Аккумуляторный шуруповерт – один из самых востребованных инструментов как у домашнего мастера, так и у специалиста. Но все когда-нибудь ломается. В этой статье мы займемся ремонтом зарядного устройства для аккумуляторного шуруповерта.
Как проверить работу ЗУ
Прежде чем начать ремонт зарядки шуруповерта, убеждаемся, что причина отсутствия зарядки – именно в поломке зарядного устройства. Может оказаться, что неисправен или отработал свой срок аккумулятор.
Включаем устройство в сеть и измеряем напряжение на его выходных клеммах. Без нагрузки оно должно быть выше того, что указано на корпусе. Если у нас, к примеру, зарядное устройство на 12 В, то мультиметр в режиме измерения напряжения покажет 14-16 В. Во всяком случае, оно не должно быть ниже заявленного.
Если напряжение есть, то почти наверняка блок питания в порядке. Неисправна аккумуляторная батарея, окислились контакты ЗУ или батареи. Осматриваем, при необходимости чистим или подгибаем для надежного контакта.
Если контакты исправны, вскрывают саму батарею и проверяют ее. Этого в статье мы делать не будем (совсем другая тема). Если напряжения нет или оно сильно занижено, ремонтируют зарядку – она не работает.
Если вы разбираетесь в электронике, проверьте ЗУ под нагрузкой, нагрузив ее током 0.5 – 1 А. В качестве нагрузки используйте мощные резисторы соответствующего номинала или автомобильные лампы.
Типовые схемы и неисправности
Схемы зарядных устройств (ЗУ) для шуруповертов делятся на два типа:
- трансформаторные;
- импульсные.
Первые проще и по схемотехнике, и в ремонте. Вторые сложнее в производстве и в ремонте, дороже, но меньше по габаритам, легче, имеют более высокий КПД. Начнем с трансформаторных.
Даже для простого ремонта вы должны иметь понятия в электронике, представлять, какую функцию выполняют элементы, читать схемы и уметь пользоваться хотя бы мультиметром. В противном случае обращайтесь в мастерскую, чтобы не «добить» устройство окончательно.
Трансформаторные зарядки
Для примера проведем ремонт зарядного устройства шуруповерта «Интерскол». Взглянем на его принципиальную схему, найденную в Интернете. Благодаря использованию специализированной микросхемы HCF4060BE она проста.
Сердце устройства, как отмечено выше, – микросхема HCF4060BE, которая является задающим генератором со встроенным счетчиком времени. Сетевое напряжение понижается до 18 В трансформатором T1 и через предохранитель FU1 поступает на двухполупериодный выпрямитель, образованный диодами VD1-VD4. Далее оно сглаживается и подается на кнопку SK1 «Пуск».
При подключении АКБ шуруповерта загорается светодиод «Сеть». Если теперь нажать на кнопку «Пуск», то напряжение поступит на узел зарядки. Оно же, стабилизированное стабилитроном VD6, запитает микросхему U1. Сработает реле JDQK1 и своими контактами подключит блок питания к АКБ. Начнется зарядка.
По прошествии заданного времени микросхема отключит реле транзистором Q1. То же самое произойдет, если АКБ перегреется благодаря датчику SA1 в аккумуляторе шуруповерта. Что здесь может сломаться в первую очередь?
Вот основные причины выхода из строя зарядного устройства:
- Переломился сетевой шнур.
- Вышел из строя предохранитель.
- Сгорел один или несколько диодов выпрямительного моста.
- Вышел из строя сглаживающий конденсатор.
- Окислились или обгорели контакты подключения АКБ.
- Сгорел транзистор, управляющий реле.
- Сгорела микросхема.
Вскрываем корпус зарядного устройства и осматриваем элементы и дорожки. Иногда неисправность того или иного элемента определяется визуально.
Если все в порядке, измеряем напряжение на выходе трансформатора. Если его нет, измеряем напряжение на его первичной обмотке. Нет – проверяем сетевой шнур. Есть – вышел из строя трансформатор.
Прозваниваем предохранитель (они обычно не сгорают просто так – меняем, но продолжаем поиск), диоды выпрямительного моста, проверяем исправность конденсатора – визуально и, предварительно выпаяв, тестером. Далее пойдут:
- контакты подключения батареи;
- термодатчик батареи (он должен быть замкнут);
- стабилитрон VD6 на 12 В;
- транзистор Q1;
- диоды VD5, VD7, VD8;
- кнопка «Пуск»;
- реле JDQK1.
Диоды выпрямительного моста прозванивают, не выпаивая. Остальные элементы для прозвонки придется выпаять или отпаять хотя бы один из выводов (для двухвыводных элементов).
Как проверить их исправность, описывать не будем. Если взялись за ремонт, значит, сами знаете, как это сделать. Находим неисправный элемент, меняем. Если не находим, значит, вышла из строя микросхема. Если вы сами не в состоянии ее найти и заменить, то придется обратиться в сервисный центр.
Импульсные устройства
Как отмечено выше, импульсное зарядное устройство сложнее и по схемотехнике, и в ремонте. Если в вашем распоряжении есть осциллограф и вы умеете им пользоваться, отлично. Нет – придется обойтись мультиметром и паяльником. В любом случае вы должны знать электронику и уметь читать схемы. Для примера возьмем 12-вольтовое импульсное зарядное устройство.
Как видите, схема действительно намного сложнее предыдущей (а это всего лишь ее половина), но и умеет она больше – стабилизирует напряжение и ток зарядки. На схеме изображена высоковольтная часть преобразователя. Сетевое напряжение выпрямляется диодным мостом ZL1, сглаживается высоковольтным конденсатором C2 и поступает на импульсный преобразователь, собранный на ШИМ контроллере 63D39, транзисторе BT11 и импульсном трансформаторе Tr1.
Оптрон PC817 служит для обратной связи по напряжению и току и одновременно для гальванической развязки низковольтной цепи от высоковольтной. Вторая часть схемы состоит из трех узлов, выделенных цветом:
- Зеленый — узел стабилизации выходного напряжения.
- Красный — узел стабилизации тока.
- Синий — узел индикации.
Полученное с трансформатора импульсное пониженное напряжение выпрямляется диодной сборкой D6, сглаживается конденсатором С7 и подается на аккумуляторную батарею шуруповерта с ограничением по току и конечному напряжению вышеуказанными узлами.
Как показывает практика, обычно из строя выходят элементы высоковольтной части:
- сетевой шнур;
- предохранитель;
- диодный мост;
- высоковольтный конденсатор;
- мощный полевой транзистор.
Импульсный трансформатор выгорает редко, ШИМ-контроллер тоже, но бывает. Мультиметром измеряем переменное напряжение на понижающей обмотке Tr1 (крайняя справа). Если напряжения нет, ищем неисправный элемент.
Начинаем, с визуального осмотра (см. раздел «Трансформаторные зарядки»). Далее, отключив ЗУ от сети и разрядив высоковольтный конденсатор перемычкой, мультиметром проверяем от простого к сложному – в той последовательности, которая указана выше – сетевой шнур, предохранитель и т. д. Диодный мост, как и в предыдущей схеме, прозванивают, не выпаивая, ориентируясь на маркировку его выводов (нанесена на корпусе).
Конденсатор, транзистор и диоды (их тоже проверить) придется выпаять. Если все элементы в порядке, то у нас остались контроллер и трансформатор. Трансформатор горит редко, поэтому в первую очередь меняем микросхему.
Все элементы, изображенные на верхнем листе схемы, находятся под опасным для жизни напряжением! Все перепайки и прозвонки производите на отключенном устройстве с разряженным высоковольтном конденсатором.
И еще одно замечание. Предохранители редко горят «просто так». Это случается при скачке сетевого напряжения, но обычно его сгорание – не причина неисправности ЗУ, а следствие. Поэтому заменив предохранитель, продолжаем поиск причины, по которой он сгорел.
Если напряжение на выходной обмотке трансформатора было, то переходим ко второй части схемы – низковольтной. Если вы не спец, то все, что вы можете сделать, – почистить выходные контакты и прозвонить диодную сборку D6, транзистор стабилизатора напряжения VT4, конденсатор C7, оптрон PC817 и диод D3. Еще можно определить номиналы резисторов, которые придется выпаивать. Проверка всех остальных узлов под силу лишь специалистам.
Как отремонтировать своими руками блок питания ноутбука
Вот и все, что мне хотелось сегодня рассказать. Надеюсь, что приведенная информация поможет починить зарядное устройство для шуруповерта даже новичкам, делающим первые шаги в электронике.
Сейчас читают: