Важно. Этот метод работает только на автомобилях с механической КПП. Запустить двигатель на машине с автоматом «с толкача» не удастся.

Для любителей «ретро» — запуск двигателя с помощью «кривого стартера»

Еще лет 20 назад такой метод пуска двигателя, который в народе прозвали «с кривого стартера», для автомобиля с севшим аккумулятором был нормальным. Сегодня ни одна современная машина не оборудуется механизмом, позволяющим аварийно запустить двигатель при помощи пусковой (заводной) рукоятки. Прогресс, что скажешь. А если у нас автоматическая КПП, то и «с толкача» машину не заведешь. Не пристало боярам ручки крутить и авто толкать. Тем не менее в старых автомобилях такая рукоятка здорово выручала и продолжает выручать.

Интересно! Немецкая бронетехника времен Второй мировой войны имела маховик-накопитель, предназначенный для запуска двигателя с разряженным аккумулятором. Для этого в задней броне имелось отверстие, куда следовало вставить пусковую рукоятку и крутить, постепенно увеличивая частоту вращения. Когда маховик раскручивался, надо было быстро вытащить рукоятку, а затем при помощи специального рычага включить сцепление инерционного маховика с коленчатым валом двигателя.

Запуск танка
Запуск танка при помощи «кривого стартера» (реконструкция) 

Если в нашем автомобиле предусмотрен запуск двигателя подобным образом, то мы просто ставим рукоятку КПП в нейтраль и включаем зажигание. Устанавливаем рукоятку «кривого стартера» на место. Ставим на «3 часа», тихонько проворачиваем примерно до «6 часов», ориентируясь по максимальному сопротивлению. Потом коротким рывком проворачиваем рукоятку вперед примерно до «12 часов». Если не получилось запустить двигатель с первого раза, повторяем операцию.

Запуск автомобиля
Запуск автомобиля рукояткой

Используя такой метод, соблюдаем одно простое правило – не охватываем пусковую рукоятку кистью с противопоставленным большим пальцем. Все пальцы должны располагаться по одну сторону рукоятки. То есть, не захватываем рукоятку «в кулак», а захватываем ее «крючком» из пальцев. В этом случае если двигатель сдетонирует, мы не лишимся большого пальца.

ручной пуск
При ручном пуске захватываем рукоятку только так 

Можно ли похожим методом завести автомобиль, если пусковая рукоятка в нем не предусмотрена? Умельцы нашли выход и из этого положения. Для этого понадобится домкрат и крепкая веревка или ремень. Алгоритм действий:

  1. Устанавливаем под все колеса автомобиля башмаки.
  2. Подставляем домкрат под машину так, чтобы одно ведущее колесо оказалось в воздухе: для заднеприводных заднее, для переднеприводных переднее.
  3. Наматываем по окружности колеса 2-3 витка веревки.
  4. Включаем зажигание и первую передачу.
  5. Резким рывком за веревку заставляем колесо крутиться по ходу автомобиля.
  6. Если завести автомобиль с первого раза не удалось, повторяем операцию.
Запуск двигателя при помощи домкрата
Запуск двигателя при помощи домкрата и веревки

В принципе, операция несложная, но имеет некоторые нюансы:

  • метод требует немалой мускульной силы, а потому под силу не каждому;
  • завести таким образом можно только машину с механической коробкой переключения передач.

Важно! Помимо сложности, такой метод еще и опасен. Дергая за веревку, очень легко уронить автомобиль с домкрата. Кроме того, в момент рывка веревку может захлестнуть и начать наматывать на колесо, прихватив заодно и руки запускающего. Выполняя подобную операцию, лучше иметь напарника, который сразу после пуска двигателя выключит сцепление и нажмет на педаль тормоза.

С помощью стационарного пуско-зарядного устройства (ПЗУ)

Если неприятность случилась в электрифицированном гараже, то запуск двигателя можно произвести с помощью так называемого пуско-зарядного устройства (ПЗУ). Такой прибор представляет собой «два в одном» — зарядное устройство, при необходимости способное кратковременно отдать в нагрузку большой ток, помогая севшему аккумулятору провернуть двигатель.

пуско-зарядное устройство
Советское пуско-зарядное устройство

Работать с ним несложно. Включаем устройство в розетку. Выводим зарядный ток на минимум, подключаем клеммы ПЗУ к аккумулятору, соблюдая полярность, ставим ручку прибора в положение «Запуск». Включаем зажигание и пытаемся завестись.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Большинство таких приборов лишь помогает разряженному аккумулятору, добавляя свои «амперы». Если батарея глубоко разряжена, то без предварительной подзарядки (этим же устройством) запустить двигатель не удастся.

Что такое бустер, повербанк для авто, литиевый аккумулятор или портативное пуско-зарядное устройство?

Существует и другой тип приборов, способный помочь завести двигатель, если штатный аккум «сдох» прямо в дороге, и, естественно, розетки рядом нет. Называется «портативное пуско-зарядное устройство для автомобиля», но нередко можно услышать названия «бустер», «повербанк для автомобиля» или «jump-стартер».

Бустер
Бустер для запуска двигателя автомобиля

По сути, это внешний литиевый аккумулятор относительно небольшой емкости, но способный кратковременно выдать большой (сотни ампер) ток. В автомобиле этот прибор используется только для пуска двигателя, а зарядным он называется потому, что позволяет зарядить или запитать самые разные гаджеты – от смартфона и фотокамеры до ноутбука. Для этих целей бустеры оснащаются отдельными разъемами с набором переходников и кабелей.

Разрядился аккумулятор в машине что делать и как запустить двигатель
Этим устройством можно не только завести автомобиль, но и зарядить самые разнообразные гаджеты

Понятно, что зарядить батарею самого автомобиля бустером не удастся – не та емкость. Но, в принципе, он для этого и не предназначен. Кроме того, такой аккумулятор, конечно, не справится с задачей пуска самостоятельно, он, как и стационарное ПЗУ, способен лишь помочь штатной АКБ запустить двигатель в холодную погоду или при проблемах с зарядкой. Чтобы этот прибор помог, необходимо постоянно следить за состоянием его батареи и регулярно заряжать. Сделать это можно как от сети, так и в дороге, подключив к гнезду прикуривателя.

пуско-зарядное устройство
Запуск двигателя при помощи портативного пуско-зарядного устройства

Как не допустить разряда АКБ и продлить ему жизнь?

АКБ – важная деталь любого транспортного средства, и стоит она немало. Поэтому каждый из нас заинтересован в том, чтобы аккумулятор автомобиля прослужил как можно дольше. Сделать это можно соблюдением простых правил:

  1. Если АКБ обслуживаемая, каждые полгода проверяем уровень электролита в банках и при необходимости доливаем дистиллированную воду.
  2. Перед постановкой на длительную стоянку полностью заряжаем батарею и проверяем плотность электролита в банках при помощи ареометра.
  3. Не храним АКБ при отрицательных температурах.
  4. Следим за чистотой клемм и самой батареи – у грязного аккумулятора, особенно если он покрыт слоем электролита, увеличится саморазряд, что существенно сократит время его жизни.
  5. Регулярно проверяем надежность крепления АКБ, поскольку «болтающийся» аккумулятор можно легко повредить во время езды.
  6. Если у нас механическая КПП, то перед пуском, особенно в холодную погоду, отключаем сцепление. Так, стартеру не придется тратить силы на проворачивание шестеренок КПП в вязком холодном масле.
  7. Если мы часто выполняем короткие пробеги, то периодически заряжаем АКБ стационарным зарядным устройством, поскольку в таком режиме батарея не успевает как следует зарядиться от генератора.

Вот мы и выяснили, как можно завести автомобиль с разряженным штатным аккумулятором. Методов решения этой проблемы много, и выбор подходящего будет зависеть от ситуации, в которой мы оказались.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.