Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля

Автомобильные

Разряженный аккумулятор — серьёзная проблема, особенно если это происходит неожиданно: отказ работы электрооборудования, включая охранную систему, невозможность запустить двигатель. Даже в салон на некоторых автомобилях попасть будет проблемно. В этой статье мы выясним, как понять, что сел аккумулятор в машине, поговорим о причинах этой беды и узнаем, что можно предпринять в таком случае.

Почему может разрядиться аккумулятор

Начнём с причин, которые могут вызвать серьёзный разряд аккумуляторной батареи. Самая банальная — забыл выключить фары (ДХО, габаритные огни, свет в салоне). Утром пришёл на стоянку или в гараж — аккумулятор разряжен в ноль.

Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
Такая забывчивость может стоить аккумулятора 

Ещё одна причина — безалаберность. Поехали на пикник, полдня слушали музыку, как стемнело, подсвечивали импровизированную танцплощадку фарами. Собрались уезжать — двигатель запустить невозможно, а до ближайшей помощи три дня лесом.

Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
Если веселье затянется, то одна из машин может и не завестись без посторонней помощи 

А теперь более серьёзные проблемы:

  • Неисправность цепей зарядки. Если напряжение, поступающее в бортовую сеть, слишком мало, то аккумулятор во время поездки либо плохо заряжается, либо (что хуже) даже разряжается, обеспечивая автомобиль электроэнергией вместо генератора.
  • Короткие поездки с частыми пусками. Теоретически энергия, потраченная батареей на пуск двигателя, восполняется от генератора во время езды. Но если поездки короткие, то времени на зарядку не хватает, и батарея после каждого очередного пуска двигателя разряжается всё сильнее.
  • Большой саморазряд АКБ. Любой аккумулятор разряжается, даже не питая потребители автомобиля. Чем АКБ дольше служит, тем выше её саморазряд. Сильно изношенная батарея может разрядиться сама по себе даже за ночь.
  • Большой ток утечки. Во время стоянки любой новый автомобиль потребляет от аккумулятора то или иное количество энергии. Сигнализация, цепи бортового компьютера, «спящая» магнитола — всё это требует питания. Если какой-то из этих узлов неисправен или повреждена проводка, то из-за большого тока утечки батарея разрядится даже на непродолжительной стоянке.
ток утечки
С таким током утечки аккумулятор быстро разрядится 

Симптомы севшего аккумулятора

Каковы признаки разрядки аккумулятора автомобиля? Их много, но не каждый из них может однозначно указать, что батарея разряжена. Многие симптомы якобы разрядки часто бывают вызваны неисправностью других узлов.

Плотность электролита

Если аккумулятор обслуживаемый, и мы его действительно обслуживаем — следим за уровнем электролита и его нормальной плотностью, то проверить состояние АКБ можно ареометром. Отворачиваем пробки и замеряем плотность электролита в каждой банке.

плотность электролита
Измерение плотности электролита при помощи ареометра 

Сверяемся с табличкой, приведённой ниже, и определяем степень заряда батареи, учитывая, в каких климатических районах эксплуатируется автомобиль.

Зависимость плотности электролита от степени заряда АКБ автомобиля

Климатическая зона (средняя температура в январе, °С)
Плотность полностью заряженной АКБ при 15 °С, г/см3
Плотность, г/см3 при степени разряженности, %
25
50
Очень холодная (-50 … -30)
1,29
1,25
1,21
Холодная (-30 … -15)
1,28
1,24
1,20
Умеренная (-15 … -4)
1,26
1,22
1,18
Теплая (-15 … +4)
1,24
1,20
1,16
Жаркая (+4 … +6)
1,22
1,18
1,14

Важно! Если разброс плотности в банках составляет 4 сотых и более, то это явный признак износа батареи. Пора задуматься о покупке новой АКБ. Кроме того, если сначала в АКБ был залит электролит неизвестной плотности, то оценить состояние зарядки таким способом не получится.

Напряжение

Как узнать, что аккумулятор разряжен, если у него необслуживаемая конструкция или под рукой нет ареометра? Будет реально проверить степень заряженности батареи по напряжению на её клеммах. Берём тестер (мультиметр), устанавливаем режим измерения постоянного напряжения до 20–30 В, измеряем напряжение на клеммах батареи и сверяемся с нашей таблицей.

Зависимость напряжения на клеммах от степени заряда АКБ автомобиля

Напряжение на клеммах без нагрузки, В
Уровень заряда, %
малосурьмянистые (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca)
кальциевые (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca)
12,51–12,66
12,66–12,81
100
12,31–12,46
12,46–12,61
75
12,10–12,25
12,26–12,41
50
11,92–12,07
11,86–12,01
25
11,75–11,90
11,66–11,81
0

Важно! Чтобы получить точный результат, необходимо измерять напряжение на АКБ, которая простояла без нагрузки (потребителей энергии не менее 2 часов).

Работа стартера

Понять, что аккумулятор машины разряжен, можно и по поведению стартера. Поскольку севшая батарея не в состоянии выдать необходимый для его работы ток, запуск происходит тяжело, стартер крутится как бы с натугой. Если АКБ разряжена сильно, стартер может вообще не провернуться, попытавшись это сделать. При этом подсветка приборной панели существенно притухает. В совсем тяжёлом случае вместо «порыкивания» стартера можно услышать лишь слабые щелчки втягивающего реле.

Не стоит забывать, что этот признак косвенный. Проблемы с пуском бывают вызваны и другими причинами:

  • сильно густое масло в картере (пуск сильно промороженной машины);
  • неисправность стартера и втягивающего реле;
  • нарушение контакта между клеммами АКБ и наконечниками из-за окисления.
Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
С такими клеммами запустить двигатель и при хорошей батарее невозможно

Работа другого электрооборудования

Что аккумулятор разрядился, можно определить по работе электроприборов.

  • фары и плафон в салоне светят тускло;
  • блокировка и разблокировка дверей происходит как бы нехотя — кнопки лениво выдвигаются;
  • охранная система медленно реагирует на команды с пульта, происходят её ложные срабатывания;
  • стёкла при активации стеклоподъёмников поднимаются и опускаются заметно медленнее;
  • автомагнитола самопроизвольно меняет режимы работы, может самостоятельно включиться или отключиться.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Все эти признаки тоже будут косвенными, и делать вывод, что батарея разряжена, можно только тогда, когда они проявляются в комплексе, пусть и не все перечисленные выше. Ведь стеклоподъёмники могут плохо работать и из-за неисправного электропривода, а магнитола будет «чудить», если банально сломается.

Как предотвратить разряд

Чтобы батарея не преподносила неприятных сюрпризов, за ней, конечно, необходимо следить. Вот небольшой список простых мероприятий, которые стоит выполнять:

  • Периодически чистим саму АКБ от грязи, а её клеммы от окисления.
  • Хотя бы раз в 2–3 месяца измеряем напряжение, если это не делает бортовой компьютер, раз-два в сезон проверяем плотность электролита и его уровень (для обслуживаемых АКБ).
  • При необходимости заряжаем батарею стационарным зарядным устройством, ни в коем случае не оставляем АКБ в разряженном ниже 40 % состоянии на долгое время и тем более на сильном морозе.
  • На длительных стоянках (к примеру, в пробках) отключаем не особо важные потребители — музыкальный центр, кондиционер и пр.
  • Если есть подозрение, что АКБ начала быстро садиться, измеряем ток утечки, который во время стоянки не должен превышать 50–80 мА. Сделать это несложно обычным мультиметром: вся операция займёт пять минут, но поможет избежать серьёзных проблем и разрушения батареи.
  • Перед тем как покинуть машину, проверяем, все ли электроприборы отключены. Конечно, большинство новейших автомобилей предупредят водителя о включенных габаритах или открытых дверях, но, во-первых, не все авто так умеют и не всё оборудование контролируют. Во-вторых, те же ДХО, установленные самостоятельно, бортовой компьютер может и не увидеть.

Ну и, само собой, своевременно меняем умирающий аккумулятор новым, не дожидаясь, пока старенькая АКБ «накроется» окончательно и с утра не выдаст сюрприз.

Как быстро завести машину, если сдох аккумулятор

О том, как предотвратить неожиданную разрядку аккумулятора, мы поговорили. Но что делать, если мы всё же попали в такую ситуацию — нужно срочно ехать, а батарея разряжена? Тут есть несколько ответов.

«С толкача»

Самый простой и достаточно действенный вариант. Толкать можно руками, можно попросить кого-нибудь взять на буксир. Если, кроме водителя, есть несколько пассажиров, то толкнуть руками будет реально. Одному потруднее, если нет возможности толкать под горку.

Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
При достаточном количестве «лошадиных сил» толкнуть можно и БТР

Во втором примере, конечно, потребуется буксировочный трос и наличие второго автомобиля. С первым обычно вопросов не возникает, а вот найти второй автомобиль, скажем, в 3 часа ночи бывает проблемным.

Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
Хороший метод, но в 3 часа ночи «толкача» можно и не найти

Важно! Оба метода будут работать только на автомобилях с механической КПП. Машины с автоматической коробкой толкать бессмысленно.

«Прикуриваем»

Этот метод подойдёт для пуска автомобиля с любой КПП, но понадобятся специальные кабели, которые, в отличие от буксировочного троса, лежат не в каждом багажнике.

Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
Кабели для «прикуривания»

Кроме того, потребуется второй автомобиль с исправным аккумулятором и электрической ёмкостью, не меньшей, чем наш. Алгоритм пуска этим методом будет выглядеть так:

  1. Подгоняем реципиента (авто с исправным аккумулятором) вплотную к донору (авто с севшей батареей).
  2. Выключаем зажигание на обоих автомобилях.
  3. При помощи кабелей соединяем батареи донора и реципиента, соблюдая полярность. Плюсовую клемму подключаем к плюсовой, минусовую — к минусовой.
  4. Включаем зажигание на реципиенте, запускаем его.
  5. Выставляем обороты двигателя реципиента около 1000 в минуту. Отключаем кабели.
  6. Даём реципиенту поработать 15–20 минут, чтобы аккумулятор хоть немного подзарядился от генератора.
  7. Аккуратно трогаемся, чтобы не заглохнуть, и едем по своим делам — остальной заряд АКБ получит в дороге.
  8. По приезде домой проверяем состояние батареи, при необходимости ставим её на зарядку.
Основные признаки севшего аккумулятора автомобиля
Запуск двигателя методом прикуривания

Используем джамп-стартер

Чтобы воспользоваться этим методом, не нужны помощники, но требуется наличие этого самого джамп-стартера или автономного пускового устройства. Такой прибор представляет собой компактный литиевый аккумулятор с выходным напряжением 12 В. Он, конечно, стоит денег, но покупка того стоит.

пусковое устройство
Портативное автономное пусковое устройство

Запустить автомобиль с разряженным аккумулятором не доставит никаких сложностей даже глухой ночью и на пустынной дороге. Просто подключаем зажимы джампера к клеммам своего аккумулятора, включаем устройство и запускаемся. Понятно, что для успешного пуска этим методом необходимо, чтобы аккумулятор самого джампера был заранее заряжен.

джапм-стартер
Запуск автомобиля при помощи джамп-стартера

 Важно! Джамп-стартер — лишь помощник, а не полноценная АКБ. Если батарея самого автомобиля разряжена « в ноль» или вообще отсутствует, то метод не сработает.

Что делать и как зарядить АКБ

Что делать, если разрядился аккумулятор? Ответ вроде очевиден — зарядить. Всё верно, но прежде необходимо выяснить, почему это произошло. В противном случае толку от зарядки не будет — проблема не исчезнет.

Поэтому в первую очередь выясняем, что не так. Измеряем ток утечки бортовой сети, анализируем другие возможные причины. Проверяем уровень электролита, плотность. Возможно, дело в батарее, отслужившей свой срок. В этом случае зарядка вообще не имеет смысла — нужно отправляться за новой АКБ.

И только после выявления и устранения причины можно заряжать севшую батарею. Делать это, конечно, придётся при помощи стационарного зарядного устройства с учётом особенностей типа нашей АКБ. Нельзя сказать, что дело это «тьфу», но с ним справится практически каждый, если познакомится с методикой и тонкостями зарядки АКБ разных типов.

На этом, пожалуй, можно закругляться. Теперь мы знаем, как определить, что батарея нашего автомобиля села, почему это могло произойти и какие меры здесь можно принять. Будем надеяться, что теперь мы выйдем из такой ситуации с минимальными потерями и в будущем не допустим её повторения.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

  1. Игорь

    Новый аккумулятор Delkor 60 ач 580 А Са/Са Замер нагрузочной вилкой: U xx 12,5 в под нагрузкой: 10,5 в ; Оставлен на ночь не подключая к автомобилю. Замер утром: Uxx 11,9 в, при этом мгновенно запускает двигатель автомобиля. ( Пробовал 3 раза). Замер напряжения делал двумя разными нагрузочными вилками – результат одинаковый. Исправен ли аккумулятор?

    Ответить
    1. Акум Эксперт автор

      И зачем вы издеваетесь над ним? Аккумулятор НОВЫЙ, двигатель ЗАПУСКАЕТСЯ, что вы хотите проверить, в чём вы хотите убедится? Всё что от аккумулятора требуется он выполняет.

      Ответить
  2. Денис

    Здравствуйте,такая проблема, с утра спокойно завелась, ехал, всё было норм, весь день стояла под домом, вечером выхожу такая, ситуация, в вопросах ремонта не опытный, толком ничего не знаю, подскажите, как быть?

    Ответить
    1. Акум Эксперт автор

      Здравствуйте. И какая «такая ситуация»? Не заводится? Не крутит? Крутит слабо? Для начала прочитать статью и померять напряжение аккумулятора. Если низкое – попробовать зарядить, если не помогло и ситуация повторяется, то менять аккумулятор. Но на самом деле может быть что угодно, я не знаю, вы толком не описали проблему.

      Ответить
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector