Очень часто на необслуживаемых, а порой и на обслуживаемых автомобильных аккумуляторах можно встретить так называемый глазок – индикатор, который светится разными цветами. Для чего он нужен и что обозначает тот или иной цвет? Сегодня мы выясним этот вопрос.
Как работает индикатор заряда?
Индикатор на аккумуляторе, о котором шла речь выше, является простейшим ареометром. Он предназначен для отображения состояния АКБ и примерной оценки ее готовности к работе. Чтобы лучше понять, как им пользоваться, кратко рассмотрим принцип работы этого индикатора.
Такие индикаторы имеют разную конструкцию, но все имеют один принцип работы, основанный на всплытии поплавков при определенной плотности электролита. Рассмотрим однопоплавковую конструкцию.
Из рисунка мы видим, что зеленый шарик, имеющий заданный вес относительно своего размера, всплывает при определенной плотности среды и тонет, если плотность этой среды уменьшается. Предположим, плотность электролита (а это и есть среда), равняется нормальной, для заряженной АКБ – примерно 1.27. Шарик всплыл, а световод отобразил его присутствие на поверхности. Мы увидели зеленый «глазок» – батарея в порядке.
В процессе разряда аккумулятора плотность электролита в нем падает. В определенный момент (для шарика, конечно) она становится критической, и шарик тонет. Конусная линза-световод не видит его, а смотрит на корпус ареометра, который выполнен из черного пластика. Что это означает? В результате мы наблюдаем черный “глазок” – плотность электролита низкая, а значит, батарея разряжена до определенной степени. До какой – зависит от того, при какой плотности тонет шарик.
То есть у нас есть два варианта: батарея в норме или разряжена. Но есть третий вариант: уровень электролита очень низкий. В этом случае независимо от плотности шарик никак не может добраться до своего места у световода, но свет отражается уже не от черного корпуса ареометра, а от пониженного уровня электролита. Мы видим совсем другой цвет. Обычно это белый, но при загрязнении электролита он может меняться от желтого до светло-серого. В любом случае спутать его с любым другим тестовым невозможно.
Есть и еще один вариант ареометра – двухпоплавковый. Здесь в работе участвуют два шарика: зеленый и красный. Основное отличие от однопоплавковой системы – присутствие кольцевой призмы, передающей изображение на световод. Поднимаясь, шарик того или иного цвета оказывается в поле зрения призмы. Если он поднимется еще выше, то из ее поля зрения он уйдет.
В зависимости от плотности электролита в поле зрения световода оказывается тот или иной шарик, при критическом снижении уровня ни один шарик не виден: один располагается слишком низко, другой – чересчур высоко.
Обозначения цветов
А теперь разберемся, какие есть обозначения цвета индикатора на аккумуляторе. Как мы выяснили, цветов в зависимости от конструкции ареометра может быть несколько.
Зеленый
Зеленый цвет индикатора присутствует во всех типах ареометров. Если «глазок» имеет такой цвет, то с батареей все в порядке, она заряжена минимум на 80%. О состоянии АКБ можно не беспокоиться.
Красный
Красный индикатор на аккумуляторе означает, что уровень электролита слишком низкий. Требуется доливка воды и связанное с этим техническое обслуживание: зарядка, проверка плотности и т. п. Такой цвет может появиться только в двухпоплавковых конструкциях. Правда, тут возникает один существенный вопрос – как произвести все эти манипуляции в необслуживаемых батареях. Похоже, производители таких батарей с индикаторами просто издеваются.
Белый
Белый цвет индикатора означает необходимость либо долить воды, либо просто зарядить аккумулятор. Все будет зависеть от типа встроенного ареометра. В однопоплавковой системе это низкий уровень, в двухпоплавковой – низкий заряд.
Черный
В однопоплавковой конструкции черный “глазок” (“лампочка” не горит) означает низкий заряд батареи. Насколько он низкий, сказать сложно. В аккумуляторах российских производителей это порядка 70%. У зарубежных он может оказаться на уровне 40-50%. В двухпоплавковых ареометрах черного цвета нет. За низкий заряд отвечает белый цвет.
Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?
Вопрос покажется странным – ведь ничто нигде не горит, но, задавая его, люди имеют в виду отсутствие реагирование агрегата на заряд-разряд. Мы уже знаем конструкцию встроенных ареометров и можем ответить на этот вопрос. Тут есть два варианта:
- Уровень электролита в ячейке (банке) слишком низок: заряжай не заряжай – ничего в показаниях прибора не изменится.
- Шарик-поплавок просто «залип». Конструкция и исполнение ареометра не предусматривает какие-либо трения, воздушные пробки и прочее. Все сделано предельно просто обычной штамповкой и отливкой.
Как узнать, какой ареометр установлен?
Для того чтобы узнать, какой ареометр установлен в батарее и на какой цвет ориентироваться, конечно, не нужно демонтировать прибор из АКБ. Для этого достаточно просто посмотреть на сопроводительные надписи, нанесенные рядом с индикатором, и сориентироваться в цветах.
Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации, этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию
Насколько точен индикатор?
Начнем с того, что индикатор отображает состояние только одной ячейки (банки). Что творится в остальных пяти, неизвестно. Кроме того, обычно индикатор устанавливают в средние ячейки, а они меньше подвержены износу, чем крайние.
Далее, поскольку ареометр имеет один-два поплавка, то ни о какой точности вообще речи быть не может. У отечественных производителей за низкий заряд принято 70% емкости, у зарубежных – нередко 50%. То есть более-менее точно узнать степень заряда в этих диапазонах просто невозможно.
Ну и, конечно, подобные ареометры имеют простую конструкцию. В них могут создаваться газовые пробки, шарик может «залипать», что приводит не только к большой погрешности, но и к полному отказу индикатора. Таким образом, доверять встроенному в аккумулятор ареометру не стоит. Взглянуть перед поездкой под капот машины можно, но нужно быть готовым, что состояние АКБ совсем не то, какое показывает «глазок».
На этом разговор о встроенных в автомобильные аккумуляторы ареометрах можно закончить. Теперь мы знаем, как он устроен, что показывает и насколько его показаниям можно доверять.
Сейчас читают:
Прокомментируйте такую ситуацию:
аккумулятор TAB POLAR 60Ah довольно новый, около года, зарядка на машине нормальная (замерял напряжение – 14,2 В), индикатор горел всегда зелёный.
Сейчас зима, смотрю – стартер не быстро заводит. Замеряю напряжение – около 11,8 В. Приношу на зарядку: индикатор чёрный, заряжаю небольшим током (4…3 А), причём недолго, постоянно контролирую ток и напряжение (чтобы не превышало 14…14,5 В), и в течении примерно 6-ти часов зарядка почти прекращается (т.е. через 6 часов при напряжение 14,2 В зарядный ток упал до 1 А). Индикатор по прежнему чёрный, если аккумулятор слегка покачивать, виден подвижный зелёный шарик. Проверяю уровень электролита: в двух крайних банках – 47 мм от уровня верха корпуса, во второй банке, где индикатор – 43 мм, в средних – 42 мм. Какие отметки на корпусе показывают мах и мин уровня – не знаю, возможно – какие-то сдвоенные “выступы” на боковых стенках; если они, то уровень (в средних) как раз по ним. Уровень электролита (в средних) над пластинами – 19 мм.
Ареометра нет.
Через час после зарядки – 12,8 В.
Характер зарядки сильно напоминает старый аккумулятор перед заменой (5 лет прослужил), только тот переставал принимать зарядку ещё быстрее, часа за 4. И индикатор у старого вёл себя точно так же. Уж подумал грешным делом: а не кинул ли меня Шинторг, подсунув точно такой аккумулятор, какой я им сдал, только малость подремонтированный (десульфатация и прочее).
Здравствуйте! Я с удовольствием прочитал ваш развёрнутый вопрос. Первое что могу сказать, купите ареометр и «посмотрите» плотность электролита. Не совсем понял, насчет уровня электролита. Вот картинка как должно быть. Возможно у вас нужно доливать, но я не уверен, так как не совсем вас понял. Как вы меряли уровень? Смотрели на просвет?
По уровню: если ориентироваться по картинке слева, то там видно два уровня, на “средний” опирается трубочка и это, похоже, пластины, а крайние – это, надо полагать, массивная литая часть, соединяющая пластины между собой. У меня разница между ними по высоте – около 5 мм. Замеры я делал не от средней части, а от крайних, получалось в (средних банках) около 18…19 мм. Прибавим 5, и в середине получится 23…24 мм. А у вас на картинке – 10…15.
Какой сделаем вывод? Слить лишнее (после проверки ареометром)?
Может быть и так. Если аккумулятор не новый и его продавец мог обслуживать и перелить электролита, но сначала замерьте плотность. Если долили воды много, может быть она упала.
К св.
(устоявшаяся мной норма проверки) – Если после данных действий – и плотность – норма, и напряжение – 13,7 в, то аккумулятор – хорош.
Данные действия – на сутки (24 ч) заряд-разряд: т.е. заряд от выпрямителя (первый полупериод (60 Гц)) – 13,7 в, а разряд – второй полупериод (те же 60 Гц) – через не перегораемое сопротивление 6-7 ом, то же самое Авто лампу 21 Вт.
И в случае, если аккумулятор хорош, далее нужно подозревать либо генератор, либо стартер. И их анализировать.