О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки

Аккумуляторы

Очень часто на необслуживаемых, а порой и на обслуживаемых автомобильных аккумуляторах можно встретить так называемый глазок – индикатор, который светится разными цветами. Для чего он нужен и что обозначает тот или иной цвет? Сегодня  мы выясним этот вопрос.

Как работает индикатор заряда?

Индикатор на аккумуляторе, о котором шла речь выше, является простейшим ареометром. Он предназначен для отображения состояния АКБ и примерной оценки ее готовности к работе. Чтобы лучше понять, как им пользоваться, кратко рассмотрим принцип работы этого индикатора.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки Глазок состояния аккумулятора

Такие индикаторы имеют разную конструкцию, но все имеют один принцип работы, основанный на всплытии поплавков при определенной плотности электролита. Рассмотрим однопоплавковую конструкцию.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки
Конструкция однопоплавкового ареометра 

Из рисунка мы видим, что зеленый шарик, имеющий заданный вес относительно своего размера, всплывает при определенной плотности среды и тонет, если плотность этой среды уменьшается. Предположим, плотность электролита (а это и есть среда), равняется нормальной, для заряженной АКБ – примерно 1.27. Шарик всплыл, а световод отобразил его присутствие на поверхности. Мы увидели зеленый «глазок» – батарея в порядке.

В процессе разряда аккумулятора плотность электролита в нем падает. В определенный момент (для шарика, конечно) она становится критической, и шарик тонет. Конусная линза-световод не видит его, а смотрит на корпус ареометра, который выполнен из черного пластика. Что это означает? В результате мы наблюдаем черный “глазок” – плотность электролита низкая, а значит, батарея разряжена до определенной степени. До какой – зависит от того, при какой плотности тонет шарик.

То есть у нас есть два варианта: батарея в норме или разряжена. Но есть третий вариант: уровень электролита очень низкий. В этом случае независимо от плотности шарик никак не может добраться до своего места у световода, но свет отражается уже не от черного корпуса ареометра, а от пониженного уровня электролита. Мы видим совсем другой цвет. Обычно это белый, но при загрязнении электролита он может меняться от желтого до светло-серого. В любом случае спутать его с любым другим тестовым невозможно.

однопоплавковый ареометр
Демонтированный из АКБ однопоплавковый ареометр

Есть и еще один вариант ареометра – двухпоплавковый. Здесь в работе участвуют два шарика: зеленый и красный. Основное отличие от однопоплавковой системы – присутствие кольцевой призмы, передающей изображение на световод. Поднимаясь, шарик того или иного цвета оказывается в поле зрения призмы. Если он поднимется еще выше, то из ее поля зрения он уйдет.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки
Конструкция двухпоплавкового ареометра

В зависимости от плотности электролита в поле зрения световода оказывается тот или иной шарик, при критическом снижении уровня ни один шарик не виден: один располагается слишком низко, другой – чересчур высоко.

Обозначения цветов

А теперь разберемся, какие есть обозначения цвета индикатора на аккумуляторе. Как мы выяснили, цветов в зависимости от конструкции ареометра может быть несколько.

Зеленый

Зеленый цвет индикатора присутствует во всех типах ареометров. Если «глазок» имеет такой цвет, то с батареей все в порядке, она заряжена минимум на 80%. О состоянии АКБ можно не беспокоиться.

Красный

Красный индикатор на аккумуляторе означает, что уровень электролита слишком низкий. Требуется доливка воды и связанное с этим техническое обслуживание: зарядка, проверка плотности и т. п. Такой цвет может появиться только в двухпоплавковых конструкциях. Правда, тут возникает один существенный вопрос – как произвести все эти манипуляции в необслуживаемых батареях. Похоже, производители таких батарей с индикаторами просто издеваются.

Белый

Белый цвет индикатора означает необходимость либо долить воды, либо просто зарядить аккумулятор. Все будет зависеть от типа встроенного ареометра. В однопоплавковой системе это низкий уровень, в двухпоплавковой – низкий заряд.

Черный

В однопоплавковой конструкции черный “глазок” (“лампочка” не горит) означает низкий заряд батареи. Насколько он низкий, сказать сложно. В аккумуляторах российских производителей это порядка 70%. У зарубежных он может оказаться на уровне 40-50%. В двухпоплавковых ареометрах черного цвета нет. За низкий заряд отвечает белый цвет.

Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?

Вопрос покажется странным – ведь ничто нигде не горит, но, задавая его, люди имеют в виду отсутствие реагирование агрегата на заряд-разряд. Мы уже знаем конструкцию встроенных ареометров и можем ответить на этот вопрос. Тут есть два варианта:

  1. Уровень электролита в ячейке (банке) слишком низок: заряжай не заряжай – ничего в показаниях прибора не изменится.
  2. Шарик-поплавок просто «залип». Конструкция и исполнение ареометра не предусматривает какие-либо трения, воздушные пробки и прочее. Все сделано предельно просто обычной штамповкой и отливкой.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Полезно! Если индикатор не реагирует на наши действия с зарядкой/разрядкой, просто пробуем в буквальном смысле встряхнуть аккумуляторную батарею. Поплавки оживут и покажут реальное состояние АКБ.

Как узнать, какой ареометр установлен?

Для того чтобы узнать, какой ареометр установлен в батарее и на какой цвет ориентироваться, конечно, не нужно демонтировать прибор из АКБ. Для этого достаточно просто посмотреть на сопроводительные надписи, нанесенные рядом с индикатором, и сориентироваться в цветах.

Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации, этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию

Насколько точен индикатор?

Начнем с того, что индикатор отображает состояние только одной ячейки (банки). Что творится в остальных пяти, неизвестно. Кроме того, обычно индикатор устанавливают в средние ячейки, а они меньше подвержены износу, чем крайние.

Далее, поскольку ареометр имеет один-два поплавка, то ни о какой точности вообще речи быть не может. У отечественных производителей за низкий заряд принято 70% емкости, у зарубежных – нередко 50%. То есть более-менее точно узнать степень заряда в этих диапазонах просто невозможно.

Ну и, конечно, подобные ареометры имеют простую конструкцию. В них могут создаваться газовые пробки, шарик может «залипать», что приводит не только к большой погрешности, но и к полному отказу индикатора. Таким образом, доверять встроенному в аккумулятор ареометру не стоит. Взглянуть перед поездкой под капот машины можно, но нужно быть готовым, что состояние АКБ совсем не то, какое показывает «глазок».

На этом разговор о встроенных в автомобильные аккумуляторы ареометрах можно закончить. Теперь мы знаем, как он устроен, что показывает и насколько его показаниям можно доверять.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

  1. св

    Прокомментируйте такую ситуацию:
    аккумулятор TAB POLAR 60Ah довольно новый, около года, зарядка на машине нормальная (замерял напряжение – 14,2 В), индикатор горел всегда зелёный.
    Сейчас зима, смотрю – стартер не быстро заводит. Замеряю напряжение – около 11,8 В. Приношу на зарядку: индикатор чёрный, заряжаю небольшим током (4…3 А), причём недолго, постоянно контролирую ток и напряжение (чтобы не превышало 14…14,5 В), и в течении примерно 6-ти часов зарядка почти прекращается (т.е. через 6 часов при напряжение 14,2 В зарядный ток упал до 1 А). Индикатор по прежнему чёрный, если аккумулятор слегка покачивать, виден подвижный зелёный шарик. Проверяю уровень электролита: в двух крайних банках – 47 мм от уровня верха корпуса, во второй банке, где индикатор – 43 мм, в средних – 42 мм. Какие отметки на корпусе показывают мах и мин уровня – не знаю, возможно – какие-то сдвоенные “выступы” на боковых стенках; если они, то уровень (в средних) как раз по ним. Уровень электролита (в средних) над пластинами – 19 мм.
    Ареометра нет.
    Через час после зарядки – 12,8 В.
    Характер зарядки сильно напоминает старый аккумулятор перед заменой (5 лет прослужил), только тот переставал принимать зарядку ещё быстрее, часа за 4. И индикатор у старого вёл себя точно так же. Уж подумал грешным делом: а не кинул ли меня Шинторг, подсунув точно такой аккумулятор, какой я им сдал, только малость подремонтированный (десульфатация и прочее).

    Ответить
    1. Акум Эксперт автор

      Здравствуйте! Я с удовольствием прочитал ваш развёрнутый вопрос. Первое что могу сказать, купите ареометр и «посмотрите» плотность электролита. Не совсем понял, насчет уровня электролита. Вот картинка как должно быть. Возможно у вас нужно доливать, но я не уверен, так как не совсем вас понял. Как вы меряли уровень? Смотрели на просвет?

      Ответить
      1. св

        По уровню: если ориентироваться по картинке слева, то там видно два уровня, на “средний” опирается трубочка и это, похоже, пластины, а крайние – это, надо полагать, массивная литая часть, соединяющая пластины между собой. У меня разница между ними по высоте – около 5 мм. Замеры я делал не от средней части, а от крайних, получалось в (средних банках) около 18…19 мм. Прибавим 5, и в середине получится 23…24 мм. А у вас на картинке – 10…15.
        Какой сделаем вывод? Слить лишнее (после проверки ареометром)?

        Ответить
        1. Акум Эксперт автор

          Может быть и так. Если аккумулятор не новый и его продавец мог обслуживать и перелить электролита, но сначала замерьте плотность. Если долили воды много, может быть она упала.

          Ответить
  2. Борис Никитин

    К св.
    (устоявшаяся мной норма проверки) – Если после данных действий – и плотность – норма, и напряжение – 13,7 в, то аккумулятор – хорош.
    Данные действия – на сутки (24 ч) заряд-разряд: т.е. заряд от выпрямителя (первый полупериод (60 Гц)) – 13,7 в, а разряд – второй полупериод (те же 60 Гц) – через не перегораемое сопротивление 6-7 ом, то же самое Авто лампу 21 Вт.
    И в случае, если аккумулятор хорош, далее нужно подозревать либо генератор, либо стартер. И их анализировать.

    Ответить
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector