Что такое технология EFB в аккумуляторных батареях и как их заряжать?

Аккумуляторы

Современная промышленность представляет на рынке множество образцов автомобильных аккумуляторов. Одним из интересных вариантов для автолюбителей считается EFB аккумулятор, сочетающий характеристики стартового и тягового источников питания. Потребность в совершенствовании АКБ возникла из-за городских условий эксплуатации современных автомобилей. Они включают в себя короткие пробежки с затяжными пробками и частыми остановками на светофорах. В этих условиях двигатель вынужден большую часть дороги работать на холостом ходу, разряжая аккумулятор. Вдобавок ко всему аккумулятор разряжается во время холодного старта. А во время холостой работы генератор неспособен полноценно заряжать батарею, особенно имея “гирлянду” дополнительных нагрузок: ДХО, акустическую систему и др.

Что такое EFB аккумулятор

Технология EFB означает сокращенно Enhanced Flooded Battery. С английского языка это переводится как «усовершенствованная батарея с жидким электролитом».

Что значит маркировка EFB на аккумуляторе? Это означает, что в батарее EFB применен жидкий электролит. Усовершенствование заключается в применении толстых свинцовых пластин, размещенных в “конверты” — сепараторы из микроволокна, как в пакеты. Это позволяет снизить объем электролита. Увеличенный объем пластин позволяет получить большую емкость по сравнению с обычными аккумуляторами. Плотные сепараторы предотвращают короткие замыкания и сульфатацию при полном разряде аккумулятора. Очищенный свинец в пластинах позволяет осуществить ускоренное заряжание.

Устройство EFB
Устройство EFB аккумулятора

Отличие EFB и AGM аккумуляторов

Главное отличие EFB батарей от AGM — это применение жидкого сернокислого электролитического раствора. В AGM батарее раствором пропитаны стекловолоконные маты, обволакивающие свинцовые обкладки.

Кроме того, в EFB батареях в отличие от AGM:

  1. Применены более толстые пластины из свинца.
  2. Пластины размещены в плотные конверты-сепараторы из микроволокна.
  3. Применены технологии, снижающие стоимость в сравнении с AGM.

Почему работают дольше, чем свинцово-кислотные АКБ

В результате работы мотора большей части пути на холостом ходу в городских условиях, как было сказано выше, возникает хронический недозаряд свинцово-кислотных АКБ, серьезные проблемы с холодным стартом двигателей внутреннего сгорания. Это ведет к снижению срока эксплуатации стандартной батареи АКБ, сульфатации и коротким замыканиям между пластинами.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Аккумуляторы EFB работают дольше, чем стандартные АКБ, из-за более толстых свинцовых пластин. В них применена технология изготовления решеток PowerFrame для оптимального прохождения тока и уменьшения вероятности коррозии. Кроме того, в обкладках применены EFB-положительные пластины с пленкой из полиэстера.

Малое количество электролита позволяет производить ускоренное восполнение заряда батареи генератором. Это позволяет не допустить полного разряда АКБ, что позитивно сказывается на долговечности. Размещение свинцовых пластин в ионообменных “конвертах” — сепараторах — предотвращает разрушение активного слоя аккумуляторных пластин, не допускает короткого замыкания и сульфатации свинца. Все это также способствует долговечности EFB аккумуляторов.

Где используются

Аккумуляторы с технологией EFB наиболее выгодно применять на автомобилях и других транспортных средствах, в которых требуется частый старт и остановка моторов, например, с устройством “START-STOP”. Такой режим движения очень вреден для стандартных АКБ. После частых стартов обычные аккумуляторы быстро утрачивают заряд и не успевают восполнить свою емкость. Для решения этой проблемы сначала были придуманы AGM аккумуляторы. Но они оказались слишком дорогими для такого массового применения, с почти двукратной стоимостью по сравнению с обычными АКБ. Поэтому появились ЕФБ аккумуляторы, которые в среднем стоят всего на 30% дороже обыкновенных батарей. Вместе с тем технология EFB обеспечивает возможность эффективно осуществить подбор по параметрам аккумулятора, таким как максимальная долговечность и устойчивость к полному разряду. Все это позволяет применять батареи не только в обычных автомобилях, но и в электромобилях, катерах и других видах транспорта.

Преимущества и недостатки

Преимущества:
  1. Свинцовые пластины большего объема.
  2. Защита свинца от сульфатации пакетами из ионообменного микроволокна.
  3. Быстрая процедура зарядки аккумулятора.
  4. Увеличенный срок службы.
  5. Стойкость к вибрациям.
  6. Применение устройства перемешивания раствора электролита.
  7. Хорошая устойчивость при работе с высокими температурами.
  8. Безопасность благодаря отсутствию испарения электролита.
  9. Высокие характеристики пусковых токов холодного старта, благодаря чему осуществляется хороший запуск при низкой температуре.

⛔️ Недостатки:

  1. Несовместимость с моторами, использующими рекуперационную систему кинетической энергии торможения.
  2. Пониженная мощность, если сравнивать с аккумуляторами AGM.
  3. Повышенная стоимость по сравнению со стандартными АКБ.

Как заряжать автомобильные аккумуляторы EFB

Зарядка аккумуляторов EFB осуществляется такими же устройствами, как и любых свинцово-кислотных АКБ.

Как правильно заряжать аккумуляторы EFB? Главное, следовать инструкциям и рекомендациям производителей, соблюдать правильную полярность присоединения контактов и применять исправное зарядное устройство с напряжением, не превышающим 14,4 В.

Изучение рекомендаций производителя поможет нам быстрее разобраться в тонкостях режима зарядки батареи. Необходимо также следить за током заряда. Для этого желательно иметь на зарядном устройстве встроенные индикаторы тока и напряжения. При снижении тока ниже 2,5 А, остановки изменения силы тока и напряжения можно прекращать зарядку.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Нежелательно применять ускоренный режим зарядки во избежание газообразования. Недопустимо открытие пробок, так как может измениться химическое равновесие электролита. Температура электролита не должна быть выше 50 градусов Цельсия. 

Обзор моделей отечественных и зарубежных производителей

Первыми начали применять тип АКБ EFB европейские производители для установки на передовые новинки автомобилей с устройствами “Старт-Стоп”. Позднее эту эстафету приняли отечественные фирмы, адаптируя характеристики АКБ под российские погодные условия и работу в морозном климате.

Существует целый ряд зарубежных производителей:

  1. Фирма TAB Magik расположена в Словении. Производит батареи аккумуляторов, устанавливаемые на грузовые и легковые автомобили.
  2. Varta разработала и выпустила на конвейер серию Blue Dinamik Start-Stop. В нее входят устройства с параметрами емкости 60-95 А/ч. Изюминка этой марки в применении технологии PowerFrame. Производятся устройства для автобусов, грузовых автомобилей и специального транспорта.
  3. Германская компания Deta выпускает АКБ EFB емкостью от 65 до 80 а/ч, с пусковым током 650 ампер.
  4. Известная немецкая фирма Bosch выпускает серию S5 EFB. Емкость батарей от 60 до 80 а/ч. Применяется «серебряная» технология производства.
  5. Компания Yuasa разработала аккумуляторы, обеспечивающие до 270000 стартов. Современная технология позволила ускорить процесс заряда батареи. Конструкция позволяет установку в подкапотном пространстве в самую жаркую погоду.
  6. Американская фирма Exide производит серию EFB батарей улучшенного качества. Разработчики изобрели оригинальные добавки, что повысило качество свинцовых сплавов. Электрическая емкость устройств в диапазоне от 60 до 80 а/ч.
  7. Компания Autopart занимается выпуском батарей для автотранспорта с наличием повышенной нагрузки на электрическую сеть. Для этого применена инновационная угольная присадка к свинцовым пластинам. Расширен срок эксплуатации. Для предотвращения взрывов применяются вкладыши. Хорошо зарекомендовали себя в морозном и жарком климате.
  8. Разработанные компанией Topla АКБ имеют электрическую емкость 60-90 а/ч. Превосходство характеристик достигается применением инновационного MFW-флиса на положительных пластинах. Благодаря этому не допускается разрушение слоев обмазки и повышается долговечность эксплуатации. На конструкции корпуса расположен индикатор для контроля состояния АКБ. Для повышения пожарной безопасности применен пламегаситель. Для предотвращения вытекания электролита при переворачивании использована дополнительная защита.
  9. Турецкий производитель Mutlu — разработал и выпустил в серию EFB АКБ. Это различные по полярности и емкости батареи в корпусах как европейского, так и азиатского стандартов.

Российские производители также набирают обороты:

  1. Фирма АКОМ начала производить EFB АКБ под брендом Ultimatum. Электрическая емкость 60-100 А/ч. Распространение получили АКБ AKOM EFB 65 А/ч. Позднее появилась линейка аккумуляторов ZEUS EFB с ресурсом в два раза выше, чем у стандартных АКБ, и скоростью накопления заряда на 45% быстрее. Компания АКОМ расположена в городе Жигулевске Самарской области.
  2. Предприятие “ТУБОР”, расположенное в городе Бор Нижегородской области, производит батареи TITAN по технологии EFB с 1999 года. Для выпуска TITAN изначально создавалось совместное предприятие с фирмой «EXIDE-TUDOR». Сначала поставлялись импортные комплектующие и осуществлялась сборка. Теперь это 100% российское предприятие с полным импортозамещением.
  3. Завод “Тюменские аккумуляторы” выпускает серию брендов, таких как Arctic Batbear, TYUMEN BATBEAR и т. д. Внедряются в производство технологии EFB и AMG.

Автомобильные аккумуляторы EFB — это аккумуляторы будущего. Они превосходят стандартные свинцово-кислотные АКБ как минимум двукратно по продолжительности эксплуатации. Способны переносить разрядку до нуля вольт, не теряя электрической емкости, и полностью восстанавливаться после зарядки. Производители утверждают о 240 циклах разряд-заряд. Большинство фирм дают двукратную гарантию на купленные аккумуляторы Force EFB, в среднем 4 года против 2 лет, как у стандартных АКБ. При этом цена EFB батарей демократичная — всего на 30% дороже обычных батарей.

Плохо
0
Помогло
0
Спасибо
0
Акумы.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector