Что такое тяговый аккумулятор

Аккумуляторы

Что такое аккумулятор или аккумуляторная батарея, знает практически каждый. Но немногие в курсе, что батареи отличаются друг от друга характеристиками в зависимости от назначения. В этой статье мы поговорим о тяговых АКБ и выясним, для чего они предназначены и чем отличаются от стартерных.

Определение

Согласно техническому определению тяговая батарея — это вторичный источник тока, способный долговременно отдавать ток в нагрузку при относительно стабильном напряжении. Иными словами, ее назначение — питание потребителей, не требующих больших пиковых токов, но чувствительных к стабильности величины питающего напряжения.

По внешнему виду тяговый аккумулятор может не отличаться от стартерного, использующегося в автомобилях для пуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому при его покупке необходимо внимательно читать надписи на корпусе и сопроводительную документацию.

Что такое тяговый аккумулятор
Один из вариантов двенадцативольтового тягового аккумулятора

Где они используются

Исходя из назначения и названия можно предположить, что они используется, скажем, в транспорте с электрическим приводом. К примеру, в автопогрузчиках, которые видел каждый хотя бы в кино или на картинке. Скорее всего, экзоскелет-погрузчик в фильме «Чужой» тоже имел электропривод.

Что такое тяговый аккумулятор
Этот погрузчик имеет электрический привод, питаемый от аккумуляторной батареи

Электромоторы таких погрузчиков потребляют небольшой ток, но им нужна долговременная стабильность питающего напряжения. В противном случае моторы потеряют мощность, и тот же погрузчик не сможет поднять даже ящик с гвоздями, а тем более куда-нибудь его отвезти. Но это, конечно, не единственное применение тягового аккумулятора. Их можно увидеть в:

  • Электрокарах для перевозки грузов.
  • Гольфкарах.
  • Лодках и катерах с электроприводом.
  • Инвалидных колясках.
  • Электроскутерах и велосипедах.
  • Электроавтомобилях общего назначения (та же «Тесла»).
  • Общественном электротранспорте в качестве как основного, так и резервного источника.
  • На стоянках, скажем, геологов, туристов, охотников для долговременного питания потребителей.
  • В качестве буферного накопителя на электростанциях альтернативной энергетики (солнечной, ветро- и пр.).
  • Системах аварийного питания при пропадании основного напряжения (аварийное освещение, система охраны, аппаратура жизнеобеспечения).
  • Горнодобывающей технике (рудничный электровоз, тягач, освещение, компрессоры).
  • Электроинструменте – ручном и стационарном (дрель, газонокосилка, электропила, отбойный молоток у горняков).
  • Сфере развлечения (те же электролодки и электрокартинги).

И это далеко не полный список.

Примеры использования тяговых аккумуляторов

Чем отличаются от других типов аккумуляторов

Что касается характеристик и электрических параметров, то главное отличие тягового аккумулятора от стартерного — возможность выдавать напряжение одной величины длительное время — вплоть до разрядки в 5%. У стартерной батареи же напряжение на клеммах начинает падать по мере ее разрядки.

Следующее отличие тягового — невозможность выдать большой ток даже на короткое время. Максимум, что она сможет обеспечить – ток, равный величине электрической емкости. Стартерный же в состоянии выдавать кратковременные токи, превышающие его емкость во много раз – вплоть до десяти и более. Именно такого режима работы требует стартер автомобиля при пуске двигателя внутреннего сгорания.

Далее. Первый относительно легко переносит глубокий (до 5% в остатке) разряд без последствий для себя. Второй не терпит глубокой разрядки. Он сразу катастрофически теряет электрическую емкость и способность выдать большой ток даже будучи полностью заряженным. И срок службы. Тяговый служит намного дольше стартерного.

Откуда такие способности у тяговой батареи (ТБ)? Из чего она сделана? Из того же, что и стартерная. Два электрода, между ними электролит — раствор серной кислоты. Но фокус ТБ в том, что:

  1. Отрицательная пластина. Состоит из плоского свинцово-сурьмянистого токоотвода сетчатого типа, в который впрессована отрицательная активная масса. Это традиционное исполнение тяговых пластин.
  2. Панцирная технология. Основой положительной панцирной пластины является чехол (панцирь), изготовленный из нетканого микропористого пластика в виде ряда параллельных трубок. Внутри трубок заключена активная масса. Токоотводящей деталью пластины служит запрессованная в активную массу стержневая рамка, отлитая из свинцово-сурьмянистого сплава. Это исключает осыпание активной массы с электрода при глубоком разряде.

Остальное практически все то же – сепаратор, бак, крышка, пробка.

Что такое тяговый аккумулятор
Конструкция тягового свинцово-кислотного аккумулятора

На рисунке цифрами обозначены:

  • 1 – отрицательная пластина;
  • 3 – положительная панцирная пластина;
  • 4 – сепаратор;
  • 5 – банка и крышка;
  • 6 – пробка.

Пластины ТБ много толще. Это обеспечивает длительный срок службы, но одновременно делает их количество меньшим, что влияет на максимальный ток – он ниже.

Виды тяговых АКБ

До этого мы говорили о свинцово-кислотных тяговых батареях с жидким электролитом (технология WET). Но существуют и другие технологии. Они те же, что и в стартерных:

AGM. По этой технологии электролитом пропитывается пористый сепаратор. АКБ этого типа необслуживаемая, но зато может работать в любом положении кроме перевернутого. И срок службы больше, как и диапазон рабочих температур.

GEL. В этом типе АКБ электролит загущен специальными добавками до состояния геля. Характеристики гелевых аккумуляторов еще лучше, но они и дороже.

Кроме свинцово-кислотных тяговые батареи могут быть щелочными (так называемые никель-железные), металло-воздушными и даже литиевыми самых разных типов. Вникать в их конструкцию не будем, чтобы статья не превратилась в многотомник. Просто знайте, что такие есть. Вы их наверняка видели, к примеру, в шуруповертах или электровелосипедах. Кстати, стоят они и в вашем повербанке и ноутбуке.

Что такое тяговый аккумулятор
Эти литий-железофосфатные аккумуляторы тоже тяговые

Как заряжать

Зарядка тягового аккумулятора от стартерного практически ничем не отличается. Процесс заряда тоже состоит из двух основных этапов:

Основная зарядка. Зарядка стабилизированным током, составляющим 10% от емкости (0.1С). Этап продолжается до тех пор, пока батарея не наберет 85-95% емкости.

Дозарядка. Процесс ведется при стабилизированном напряжении, равном конечному напряжению зарядки конкретного аккумулятора (указано в сопроводительной документации). Этап длится до полной зарядки батареи — 100%.

Могут быть и дополнительные этапы, все зависит от зарядного устройства (ЗУ). К примеру, ЗУ «Вымпел 56» производит зарядку всех типов свинцово-кислотных АКБ в 8 этапов:

  • начальная диагностика;
  • десульфатация;
  • диагностическая зарядка;
  • основная зарядка;
  • дозарядка;
  • перемешивание (для АКБ с жидким электролитом);
  • контрольный тест;
  • поддержка (буферный режим).

Более подробно о возможностях этого полностью автоматического прибора, а заодно и о правильной зарядке читайте в статье «Зарядное устройство «Вымпел 56».

Таким образом, зарядить тяговую свинцово-кислотную батарею можно обычным «зарядником» для стартерных АКБ. Необходимо лишь правильно выбрать конечное напряжение зарядки. Для WET оно составляет 14,8 В, для AGM и GEL – 14,1 В.

Имеются в виду батареи с номинальным напряжением 12 В. Если оно ниже или выше, то понадобится зарядное устройство на соответствующее конечное напряжение.

Если в вашем распоряжении есть лабораторный блок питания со стабилизацией тока и напряжения, то можно провести зарядку и вручную. При этом зарядный ток, как мы уже говорили, будет составлять 10% от емкости, а конечное напряжение равно конечному напряжению зарядки конкретной АКБ.

При ручном заряде можно провести его за один этап – зарядка стабилизированным током до тех пор, пока напряжение на клеммах не станет равным конечному.

Что касается АКБ, выполненных по другим технологиям (щелочные, литиевые и пр.), то они заряжаются в соответствии со своим типом. Вникать в подробности их зарядки мы не будем, поскольку подобной информации полно в Интернете.

Отечественные производители и их продукция

Что такое тяговый аккумулятор, мы выяснили. Теперь поговорим об отечественных производителях батарей этого вида. Для удобства информацию об основных из них сведем в небольшую табличку.

Российские предприятия по выпуску тяговых аккумуляторов и батарей

Логотип
Наименование предприятия
Описание
Что такое тяговый аккумуляторТюменский аккумуляторный заводПредприятие производит свинцово-кислотные тяговые АКБ для безрельсового и ЖД транспорта, источников бесперебойного питания и стационарные общего назначения емкостью от 70 до 1 200 А*ч. Количество циклов заряд/разряд некоторых моделей достигает 1 500, что не может не поражать.
 Что такое тяговый аккумуляторКурский аккумуляторный завод “Импульс”В ассортименте свинцово-кислотные, никель-железные и никель-кадмиевые тяговые батареи емкостью от 70 до 2 600 А*ч. Назначение АКБ – ЖД и рудничный транспорт, безрельсовый транспорт, резервное электропитание, питание фотоэлектрических систем, навигационного и телекоммуникационного оборудования.
Что такое тяговый аккумуляторВеликолукский аккумуляторный заводПредприятие производит щелочные и свинцово-кислотные батареи для судового, ЖД и безрельсового транспорта. Используются они и в сфере энергетики, коммуникации и связи, в качестве резервных и аварийных источников питания.
Что такое тяговый аккумуляторООО “Завод автономных источников тока”Это бывший Саратовский завод щелочных аккумуляторов, основанный в 1933 году. Основной тип АКБ – щелочные никель-кадмиевые. Назначение – ЖД и судовой транспорт, источники резервного и аварийного питания, безрельсовый транспорт, речные и морские суда, метрополитены, нефтегазовая промышленность.
Что такое тяговый аккумуляторЗАО “Аккумуляторные технологии”, г. СвирскНесмотря на то что основное направление предприятия – стартерные батареи (“Зверь”, “Орион”, “АкТех” и другие), предприятие выпускает и тяговые свинцово-кислотные АКБ, правда, в небольшом количестве и чаще под заказ. Назначение АКБ – ЖД, морской, речной и безрельсовый транспорт.

Вы узнали, что такое тяговые батареи, для чего предназначены и чем отличаются от стартерных. Будем надеяться, что приведенная информация будет полезна и поможет не ошибиться в выборе аккумулятора для своих задач.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector