Современная промышленность представляет на рынке множество образцов автомобильных аккумуляторов. Одним из интересных вариантов для автолюбителей считается EFB аккумулятор, сочетающий характеристики стартового и тягового источников питания. Потребность в совершенствовании АКБ возникла из-за городских условий эксплуатации современных автомобилей. Они включают в себя короткие пробежки с затяжными пробками и частыми остановками на светофорах. В этих условиях двигатель вынужден большую часть дороги работать на холостом ходу, разряжая аккумулятор. Вдобавок ко всему аккумулятор разряжается во время холодного старта. А во время холостой работы генератор неспособен полноценно заряжать батарею, особенно имея “гирлянду” дополнительных нагрузок: ДХО, акустическую систему и др.
Что такое EFB аккумулятор
Технология EFB означает сокращенно Enhanced Flooded Battery. С английского языка это переводится как «усовершенствованная батарея с жидким электролитом».
Что значит маркировка EFB на аккумуляторе? Это означает, что в батарее EFB применен жидкий электролит. Усовершенствование заключается в применении толстых свинцовых пластин, размещенных в “конверты” — сепараторы из микроволокна, как в пакеты. Это позволяет снизить объем электролита. Увеличенный объем пластин позволяет получить большую емкость по сравнению с обычными аккумуляторами. Плотные сепараторы предотвращают короткие замыкания и сульфатацию при полном разряде аккумулятора. Очищенный свинец в пластинах позволяет осуществить ускоренное заряжание.
Отличие EFB и AGM аккумуляторов
Главное отличие EFB батарей от AGM — это применение жидкого сернокислого электролитического раствора. В AGM батарее раствором пропитаны стекловолоконные маты, обволакивающие свинцовые обкладки.
Кроме того, в EFB батареях в отличие от AGM:
- Применены более толстые пластины из свинца.
- Пластины размещены в плотные конверты-сепараторы из микроволокна.
- Применены технологии, снижающие стоимость в сравнении с AGM.
Почему работают дольше, чем свинцово-кислотные АКБ
В результате работы мотора большей части пути на холостом ходу в городских условиях, как было сказано выше, возникает хронический недозаряд свинцово-кислотных АКБ, серьезные проблемы с холодным стартом двигателей внутреннего сгорания. Это ведет к снижению срока эксплуатации стандартной батареи АКБ, сульфатации и коротким замыканиям между пластинами.
Малое количество электролита позволяет производить ускоренное восполнение заряда батареи генератором. Это позволяет не допустить полного разряда АКБ, что позитивно сказывается на долговечности. Размещение свинцовых пластин в ионообменных “конвертах” — сепараторах — предотвращает разрушение активного слоя аккумуляторных пластин, не допускает короткого замыкания и сульфатации свинца. Все это также способствует долговечности EFB аккумуляторов.
Где используются
Аккумуляторы с технологией EFB наиболее выгодно применять на автомобилях и других транспортных средствах, в которых требуется частый старт и остановка моторов, например, с устройством “START-STOP”. Такой режим движения очень вреден для стандартных АКБ. После частых стартов обычные аккумуляторы быстро утрачивают заряд и не успевают восполнить свою емкость. Для решения этой проблемы сначала были придуманы AGM аккумуляторы. Но они оказались слишком дорогими для такого массового применения, с почти двукратной стоимостью по сравнению с обычными АКБ. Поэтому появились ЕФБ аккумуляторы, которые в среднем стоят всего на 30% дороже обыкновенных батарей. Вместе с тем технология EFB обеспечивает возможность эффективно осуществить подбор по параметрам аккумулятора, таким как максимальная долговечность и устойчивость к полному разряду. Все это позволяет применять батареи не только в обычных автомобилях, но и в электромобилях, катерах и других видах транспорта.
Преимущества и недостатки
- Свинцовые пластины большего объема.
- Защита свинца от сульфатации пакетами из ионообменного микроволокна.
- Быстрая процедура зарядки аккумулятора.
- Увеличенный срок службы.
- Стойкость к вибрациям.
- Применение устройства перемешивания раствора электролита.
- Хорошая устойчивость при работе с высокими температурами.
- Безопасность благодаря отсутствию испарения электролита.
- Высокие характеристики пусковых токов холодного старта, благодаря чему осуществляется хороший запуск при низкой температуре.
- Несовместимость с моторами, использующими рекуперационную систему кинетической энергии торможения.
- Пониженная мощность, если сравнивать с аккумуляторами AGM.
- Повышенная стоимость по сравнению со стандартными АКБ.
Как заряжать автомобильные аккумуляторы EFB
Зарядка аккумуляторов EFB осуществляется такими же устройствами, как и любых свинцово-кислотных АКБ.
Как правильно заряжать аккумуляторы EFB? Главное, следовать инструкциям и рекомендациям производителей, соблюдать правильную полярность присоединения контактов и применять исправное зарядное устройство с напряжением, не превышающим 14,4 В.
Изучение рекомендаций производителя поможет нам быстрее разобраться в тонкостях режима зарядки батареи. Необходимо также следить за током заряда. Для этого желательно иметь на зарядном устройстве встроенные индикаторы тока и напряжения. При снижении тока ниже 2,5 А, остановки изменения силы тока и напряжения можно прекращать зарядку.
Обзор моделей отечественных и зарубежных производителей
Первыми начали применять тип АКБ EFB европейские производители для установки на передовые новинки автомобилей с устройствами “Старт-Стоп”. Позднее эту эстафету приняли отечественные фирмы, адаптируя характеристики АКБ под российские погодные условия и работу в морозном климате.
Существует целый ряд зарубежных производителей:
- Фирма TAB Magik расположена в Словении. Производит батареи аккумуляторов, устанавливаемые на грузовые и легковые автомобили.
- Varta разработала и выпустила на конвейер серию Blue Dinamik Start-Stop. В нее входят устройства с параметрами емкости 60-95 А/ч. Изюминка этой марки в применении технологии PowerFrame. Производятся устройства для автобусов, грузовых автомобилей и специального транспорта.
- Германская компания Deta выпускает АКБ EFB емкостью от 65 до 80 а/ч, с пусковым током 650 ампер.
- Известная немецкая фирма Bosch выпускает серию S5 EFB. Емкость батарей от 60 до 80 а/ч. Применяется «серебряная» технология производства.
- Компания Yuasa разработала аккумуляторы, обеспечивающие до 270000 стартов. Современная технология позволила ускорить процесс заряда батареи. Конструкция позволяет установку в подкапотном пространстве в самую жаркую погоду.
- Американская фирма Exide производит серию EFB батарей улучшенного качества. Разработчики изобрели оригинальные добавки, что повысило качество свинцовых сплавов. Электрическая емкость устройств в диапазоне от 60 до 80 а/ч.
- Компания Autopart занимается выпуском батарей для автотранспорта с наличием повышенной нагрузки на электрическую сеть. Для этого применена инновационная угольная присадка к свинцовым пластинам. Расширен срок эксплуатации. Для предотвращения взрывов применяются вкладыши. Хорошо зарекомендовали себя в морозном и жарком климате.
- Разработанные компанией Topla АКБ имеют электрическую емкость 60-90 а/ч. Превосходство характеристик достигается применением инновационного MFW-флиса на положительных пластинах. Благодаря этому не допускается разрушение слоев обмазки и повышается долговечность эксплуатации. На конструкции корпуса расположен индикатор для контроля состояния АКБ. Для повышения пожарной безопасности применен пламегаситель. Для предотвращения вытекания электролита при переворачивании использована дополнительная защита.
- Турецкий производитель Mutlu — разработал и выпустил в серию EFB АКБ. Это различные по полярности и емкости батареи в корпусах как европейского, так и азиатского стандартов.
Российские производители также набирают обороты:
- Фирма АКОМ начала производить EFB АКБ под брендом Ultimatum. Электрическая емкость 60-100 А/ч. Распространение получили АКБ AKOM EFB 65 А/ч. Позднее появилась линейка аккумуляторов ZEUS EFB с ресурсом в два раза выше, чем у стандартных АКБ, и скоростью накопления заряда на 45% быстрее. Компания АКОМ расположена в городе Жигулевске Самарской области.
- Предприятие “ТУБОР”, расположенное в городе Бор Нижегородской области, производит батареи TITAN по технологии EFB с 1999 года. Для выпуска TITAN изначально создавалось совместное предприятие с фирмой «EXIDE-TUDOR». Сначала поставлялись импортные комплектующие и осуществлялась сборка. Теперь это 100% российское предприятие с полным импортозамещением.
- Завод “Тюменские аккумуляторы” выпускает серию брендов, таких как Arctic Batbear, TYUMEN BATBEAR и т. д. Внедряются в производство технологии EFB и AMG.
Автомобильные аккумуляторы EFB — это аккумуляторы будущего. Они превосходят стандартные свинцово-кислотные АКБ как минимум двукратно по продолжительности эксплуатации. Способны переносить разрядку до нуля вольт, не теряя электрической емкости, и полностью восстанавливаться после зарядки. Производители утверждают о 240 циклах разряд-заряд. Большинство фирм дают двукратную гарантию на купленные аккумуляторы Force EFB, в среднем 4 года против 2 лет, как у стандартных АКБ. При этом цена EFB батарей демократичная — всего на 30% дороже обычных батарей.
Сейчас читают: