Один из самых популярных способов экстренно завести автомобиль с севшим аккумулятором — запустить его от бортовой сети другого участника движения. Иными словами, «прикурить». Метод, в принципе, хорош, но при несоблюдении некоторых правил может грозить серьёзными проблемами. В этой статье мы выясним, как правильно прикурить автомобиль, не подвергая опасности ни своё, ни чужое транспортное средство.
Требования к проводам для прикуривания
Метод подразумевает электрическое соединение бортовых сетей двух автомобилей — реципиента ( кого надо завести) и донора (кто даст «прикурить»). Поэтому начнём разговор с проводов, посредством которых это соединение произойдёт. Более точное их название — стартер-кабели. Они представляют собой два гибких одножильных провода с зажимами типа «крокодил». Их видел практически каждый автолюбитель.
Стандартные стартер-кабели для прикуривания автомобиля
Рассмотрим основные критерии, которым должны отвечать такие провода.
Сечение
От этого параметра зависит, какую силу тока может выдержать кабель без повреждения. Во время пуска двигателя стартер потребляет ток в сотни ампер, поэтому тонкие провода просто сгорят. Кроме того, чем меньше сечение, тем больше падение напряжение на самом кабеле, а значит, тем меньше достанется стартеру.
Если исходить из таблиц стандартных сечений, то для обеспечения пускового тока в 500–600 А нужен кабель с сечением около 300 мм². Диаметр жилы при этом будет составлять 19 мм. На самом деле сечение можно уменьшить, поскольку провода работают короткое время и не успеют существенно перегреться. Оптимальным для прикуривания легкового автомобиля среднего и даже тяжёлого класса будут кабели диаметром 12–16 мм. При этом падение напряжения на проводах длиной 2,5 м составит около 1,5–2 В, что вполне приемлемо.
Длина проводов
От длины будет зависеть падение напряжения в момент пуска. Чем длина больше, тем больше потеряем по пути к стартеру. С другой стороны, короткими проводами можно не дотянуться до АКБ-донора, а если они будут в натяг, то могут в момент пуска слететь и замкнуть. Оптимальными для легковых автомобилей будут кабели длиной 2,5–3 м.
Зажимы
Обычно для этих целей используются зажимы типа «крокодил». Лучше, конечно, медные, но подойдут и стальные омеднённые. Гораздо важнее, чтобы эти крокодилы были качественными — не люфтили, не болтались на клемме, туго её обжимали. Особое внимание стоит обратить на метод крепления провода к зажиму. Идеально — пайка, хотя возможен и простой обжим, но он должен быть качественным.
Полезно! Омеднение важно не столько для хорошей электропроводности, сколько для коррозийной стойкости зажимов. Ржавый «крокодил» никак не обеспечит хороший контакт.
Расцветка
Кабели для прикуривания должны быть разного цвета. Это поможет избежать проблем, которые обязательно возникнут, если перепутать полярность подключения донора к реципиенту. Результат такой ошибки — короткое замыкание с токами в сотни ампер, ожоги и, возможно, пожар. В крайнем случае разную расцветку должны иметь хотя бы зажимы.
Описано, конечно, всё подробно и красиво. но беда в том, что не всегда можно проверить, к примеру, толщину жилы или качество соединения провода с зажимом. Продавец, естественно, скажет, что всё отлично, слона выдержит. В этом случае придётся посмотреть на производителя. Ниже даём табличку, которая, будем надеяться, поможет в выборе.
Доверяем | Не доверяем | |||
Производитель | Страна | Производитель | Страна | |
Heyner | Германия | «Заводила» | Россия | |
Alca | Германия | НПП «ОРИОН» | Россия | |
Феникс | Россия | «СТАРТ» | Россия | |
Автоэлектрика | Россия | AkkuEnergy | Германия | |
Lampa | Италия | Heyner | Германия | |
AVS | Китай | King Tools | Китай | |
AIRLINE | Китай | Smart Power Berkut | Китай | |
Nova Bright | Китай | |||
Tiikeri | Китай |
Пошаговая инструкция
А теперь вернёмся к основной теме статьи — как правильно прикуривать автомобиль. Сначала необходимо найти донора — автомобиль, который согласится нас запустить. Причём одного согласия владельца автомобиля будет недостаточно. Необходим автомобиль, аккумуляторная батарея которого сможет прокрутить наш стартер.
Обычно автолюбители ориентируются по мощности двигателя, и это отчасти верно. Конечно, нас интересует ёмкость АКБ, но заглянуть под капот проезжающего автомобиля, мягко говоря, затруднительно. Ёмкость аккумулятора донора должна быть не ниже ёмкости АКБ реципиента. При этом абсолютно не важна мощность двигателя и тип топлива, на котором он работает. Но донор найден, можно приступить к прикуриванию от другого автомобиля.
Последовательность подключения
Подгоняем донора так, чтобы длины стартер-кабелей хватило для соединения аккумуляторов автомобилей. Дальше действуем по следующей схеме:
- Если хозяин автодонора не уверен в состоянии своей батареи, то он запускает двигатель и даёт ему поработать в течение 10–15 минут на 1 000–1 500 об/мин. Это подзарядит АКБ, которая будет крутить наш стартер.
- Глушим донора и отключаем зажигание, чтобы обесточить всё электрооборудование. Соединяем старт-кабелем плюсовые клеммы АКБ автомобилей. Порядок подключения роли не играет.
- Подключаем второй кабель к минусовой клемме батареи донора, а затем к минусовой клемме реципиента. Обычно рекомендуют минусовой кабель подключать не к клемме реципиента, а к свободному от краски участку кузова подальше от аккумулятора. Это исключит взрыв водорода, выделяемого кипящим аккумулятором из-за искры, которая появится в момент отключения кабеля.Задать вопросМнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.На самом деле искрой проще поджечь промасленный двигатель (а где ещё под капотом найти свободную от краски массу?), чем взорвать водород, даже если аккумулятор обслуживаемый. Откуда он там в таком количестве и с нужным соотношением кислорода при открытом капоте?
- Включаем зажигание на реципиенте и заводимся.
- Если есть возможность, даём двигателю поработать на 1 000–1 500 об/мин в течение 10–15 мин, чтобы подзарядить свою батарею и батарею донора. В принципе, этот пункт спорный, разберём его чуть ниже.
- Отключаем минусовой кабель от реципиента, затем от донора. Отключаем плюсовой кабель от реципиента и донора в любой последовательности. Двигатель, само собой, не глушим.
Схема-памятка прикуривания от другого автомобиля
Вот и весь процесс. Укладываем старт-кабели в багажник, благодарим хозяина донора и аккуратненько едем, чтобы ненароком не заглохнуть, пока собственная АКБ не подзарядится от генератора. А теперь несколько ответов на часто задаваемые вопросы.
Подведём итоги — какие ошибки не следует допускать
С прикуриванием всё, осталось кратко перечислить основные пункты, которые помогут избежать проблем при выполнении, казалось бы, простой операции.
- Не прикуриваем от АКБ меньшей, чем у нас электрической ёмкости.
- Двигатель донора должен быть заглушён, зажигание выключено.
- Соблюдаем порядок подключения старт-кабелей.
- Не отключаем свою батарею.
- Стараемся не перегружать генератор реципиента — отсоединяем автомобили сразу после пуска.
- Держим огнетушитель под рукой.
- По возможности надеваем защитные перчатки, можно простые хлопковые, чтобы защитить руки от неожиданных ожогов (искры при подключении/отключении).
- Пользуемся только специальными проводами для прикуривания — старт-кабелями. Никаких импровизаций из подручных материалов и кусков провода.
Вот мы и выяснили, как «прикурить», не рискуя ни своим, ни чужим автомобилем. Дело нехитрое, но требует соблюдения некоторых правил.
В заключение хотелось бы заметить, что «прикуривание» используется не только автолюбителями и не только как экстренная мера. В авиации, к примеру, вертолёты, да и самолёты очень часто «прикуривают» от передвижных генераторов, чтобы сэкономить энергию и ресурс аккумуляторов машины, если вдруг придётся незапланированно многократно садиться. Ведь в чистом поле прикурить будет не от кого. Для этого существуют даже спецмашины — аэродромные пусковые агрегаты (АПА).
Сейчас читают: