Рано или поздно перед каждым автолюбителем встаёт проблема выбора аккумулятора для своего автомобиля. Особо актуален этот вопрос для владельцев автомобилей с системой «Старт-Стоп». В этой статье мы поговорим об этой системе, подберём аккумулятор для Мазды CX-5 разных годов выпуска и выясним, чем стартстопный аккумулятор отличается от обычного стартерного.
Что такое система i-stop
I-stop или «Старт-Стоп» — технология, предназначенная для автоматического отключения и пуска двигателя с целью экономии топлива, снижения вредных выбросов и уровня шума за счёт сокращения времени работы двигателя на холостом ходу. Принцип её работы заключается в том, что двигатель автоматически глушится даже при кратковременной стоянке и самостоятельно запускается, когда водитель решил продолжить движение.
Глушение происходит при остановке машины, а пуск — при нажатии педали сцепления или отпускания педали тормоза (зависит от типа КПП).
Таким образом, при езде с частыми остановками в условиях города существенно (по заявлению производителя до — 10 %) сокращается расход топлива, уменьшается количество вредных выбросов в окружающую среду.
Но есть у этой технологии оборотная сторона — количество остановок в городе, забитом светофорами и большим количеством участников движения, может достигать многих десятков в день, а это существенная нагрузка на аккумуляторную батарею. Поэтому АКБ в автомобиле с системой «Старт-Стоп» должна обладать особыми качествами.
Особенности эксплуатации и требования к АКБ
Каким требованиям должна отвечать батарея, способная работать в режиме I-stop? Вот основные из них:
- обеспечение высокого пускового тока даже в не полностью заряженном состоянии;
- способность быстро заряжаться;
- выдерживать многократный глубокий разряд без сульфатации и разрушения пластин;
- выдерживать большое количество циклов заряд/разряд;
- иметь длительный срок службы в тяжёлых условиях частого пуска.
Но чем отличается батарея, отвечающая таким требованиям, от обычной, стартерной? По принципу работы практически ничем — та же свинцово-кислотная АКБ с жидким электролитом. Но изготовлена она по особой технологии, наделяющей аккумулятор новыми качествами. Технология эта называется EFB (Enhanced Flooded Battery — улучшенная батарея с жидким электролитом).
Пластины EFB аккумулятора массивнее электродов своих обычных собратьев, и завернута каждая в свой ионопроницаемый пакет, предотвращающий сульфатацию при глубоком разряде и осыпании электродов, что существенно продлевает срок службы АКБ.
Благодаря этим же пакетам и большой толщине пластин, электролита в батарее меньше, и она имеет более низкое внутреннее сопротивление. Это позволяет АКБ развивать большие пусковые токи, намного быстрее накапливать заряд — то, что нужно для аккумулятора, которому постоянно приходится запускать двигатель.
Что касается эксплуатации, то она ничем не отличается от эксплуатации обычной — контроллер системы «Старт-Стоп» самостоятельно следит за уровнем заряда АКБ, регулирует зарядный ток, а при серьезном разряде (частые остановки, батарея не успевает зарядиться) режим «Старт-Стоп» отключается вовсе, превращая автомобиль в обычный, который не глохнет при каждой остановке.
А вот с обслуживанием дело обстоит печальнее. Согласно техдокументации, идущей с автомобилем, аккумулятор необходимо заряжать стационарным ЗУ каждые 2 месяца. Нет, техобслуживание, конечно, проводить своему автомобилю нужно. Но каждые 2 месяца ставить АКБ на зарядку? Плюс нужно иметь это самое ЗУ, знать необходимый режим зарядки, следить за током и напряжением.
Как отключить i-stop?
Кроме того, что для Мазды CX-5 с режимом «Старт-Стоп» требуется специальная дорогая батарея, которая, в свою очередь, требует регулярного обслуживания, технология i-stop может доставить дополнительные проблемы. К примеру, усиленный износ двигателя и стартера. Почему износ? Да потому что даже при обычном пуске двигатель изнашивается сильнее, а при стартстопном, когда пуск осуществляется принудительным впрыском топлива в цилиндр и тем более поджигом (чтобы стартеру было легче крутить).
А как вам ситуация, когда после часового ожидания в пробке автомобиль не заведётся совсем? Ведь когда двигатель заглушён, вся бортовая электроника (а ее много и весьма «прожорливой»), кондиционеры и печки питаются от аккумулятора.
Поэтому очень многие счастливые обладатели Мазды CX-5 с режимом «Старт-Стоп» задаются вопросом, не отключить ли этот i-stop навсегда. Можно ли это сделать, а если можно, то как?
Временно отключить этот режим можно — достаточно нажать на соответствующую кнопку на панели приборов. Но после принудительной остановки двигателя режим «Старт-Стоп» включится опять. Снова нажать? Конечно, это не выход — постоянно держать в голове фразу «Урри, жми кнопку!».
Но, оказывается, и навсегда можно. Самый простой вариант — отключить датчик тока, расположенный на минусовом наконечнике АКБ.
На фото цифрами обозначены:
- Датчик тока.
- Минусовой кабель.
В результате процессор автомобиля перестанет получать информацию о состоянии батареи и отключит режим «Старт-Стоп».
Второй вариант — заставить процессор Мазды CX-5 поверить, что автомобиль вообще не оснащён системой «Старт-Стоп». Для этого нам понадобятся:
- ноутбук;
- сканер ELM327;
- программа FORScan расширенной версии.
Подключаем сканер к диагностическому разъёму Мазды CX-5 и компьютеру, включаем зажигание, запускаем программу. После соединения с автомобилем открываем вкладку «Модули».
Слева кликаем пиктограмму «Конфигурация и программирование», выбираем модуль SSU.
В открывшемся окне видим программный код. Он, конечно, может отличаться от представленного ниже, но то, что нам нужно, будет на месте. А интересуют нас первые окошки в первом и втором рядах. Единички, которые на фото ниже помечены кружками, отвечают за активацию технологии «Старт-Стоп».
При помощи мышки и клавиатуры меняем единички на нули.
Нажимаем на кнопку «Записать всё» (фото выше) — дело сделано. Выходим из программы, выключаем, снова включаем зажигание и убеждаемся, что функция больше не активна. Сама же кнопка «Старт-Стоп» на панели приборов функционирует вполне корректно — как ранее, с её помощью можно провести инициализацию аккумулятора при его замене.
Важно! Все предложенные манипуляции производим на свой страх и риск, осознавая, что если что-то сделаем не так, то превратим автомобиль в кучу мёртвого железа, оживить которое будет возможным только в специализированной мастерской.
Характеристики штатного аккумулятора для автомобиля Мазда CX-5
Кроссовер Мазда CX-5 начал свою жизнь в 2012 году и, в зависимости от модификации, имел под капотом следующие двигатели:
Двигатель | Топливо | Мощность, л. с. | Объём, л |
2.0L Skyactiv-G | бензин | 150 | 2 |
2.5L Skyactiv-G | бензин | 211 | 2,5 |
2.2D Skyactiv | дизель | 175 | 2,2 |
До 2014 года все автомобили комплектовались свинцово-кислотными оригинальными батареями Mazda:
Двигатель | Производитель | Емкость, А·ч | Пусковой ток, А | Габариты, мм | Полярность | Тип |
бензиновый | Mazda (Япония) | 55–60 | 480–520 | 222х230х173 | обратная | свинцово-кислотная необслуживаемая |
дизель | Mazda (Япония) | 75–80 | 680–720 | 222х255х173 | обратная | свинцово-кислотная необслуживаемая |
В 2014 году начался выпуск автомобилей Мазда CX-5 с системой i-stop. На эту модификацию устанавливаются аккумуляторы той же ёмкости, но изготовленные по технологии EFB. Такие батареи имеют маркировку Q-85:
Двигатель | Модель батареи | Производитель | Емкость, А·ч | Пусковой ток, А | Габариты, мм | Полярность | Тип |
бензиновый | PE1T185209B Mazda | Mazda (Япония) | 60 | 520 | 222х230х173 | обратная | EFB |
дизель | SH0218520B9D Mazda | Mazda (Япония) | 80 | 770 | 222х255х173 | обратная | EFB |
Какую аккумуляторную батарею выбрать для замены оригинала
Как мы видим, японские производители Мазда CX-5 не стали экономить, а оснастили свои автомобили достаточно ёмкими батареями. А какой аккумулятор предпочитают покупать сами владельцы этого кроссовера? Ниже мы можем ознакомиться с рейтингом популярности АКБ для этого автомобиля с разными двигателями и технологией «Старт-Стоп».
Рейтинг аккумуляторов для Мазда CX-5 с бензиновым двигателем без функции «Старт-Стоп»
Рейтинг аккумуляторов для Мазда CX-5 с дизельным двигателем без функции «Старт-Стоп»
Рейтинг аккумуляторов для Мазда CX-5 с бензиновым двигателем с функцией «Старт-Стоп»
Рейтинг аккумуляторов для Мазда CX-5 с дизельным двигателем и с функцией «Старт-Стоп»
Замена АКБ своими руками
Для замены аккумулятора на Мазда CX-5 понадобится ключ на 10. Сначала отключаем бортовой компьютер автомобиля от датчика тока, расположенного на минусовой клемме АКБ. Для этого руками отжимаем пластмассовый фиксатор, выдёргиваем разъём с проводами из колодки датчика.
Отворачиваем две гайки крепления, прижимную планку снимаем.
Теперь ключом на 10 ослабляем гайку зажимного винта на минусовом наконечнике, снимаем наконечник с клеммы.
Откидываем изолирующий колпачок с плюсовой клеммы и, ослабив гайку стяжного болта, снимаем наконечник.
Снимаем теплозащитный кожух с батареи.
Достаём старый аккумулятор, ждём 10 минут, чтобы бортовой компьютер сбросил данные о старой АКБ. На место старого устанавливаем новый, проследив за правильной полярностью клемм. Надеваем на новый аккумулятор теплозащиту.
Полезно. Намного удобнее снимать теплозащиту с уже извлечённого аккумулятора. Да и надеть её на новый проще заранее.
Накидываем на клеммы наконечники, фиксируем их гайками. Устанавливаем на место прижимную планку, подключаем разъём бортового компьютера к датчику тока.
Инициализация нового аккумулятора
После установки нового аккумулятора его нужно инициализировать в бортовой системе. Для этого в автомобиле без TFT LCD дисплея комбинации приборов:
- Включить зажигание без пуска двигателя.
- Установить рычаг выбора диапазона АКП в нейтраль.
- Нажать на педаль тормоза и удерживать её. При этом:
- а) нажать на педаль акселератора, удерживать не менее 5 сек. — начнут мигать сигнализатор системы заряда АКБ и главный предупреждающий сигнализатор;
- б) нажать и отпустить педаль акселератора 3 раза — сигнализатор системы заряда АКБ и главный предупреждающий сигнализатор погаснут.
- Отключить зажигание.
В автомобиле с TFT LCD дисплеем комбинации приборов инициализация будет выглядеть следующим образом:
- Закрыть все двери.
- Включить зажигание. При этом на дисплее появится предупреждающее сообщение.
- Удалить сообщение кнопкой INFO.
- Установить рычаг выбора диапазона АКП в нейтраль.
- Нажать на педаль тормоза и удерживать её. При этом:
- а) нажать на педаль акселератора и удерживать её не менее 5 сек. — На дисплее начнёт мигать предупреждающее сообщение;
- б) нажать и отпустить педаль акселератора 3 раза — предупреждающее сообщение исчезнет.
- Выключить зажигание.
Если в автомобиле установлена механическая КПП, а не автоматическая, то вместо тормоза нужно нажимать педаль сцепления.
Важно! Сразу после инициализации батареи сведения о его состоянии не появятся. Для сбора нужной информации бортовому компьютеру может понадобиться продолжительное время (до нескольких суток).
В некоторых случаях после замены аккумулятора может понадобиться калибровка приводов стеклоподъёмников. Как это сделать, можно узнать из видео, представленного ниже.
Вот мы и узнали, какие аккумуляторы устанавливаются в Мазда CX-5 разных модификаций, и сможем самостоятельно подобрать нужный своему автомобилю как с технологией «Старт-Стоп», так и без неё.
Сейчас читают: