На сегодняшний день мопеды, или, как их еще называют англицисты, скутеры, популярны. Маневренные, быстрые, экономичные – то что нужно для небольших поездок по городу. Этот вид транспорта, как и автомобильный, за редким исключением имеет собственную аккумуляторную батарею, за состоянием которой нужно следить не менее пристально. В статье мы разберемся, как зарядить аккумулятор от мопеда так, чтобы он жил долго и счастливо.
Какие аккумуляторы используются
На современном скутере устанавливаются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АКБ), выполненные по технологиям:
- AGM – электролитом пропитаны специальные пористые маты из стекловолокна.
- GEL – электролит загущен селикагелем до гелеобразного состояния.
- WET – жидкий электролит.
Номинальное напряжение аккумуляторов, которыми комплектуются современные мопеды, – 12 вольт. Шестивольтовые АКБ давно ушли в прошлое. Электрическая емкость колеблется от 2.5 до 9, реже – до 12 А*ч в зависимости от мощности двигателя и его типа. На мотоцикле АКБ обычно более емкая – вплоть до 20-30 А*ч. Полярность может быть любой – и прямой, и обратной.
Что касается габаритов – они зависят от электрической емкости и технологии изготовления аккумулятора. Ниже приведен стандартный ряд размеров 12-вольтовых батарей емкостью до 20 А*ч.
до 9 А*ч, мм | 10-20 А*ч, мм | 20-30 А*ч, мм |
---|---|---|
114х39х87 | 150х87х131 | 181х77х167 |
115х50х86 | 151х71х130 | 176х87х154 |
120х61х129 | 151х88147 | 168х126х175 |
15086х94 | 207х71.5х164 | 165х125х175 |
151х71х107 | 151х88х164 | 205х85х162 |
177х88х154 | 166х130х175 |
И клеммы. Тут уже, как говорится, кто во что горазд – стандартов множество, выбор за производителем. И под винт, и под болт, и под лепесток, и ножевые.
Примеры клемм АКБ, используемых на мопеде
Каким током и напряжением заряжаются
Все типы свинцово-кислотных батарей рекомендуется заряжать током 0.1 С, то есть 10% от электрической емкости. Меньший ток сильно увеличит время зарядки, больший выведет АКБ из строя. К примеру, для АКБ скутера емкостью 4 А*ч оптимальным будет ток 400 мА.
По заявлению производителей, AGM- и GEL-батареи можно заряжать током, достигающим 15-20% емкости, но злоупотреблять этим не стоит. Оптимальный зарядный ток, как было отмечено выше, – не более 0.1 С.
До какого напряжения заряжать аккумулятор для скутера? Тут работает правило, справедливое для автомобильной АКБ. Конечное напряжение зарядки для свинцово-кислотных стартерных аккумуляторов следующее:
- WET – 14.6-14.8 В.
- AGM – 14.1-14.3 В.
- GEL – 14.1-14.3 В.
Как видно из приведенного списка, для разных технологий конечное напряжения зарядки варьируется. Этим нельзя пренебрегать. Зарядное устройство, рассчитанное на зарядку WET-батарей, запросто выведет из строя AGM- и GEL-аккумуляторы перезарядкой.
Можно ли использовать автомобильное зарядное устройство или нужно специальное
Теперь к вопросу о том, можно ли заряжать аккумулятор от скутера автомобильной зарядкой. Как мы выяснили, батареи, используемые в скутерах, мопедах и мотоциклах, отличаются от автомобильных только электрической емкостью. В остальном это братья-близнецы. Те же технологии, те же материалы, то же назначение, те же требования по эксплуатации и обслуживанию.
Таким образом, использовать автомобильное зарядное устройство (ЗУ) для зарядки аккумулятора скутера теоретически можно. Но тут есть одно «но». Ваш автомобильный «зарядник» должен уметь выдавать необходимый для зарядки скутерной батареи ток, а он из-за небольшой емкости невелик. Если у вас АКБ емкостью, скажем, 2.5 А*ч, то зарядное устройство должно обеспечить ток всего 250 мА, и не более! Не все зарядные устройства имеют такую нижнюю границу установки тока, поэтому может случиться, что для скутера придется покупать отдельное ЗУ.
Выбирая зарядное устройство, не забывайте про конечное напряжение зарядки. Лучше брать универсальное, с переключением типа АКБ или регулировкой конечного напряжения.
Мы выяснили, какие аккумуляторные батареи устанавливаются в современную мототехнику, а заодно узнали, как зарядить аккумулятор скутера. Надеемся, эта статья окажется полезной, а правильно заряженная батарея вашего мопеда будет бодро крутить стартер в любую погоду и проживет долгую жизнь.
Сейчас читают: