Многие любители автозвука считают, что для питания автомобильного музыкального центра необходима отдельная или в крайнем случае дополнительная аккумуляторная батарея. В статье вы выясним, для чего нужен отдельный аккумулятор для автозвука и какую батарею для этих целей можно использовать.
Почему для автозвука нужен дополнительный аккумулятор
Для чего нужна дополнительная АКБ для автозвука? Основная причина – высокое энергопотребление мощных усилителей ЗЧ. У некоторых «меломанов» мощность УНЧ достигает сотен ватт! Перебор, конечно, но разговор не о том.
Если вы слушаете громкую музыку при запущенном двигателе, то проблемы повышенного энергопотребления частично решает генератор. Но на стоянке АКБ никто не поможет. Таким образом, хорошенько посидев на пикнике под «Пикник», вы рискуете не запустить двигатель автомобиля, поскольку вся энергия АКБ была «съедена» музыкальным центром.
Кроме того, в качестве штатной в автомобилях устанавливается стартерная батарея. Она дает отличный пусковой ток, но не терпит глубокого разряда. Два-три таких разряда, и аккумулятор придется выбросить. Слушая музыку на стоянке, внимательно следите за состоянием батареи. Сильно разрядилась – не заведешься. Очень сильно — получили потенциального «покойника».
Многие считают, что при использовании для питания автозвука штатного аккумулятора качество воспроизведения низкое — «басы» не тянут, слышны хрипы. Проблема в другом – малое сечение проводов питания и автоакустики, неудачная точка подключения, отсутствие фильтров, потеря «берегов» в выборе мощности УНЧ и т. п.
Установив второй аккумулятор, мы получаем бонус – энергию для питания дополнительного оборудования. Это может быть лебедка, электроинструмент, фонарь, прожектор, кондиционер, обогреватель, ноутбук и пр.
Основные требования
Определимся с требованиями к АКБ для автозвука. Вот основные:
- способность держать глубокий разряд;
- большое количество циклов заряд/разряд;
- герметичность;
- высокая скорость зарядки;
- минимальное снижение емкости при низких температурах;
- стабильность выходного напряжения в процессе разряда.
Большинству вышеуказанных требований отвечают тяговые аккумуляторные батареи, в то время как штатные автомобильные АКБ являются стартерными.
Виды АКБ
Свинцово-кислотные (да и любые другие) аккумуляторы могут отличаться друг от друга не только емкостью и рабочим напряжением, но и технологией изготовления. Каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим виды АКБ подробнее.
«Жидкие» свинцово-кислотные — вечная классика
Аккумуляторные батареи, в которых электролит плещется в буквальном смысле слова, называют WET (мокрый). Это старшее поколение свинцово-кислотных аккумуляторов. Еще 20-30 лет назад практически во всех автомобилях устанавливались именно они. Сейчас такие АКБ встречаются намного реже, но не исчезли совсем.
Батарея имеет неплохие характеристики для своей цены, но требует обслуживания – периодической корректировки уровня и плотности электролита. Кроме того, этот тип батарей должен работать только в вертикальном положении. В дополнение ко всему АКБ негерметична и в процессе работы может выделять взрывоопасные и вредные газовые смеси.
Недавно появилась новая разновидность «жидких» аккумуляторов — EFB. Эти батареи имеют больший срок эксплуатации, чем у WET, и легко переносят нечастые глубокие разряды. Дополнительно заметим, что существуют и необслуживаемые модели «жидких» аккумуляторов.
AGM — с абсорбированным электролитом
В батареях, выполненных по этой технологии, тоже есть жидкий электролит, но он не плещется в ячейках, как в случае с WET, а пропитывает специальные маты из стекловолокна, расположенные между пластинами. Такие АКБ могут работать в любом положении, кроме «вверх дном». АГМ батареи не требуют обслуживания и при правильной эксплуатации не выбрасывают в окружающую среду взрывоопасные и токсичные газы.
Аккумулятор, произведенный по технологии AGM, имеет перед классическими устройствами ряд преимуществ, полученных за счет такой технологии: значительно меньший саморазряд, большую скорость зарядки, уверенную работу при низких температурах, увеличенный срок службы, малую чувствительность к глубокому разряду. Но стоят АГМ батареи дороже WET и больше весят при той же емкости.
GEL — гелевые
Наиболее молодая и прогрессивная технология. В этих АКБ электролит загущен до желеобразного состояния и не может пролиться, даже если батарея установлена «вверх ногами». Благодаря герметичности гелевый аккумулятор не выбрасывает в окружающую среду вредных газов, а потому его устанавливают даже в салоне машины.
GEL-батареи некритичны к непродолжительным глубоким разрядам, имеют хорошее отношение габариты/емкость и длительный срок эксплуатации. Быстро заряжаются, но, как и AGM, не терпят перезаряда. Стоят дорого, но успешно завоевывают популярность.
Литиевые (Li-ion)
Эта разновидность аккумуляторов не относится к свинцово-кислотным, но о ней стоит упомянуть хотя бы потому, что это наиболее перспективный и эффективный тип АКБ. На литиевых элементах, к примеру, ездят современные электромобили, мопеды и лодки с электроприводом. Но встретить обычный автомобиль с литиевым аккумулятором в качестве стартерного сложно. Тем не менее двенадцативольтовые литиевые аккумуляторы существуют, и их можно использовать в авто для питания автозвука.
АКБ этого типа имеют отличное соотношение габариты/емкость, выдерживают большое количество циклов заряд/разряд, герметичны. Но они имеют целый ряд «но»:
- дорого стоят;
- требуют для своей работы специального оборудования — контроллер заряда/разряда, балансир и пр.;
- для зарядки нужен алгоритм, отличающийся от алгоритма зарядки свинцово-кислотной АКБ;
- при неправильной эксплуатации и повреждении «литий» может загореться, а то и взорваться.
Подведем итоги — так какой же все-таки выбрать аккумулятор
И последний вопрос — какой тип аккумулятора из вышеперечисленных наиболее подходит для прослушивания музыки? Посмотрим, что мы получаем от каждого из типов.
WET
- работает только в вертикальном положении;
- есть риск утечки электролита;
- во время работы выделяет взрывоопасные и едкие газы;
- боится глубокого разряда;
- стоит недорого;
- есть возможность корректировки уровня и плотности электролита.
Как указывалось выше, существуют необслуживаемые батареи с жидким электролитом. Их конструкция не позволяет корректировать уровень и плотность.
AGM
- может работать в любом положении, кроме перевернутого;
- при правильной эксплуатации не выделяет вредных газов (можно разместить в салоне);
- отсутствует риск утечки электролита;
- легко переносит нечастые глубокие разряды;
- быстро заряжается.
GEL
- работает в любом положении;
- герметичен (можно разместить в салоне);
- утечка электролита исключена даже при повреждении корпуса;
- быстро заряжается;
- допускает глубокий разряд;
- длительный срок эксплуатации;
- намного дороже WET и AGM.
Li-ion
- герметичен;
- отличное соотношение габариты/емкость;
- нужны специальные контроллеры заряда/разряда и балансир;
- алгоритм заряда сильно отличается от алгоритма для свинцово-кислотных АКБ;
- при неправильной эксплуатации и повреждении может загореться и даже взорваться;
- намного дороже своих свинцово-кислотных собратьев.
Таким образом, наиболее подходящие аккумуляторы для автозвука — WET и GEL. АКБ с жидким электролитом поставим на втрое место. А вот литиевые аккумуляторы, несмотря на достоинства, — наименее удачный вариант. Если в качестве стартерного у вас стоит свинцово-кислотная батарея, то с литием в роли дополнительного будет больше проблем, чем преимуществ.
Мы разобрались в вопросе, какой тип аккумулятора наиболее подходит на роль дополнительного. Что касается подключения его к бортовой сети, есть несколько вариантов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Все они подробно описаны в статье «2 аккумулятора в автомобиль».
Сейчас читают: