Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника

Автомобильные

Очень часто по тем или иным причинам аккумулятор оказывается разряженным, причём совсем неожиданно. Что делать, если мы оказались в такой ситуации, а зарядника под рукой нет? В этой статье мы выясним, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства, и решим вопрос несколькими общедоступными методами.

Признаки разряженной АКБ

Выяснить, что автомобильный аккумулятор разряжен, будет несложно. Вот основные признаки того, что аккумулятор сел:

  1. Во время пуска двигателя стартер крутит с натугой, при этом лампочки на приборной панели «притухают».
  2. При попытке пуска стартер не прокручивает двигатель вовсе, но из-под капота слышны щелчки втягивающего реле.

Важно! Оба признака являются прямыми лишь в том случае, если клеммы батареи и наконечники на них в порядке и обеспечивают надёжный контакт. Поэтому прежде, чем зарядить аккумулятор, потребуется проверить состояние клемм и при необходимости почистить их.

плохой контакт клеммы с наконечником 
Здесь проблема с пуском кроется не в разрядке АКБ, а в плохом контакте клеммы с наконечником  

Узнайте подробнее о том как очистить клеммы аккумулятора.

Способы зарядки

А теперь рассмотрим способы зарядки АКБ без зарядного устройства. Как уже указывалось выше, таких способов существует немало, но сразу определимся, что некоторые из них подразумевают работу с сетевым напряжением и требуют соблюдения техники безопасности. Итак, посмотрим, как можно зарядить аккумулятор подручными средствами.

С помощью зарядки от ноутбука

Если в нашем распоряжении есть 19-вольтовое зарядное устройство (блок питания) для ноутбука, то в экстренном случае можно попытаться использовать его.

блок питания
Такой блок питания можно использовать для подзарядки АКБ автомобиля 

Конечно, полная зарядка севшей батареи таким способом займёт много времени, но подзарядить АКБ для одного-двух пусков двигателя этим методом будет реально. Ещё нам понадобятся провода, которые есть в каждом гараже, и автомобильная лампа головного света. Снимаем с АКБ один наконечник и собираем следующую несложную схему:

Схема зарядки при помощи БП от ноутбука
Схема зарядки автомобильного аккумулятора при помощи БП от ноутбука 

Здесь лампа представляет собой балластное сопротивление, ограничивающее ток на уровне 1,5–2 А в зависимости от степени разрядки АКБ. Чем мощнее лампа и чем сильнее батарея разряжена, тем ток будет выше. Конечно, 1,5 А для зарядки аккумулятора ёмкостью 60–70 А·ч маловато, но за несколько часов метод поможет «разбудить» АКБ, простоявшую ночь на холоде, и подзарядить до такой степени, что она запустит двигатель.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Чрезмерно увеличивать зарядный ток не нужно. Это, конечно, ускорит зарядку, но может перегрузить БП ноутбука, и он либо уйдёт в защиту, либо выйдет из строя. На фото выше, к примеру, БП не сможет выдать ток более чем 3,42 А.

Если вам интересен такой метод, то подробнее о нём можно почитать в статье.

От сети 220 вольт

А теперь выясним, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без зарядки непосредственно от сети 220 В. Метод достаточно быстрый, но, как указано выше, небезопасный, поскольку во время зарядки на всех узлах устройства и на самой батарее появляется опасное для жизни сетевое напряжение.

Для изготовления этого несложного зарядного устройства потребуется лампа с рабочим напряжением 220 В (о её мощности поговорим позже), провода и выпрямительный диод, рассчитанный на ток не менее 10 А и выдерживающий обратное напряжение не ниже 400 В. Подойдёт, например, отечественный диод Д246 (Д246А). Схема зарядного устройства выглядит так:

Схема устройства для зарядки АКБ от сети 220 В
Схема простого устройства для зарядки АКБ напрямую от сети 220 В 

Здесь лампа играет роль ограничителя тока, а диод выпрямляет сетевое напряжение переменного тока, делая из него однополярное пульсирующее. При сборке схемы особое внимание нужно обратить на полярность включения диода. Он должен быть подключен катодом к плюсовой клемме аккумулятора. У диодов Д246 анодный вывод предназначен под пайку, а катодный оснащён резьбой.

диод Д246
Цоколёвка диода Д246

Какой мощности лампа нам нужна? Займёмся несложными расчётами. Диод, срезая одну полуволну, понижает действующее значение напряжения примерно вдвое. Таким образом, напряжение, приложенное к лампе, с вычетом падения напряжения на батарее составит примерно 100 В.

Предположим, мы используем лампу мощностью 150 Вт и с рабочим напряжением 220 В. В этом примере ток, протекающий через неё, при нормальном напряжении питания будет составлять I = Р : U = 150 : 220 = 0,7 А. Напряжение на лампе в нашем зарядном устройстве снижено до 100 В, значит, ток, протекающий через лампу, теоретически снизится более чем вдвое. Этого явно мало для более-менее нормальной зарядки АКБ. Но здесь лампа будет гореть с недонакалом, а значит, сопротивление её плохо прогретой спирали будет существенно ниже, чем разогретой. Тогда средний ток через АКБ составит около 1 А.

Неплохо, но для быстрой зарядки всё равно мало. Поэтому увеличиваем мощность лампы до 500 Вт и получаем зарядный ток порядка 3–3,5 А, а импульсный — около 6 А. Совсем другое дело. Подзарядить таким током АКБ можно за пару часов. Если нет 500-ваттной лампы, можно собрать батарею из нескольких маломощных ламп, соединив их параллельно. При этом мощность такой батареи будет равняться сумме мощностей всех ламп.

При первом включении схемы последовательно с батареей стоит включить амперметр с током полного отклонения 10 А, чтобы проверить правильность расчётов. Делать это нужно при отключенном от сети устройстве. Если зарядка в работе, ни в коем случае не касаемся руками элементов схемы и клемм самой батареи. Во время зарядки контролируем напряжение на клеммах. Если оно достигнет напряжения 13,8 В, зарядку прекращаем.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно. Во время зарядки контролируем не только напряжение на клеммах батареи, но и её температуру. Если АКБ начала нагреваться, уменьшаем мощность лампы. То же самое делаем, если АКБ начала бурно «кипеть».

Схема, как мы убедились, проста и может быть собрана из подручных материалов, но она имеет один существенный недостаток — очень низкий КПД, который для этого зарядного устройства составляет порядка 10 %. Если есть желание увеличить КПД, то вместо лампы можно использовать гасящий конденсатор. В цепях переменного тока такой конденсатор представляет собой реактивное сопротивление, которое тем больше, чем ниже частота тока и меньше ёмкость конденсатора. А чем больше сопротивление, тем ниже ток.

В зависимости от того, какой ток нам нужен, выбираем ёмкость конденсатора из диапазона 5–10 мкФ. При этом конденсатор должен быть бумажным или плёночным, обязательно неполярным и рассчитан на рабочее напряжение не ниже 400 В. Правила техники безопасности при использовании такой конструкции те же, что и с лампой. Полярность включения конденсатора соблюдать не нужно.

Бумажные конденсаторы
Бумажные конденсаторы ёмкостью 1 мкФ с рабочим напряжением 400 и 600 В

Полезно! Если конденсатор нужной ёмкости найти не удалось, то можно собрать батарею из нескольких приборов, включив их параллельно. При этом ёмкость батареи будет равняться сумме ёмкостей всех включённых в неё конденсаторов. Естественно, все конденсаторы должны быть рассчитаны на рабочее напряжение не менее 400 В.

От генератора автомобиля

Любое транспортное средство оснащено генератором, поэтому зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства можно и от него. Но чтобы зарядить АКБ таким методом, необходимо запустить двигатель, а чтобы запустить двигатель, нужен хороший аккумулятор. Как разорвать этот замкнутый круг? Для этого нужно как-то запустить двигатель машины с разряженным штатным аккумулятором. Как это сделать? Способов много.

С «толкача»

Расталкиваем машину в одиночку (тяжело) или с помощниками (прохожими). Когда машина начнёт бодро катиться, прыгаем в кабину, включаем зажигание, отключаем сцепление, включаем вторую или третью передачу, отпускаем педаль сцепления. Колёса исполнят роль стартера, а энергией систему зажигания не сможет обеспечить только батарея, разряженная «в ноль».

Запуск двигателя
Запуск двигателя «с толкача»

Заводимся, выжимаем сцепление, отключаем передачу и «тарахтим» минут 10–15, выдерживая скорость вращения коленвала в пределах 1 500–2 000 об/мин (контролируем по тахометру). Аккуратно трогаемся и едем по делам — дальнейшая зарядка АКБ пройдёт в пути.

Важно! Если до пункта назначения не очень далеко, то либо дольше «тарахтим» на месте, либо едем на пониженной передаче, выдерживая повышенные обороты двигателя, чтобы генератор успел хоть как-то подзарядить батарею за короткое время.

Метод буксировки

Есть и ещё один вариант пуска двигателя — «через колёса». Просим соседа–автолюбителя  или просто другого участника движения взять нас на буксир. Когда машины более-менее разгонятся, включаем передачу и запускаем двигатель так же, как и с толкача. Метод хорош тем, что не требует физических усилий, а значит, им сможет воспользоваться даже хрупкая девушка.

Запуск двигателя
Запуск двигателя методом буксировки 

Здесь отметим, что запустить двигатель с толкача или методом буксировки можно только на автомобилях, оснащённых механической коробкой переключения передач. С «автоматом» этот метод не сработает.

Метод «прикуривания»

Для реализации этого способа понадобится автомобиль с исправным аккумулятором (донор) и специальные провода сечением не менее 16 кв. см и с зажимами «крокодил» на обоих концах. Методика «прикуривания» следующая. Проводами соединяют батареи донора и реципиента — автомобиля с разряженной батареей — по следующей схеме. Зажигание на эти автомобилях должно быть выключено.

Схема соединения для «прикуривания»
Схема соединения АКБ для «прикуривания» 

После этого реципиент включает зажигание и запускает двигатель при помощи батареи донора. Как только автомобиль запустится, провода снимают, а мы сможем зарядить свой севший аккумулятор от собственного генератора (см. выше).

Важно! Используя этот метод, стоит учесть, что ёмкость батареи донора не должна быть меньше ёмкости батареи реципиента. Иначе мы просто разрядим батарею донора, но так и не запустимся.

Если проводов для прикуривания нет, то можно просто временно заменить свою разряженную батарею на АКБ донора, запуститься и, не глуша двигатель, вернуть свой аккумулятор на место.

Читайте подробнее о том, как правильно прикурить автомобиль.

От другого автомобиля

Этот способ похож на «прикуривание», только подразумевает не пуск автомобиля с разряженным аккумулятором, а подзарядку его батареи. Берём провода для «прикуривания», соединяем исправный и разряженный аккумуляторы по схеме, показанной выше. Затем двигатель запускает донор и, работая на повышенных оборотах, своим генератором подзаряжает севший аккумулятор.

Минут через 10–15 донор глушит двигатель, провода снимаем, и можно попробовать запуститься от родной аккумуляторной батареи. Окончательную зарядку АКБ можно будет сделать во время поездки, а лучше — при помощи стационарного зарядного устройства, когда мы доберёмся до гаража.

Вот мы и выяснили, как можно подзарядить внезапно севший аккумулятор, если под рукой нет зарядного устройства. Будем надеяться, что какой-нибудь из методов нам пригодится и выручит в, казалось бы, безвыходной ситуации.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector