Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы уже стали привычными и существенно потеснили своих обслуживаемых «собратьев». Тем не менее многие продолжают эксплуатировать их по старой устоявшейся методике. В этой статье мы выясним, чем отличаются друг от друга эти типы батарей, и узнаем, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор.
Отличия необслуживаемых батарей от обслуживаемых
В продаже есть три типа необслуживаемых батарей, изготовленных по разным технологиям:
- батареи с жидким электролитом;
- AGM батареи;
- GEL батареи.
Все три типа относятся к свинцово-кислотным и имеют одинаковый принцип работы. Чем же они отличаются от обычных обслуживаемых?
С жидким электролитом
Этот тип АКБ отличается от обслуживаемого только отсутствием доступа к банкам, поскольку на корпусе аккумулятора нет контрольных отверстий, закрытых в обычных аккумуляторах пробками.
В необслуживаемом аккумуляторе невозможно измерить плотность электролита для контроля состояния АКБ или долить в банки дистиллированной воды при необходимости. Частично проблема с измерением плотности решается встроенным гидрометром, имеющим всего два положения — «нормальная плотность (заряд более 65 %)»/«низкая плотность (заряд менее 65 %)». Этот же гидрометр просигнализирует, если уровень электролита окажется ниже нормы.
AGM
Аккумулятор, выполненный по этой технологии, имеет сходную конструкцию, но между пластинами электродов расположен микропористый материал из стекловолокна. Электролит в такой батарее тоже жидкий, но он не просто налит и плещется, а находится в порах наполнителя. При этом микропоры этого материала заполнены не полностью — свободный объём используется для рекомбинации газов, выделяющихся в процессе работы АКБ.
Очевидно, что в этой конструкции замерить плотность электролита, тем более определить его уровень в банках невозможно. Преимущество же такой технологии в том, что батарея менее подвержена сульфатации, может выдерживать кратковременный глубокий разряд и заряжаться повышенными токами. Пластины AGM аккумулятора меньше подвержены осыпанию, значит, источник тока имеет больший срок службы.
GEL
В батарее гелевого типа работает всё тот же электролит, но не жидкий, а загущенный до гелеобразного состояния. Гелевая батарея, естественно, необслуживаемая может работать в любом положении (предпочтительно — в вертикальном).
Преимущества гелевой АКБ перед источниками с жидким электролитом те же, что и AGM батареи, но основные характеристики (как, впрочем, и цена) несколько выше, чем у последней.
Как правильно заряжать
Требуют ли необслуживаемые батареи периодической подзарядки, если да, то можно ли её провести в домашних условиях? Как и обычная обслуживаемая АКБ, необслуживаемая тоже требует подзарядки, и периодически её нужно делать. Поскольку измерить плотность в полностью укупоренном аккумуляторе невозможно, необходимость дозарядки определяется измерением напряжения на клеммах. Значение ниже 12,3–12,4 вольта на клеммах отключенного от нагрузки аккумулятора указывает на то, что АКБ требуется подзарядить.
Сделать это не будет сложно, но придётся учитывать некоторые особенности, несоблюдение которых приведёт к быстрому выходу из строя необслуживаемого источника тока. Прежде всего вспомним, что все необслуживаемые АКБ боятся перезаряда, который вызывает вскипание электролита с сильным газовыделением.
Выделившиеся при этом газы не успевают рекомбинировать и сбрасываются из банок при помощи отведённых клапанов. Результат — снижение уровня электролита. Поскольку потерянную воду долить в необслуживаемые банки невозможно, источник тока придётся выбросить. То же самое произойдёт и при зарядке чрезмерно высоким током.
Кроме того, при перезаряде происходит деградация пластин, их разрушение и осыпание. В гелевых АКБ в дополнение деградирует и сам гелевый электролит. Во время перезарядки батарея сильно нагревается и, как было замечено выше, кипит. Результат кипения — газообразные кислород и водород в идеальной для взрыва пропорции. Малейшая искра — и беды не миновать. Ну и, конечно, усиленное газовыделение может деформировать корпус и сами пластины — от внутреннего обрыва или замыкания до разрыва корпуса.
Таким образом, при зарядке необходимо чётко выдерживать зарядный ток, следить за напряжением на клеммах, которое не должно превышать значения, указанного производителем. Обычно для гелевых батарей оно лежит в диапазоне 14,5–14,9 В , а для AGM и батарей с жидким электролитом — 14,2–14,9. Измерения проводятся при подключенном зарядном устройстве — как только напряжение достигнет заданного значения, зарядку прекращают.
Важно! Как мы можем видеть, процесс дозарядки не особо сложный, но достаточно ответственный. Малейшее несоблюдение перечисленных правил приведёт к выходу из строя источника тока.
Каким зарядным устройством можно заряжать необслуживаемые аккумуляторы? В сети гуляет мнение, что для этих целей требуются только специальные ЗУ и ни в коем случае не те, что предназначены для зарядки обслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторов. Так ли это? Абсолютно не так.
Да, процесс зарядки от специальных ЗУ сильно упрощается — с ней справится практически каждый, не рискуя «убить» батарею. Подключил, подождал — и готово. На это и делают ставку производители ЗУ, распуская слух, что без их продукции, которая, кстати, стоит очень недёшево, зарядить необслуживаемую АКБ невозможно.
Всё возможно, поскольку для правильной зарядки нужно лишь контролировать ток и напряжение. Это можно сделать даже при помощи обычного зарядного устройства, позволяющего регулировать ток и напряжение. Если устройство не оснащено измерительными приборами, ничто не мешает использовать для этих целей внешние вольтметр и амперметр или универсальный мультиметр.
Но прежде чем начать работу, определим рекомендуемые производителям токи и напряжения именно для нашего аккумулятора. Эти значения обязательно есть в сопроводительной документации и нередко наносятся прямо на корпус АКБ.
Нас интересуют значения «Cycle use» и «Initial current». Батарею, изображённую на фото выше, можно заряжать током не выше 22,5 А до напряжения 14,5–14,9 В при подключенном зарядном устройстве. При этом учитываем, что значение «Initial current» является максимально допустимым, а не оптимальным.
Важно! Если мы не смогли выяснить эти значения, то заряжаем током 0,1 C (C – ёмкость аккумулятора в А·ч) до напряжения 14,2 В.
А теперь рассмотрим процесс зарядки при помощи обычных ЗУ с разным функционалом подробнее.
Со стабилизацией напряжения
Измеряем напряжение на клеммах батареи без нагрузки. Выставляем такое же на зарядном устройстве. Если вольтметра под рукой нет, то выбираем напряжение на ЗУ порядка 12 В. Подключаем устройство к батарее, соблюдая полярность. Увеличиваем напряжение до тех пор, пока зарядный ток не увеличится до половины значения «Initial current», или, если этот параметр неизвестен, до величины 0,1 С.
В процессе зарядки ток станет падать. Постепенно увеличиваем напряжение, пока не достигнем значения «Cycle use», следя за тем, чтобы ток не превышал первоначально установленного значения. Когда напряжение стабилизации будет доведено до значения «Cycle use», просто подождём, пока зарядный ток не снизится до величины 200 мА, что свидетельствует об окончании зарядки.
Со стабилизацией тока
Устанавливаем регулятор тока стабилизации на нулевое значение. Подключаем зарядное устройство и постепенно увеличиваем зарядный ток до половины значения «Initial current» или, если этот параметр неизвестен, до величины 0,1 С.
Постоянно контролируем напряжение на клеммах. По достижении значения «Cycle use» или 14,2 В, если этот параметр неизвестен, зарядку немедленно прекращаем.
Со стабилизацией тока и напряжения
Устанавливаем величину стабилизации напряжения на значение «Cycle use» или 14,2 В, если этот параметр неизвестен. Устанавливаем стабилизацию тока на половину значения «Initial current» или, если этот параметр неизвестен, на величину 0,1 С. Ждём, пока зарядный ток не снизится до величины 200 мА. Зарядку можно считать оконченной.
Без стабилизации
Работа с прибором почти ничем не отличается от зарядки при помощи ЗУ со стабилизацией напряжения. Единственное и очень важное отличие — по окончании зарядки (напряжение на клеммах соответствует «Cycle use» или 14,2 В, если этот параметр неизвестен, значение тока соответствует 200 мА) АКБ необходимо немедленно снять с зарядки во избежание её перезаряда.
Как рассчитать время заряда
Сколько времени займет зарядка АКБ? Всё будет зависеть от того, насколько был разряжен аккумулятор и каким током его заряжали. Чтобы рассчитать время полной зарядки, необходимо ёмкость батареи разделить на зарядный ток. К примеру, полностью разряженная АКБ напряжением 12 В, ёмкостью 60 А·ч зарядится на 100 % током 0,1 С за (60 : 6) 10 ч.
Важно. На самом деле зарядка займёт немного больше времени, поскольку КПД аккумулятора меньше 100 %. Для того чтобы накопить 60 А·ч, ей нужно получить около 70 А·ч энергии.
Если батарея была разряжена наполовину, то зарядка произойдёт вдвое быстрее – ведь ей нужно восстановить только половину ёмкости. Определить степень разрядки АКБ, как указывалось выше, можно при помощи вольтметра, измерив напряжение на клеммах при отключенной не менее чем на 2 ч нагрузке. В таблице приведены средние значения зависимости напряжения на клеммах от степени зарядки автомобильных аккумуляторов.
Зависимость напряжения на клеммах от степени зарядки АКБ
Напряжение на клеммах без нагрузки, В | Уровень заряда, % | |
малосурьмянистые (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca) | кальциевые (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca) | |
12,51–12,66 | 12,66–12,81 | 100 |
12,31–12,46 | 12,46–12,61 | 75 |
12,10–12,25 | 12,26–12,41 | 50 |
11,92–12,07 | 11,86–12,01 | 25 |
11,75–11,90 | 11,66–11,81 | 0 |
Возможно ли проверить уровень и плотность электролита
Плотность электролита в необслуживаемых аккумуляторах проверить нельзя. Как мы выяснили раньше, то, что производитель гордо называет встроенным гидрометром, больше похоже на злую шутку. А некоторые необслуживаемые батареи с жидким электролитом позволяют проверить уровень электролита. Корпус у таких аккумуляторов полупрозрачный и имеет метки максимально и минимально допустимого уровня. Если посмотреть на такую АКБ на просвет, то будет виден уровень электролита в каждой банке.
Правда, непонятно чем это нам поможет. Единственное, мы можем увериться, что АКБ пора отправлять на свалку и нет смысла её реанимировать, поскольку уровень мал и пластины сухие. К тому же измерить плотность и уровень электролита в AGM и GEL батареях по понятным причинам вообще невозможно.
Вот мы и разобрали особенности зарядки необслуживаемой АКБ. Теперь мы знаем, что при желании ее можно зарядить самостоятельно, причем для этого никаких особых и супердорогих приборов покупать не нужно.
Сейчас читают: