Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле

Автомобильные

Вопрос установки дополнительного аккумулятора в автомобиль звучит часто. Причин такого «тюнинга» множество. В статье мы постараемся тем или иным способом этот вопрос решить. Итак, рассматриваем проблему «Как подключить 2 аккумулятора в машину».

Зачем это нужно

Начнем с причин установки второго аккумулятора в машину. Для любителей  «автозвука» она очевидна. Хорошенько погуляв на пикнике и дав послушать музыку близлежащим селам, такие «филы» не могут запустить двигатель, поскольку аккумулятор «высажен» пятисотваттной аудиосистемой в ноль.

Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле
Через пару часов такого «отдыха» на природе запустить двигатель уже не получится

Это не единственная причина. Установка второй батареи пригодится при использовании дополнительного оборудования преимущественно на стоянке – холодильника, телевизора, освещения, электроинструмента и т. п. Такой вариант позволит даже после интенсивного использования электрооборудования запустить двигатель, поскольку «лишние» потребители питались от дополнительной АКБ, а пуск будет производиться от штатной.

Где расположить второй аккумулятор

По поводу размещения дополнительного аккумулятора в машине есть несколько вариантов:

  • В моторном отсеке.
  • В салоне.
  • В багажнике.

Первый вариант, увы, мало осуществим. В большинстве своем автомобили проектируются так компактно, что даже установка АКБ большего размера, не то что второго, проблематична. Свободного места там просто нет.

Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле
«Мест нет»

В салоне. Тут тоже есть проблемы. Куда? Под ноги пассажиру? В некоторых марках авто можно использовать пространство под заднем сиденьем, но это такая редкость… Кроме того, если мы устанавливаем обслуживаемую батарею, учитываем следующее:

  • работа только в вертикальном положении;
  • вентиляция, причем не в салон, а «за борт»;
  • простой доступ к обслуживанию (замер уровня электролита, его плотности и т. п.).

Вентиляция в салоне, пусть и под сиденьями, – плохой вариант. Улетает тепло, прилетает пыль и забортные «миазмы», включая выхлопные газы. У той же «Нивы» в качестве защиты от пыли используется избыточное  давление в салоне. А мы хотим просто сделать дырку наружу в прямом смысле этого слова.

Остается багажник. На мой взгляд, оптимальный вариант. Места там достаточно, если сложить инструменты и принадлежности не навалом, а в порядке. И вы не будете дышать парами серной кислоты. Единственный, пожалуй, недостаток – большая длина силовых кабелей, но это можно пережить, потратившись один раз.

Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле
Дополнительный аккумулятор в багажнике Toyota Celica

Схемы подключения

Теперь поговорим о подключении двух аккумуляторов. Есть 3 варианта:

  • Параллельное соединение.
  • Соединение через реле.
  • Соединение через развязывающий диод.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Параллельное соединение без дополнительных устройств — преимущества и недостатки

Тут вопросов, как подключить второй аккумулятор, не возникает. Подключаем дополнительный параллельно штатному, соблюдая полярность – «плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу».

Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле
Параллельное подключение второй АКБ к штатной

Монтаж в этом случае предельно прост. Расходы только на дополнительный аккумулятор и соединительные провода. Но учитывайте несколько нюансов:

  1. Во время работы на дополнительное оборудование разряжаться будут обе батареи. При такой схеме мы просто увеличиваем емкость штатного аккумулятора. Это то же самое, как если бы мы вместо штатного на 60 А*ч поставили, скажем, 120 А*ч.
  2. Обе батареи должны быть выполнены по одной технологии (жидкий электролит, гель и т. д.), поскольку конечное напряжение зарядки у разных технологий различается.
  3. Толщина проводов, используемых для подключения дополнительного аккумулятора, должна выдерживать пусковой ток стартера, который составляет сотни ампер.
  4. Если одна из батарей в плохом состоянии, то при такой схеме включения она будет постоянно разряжать вторую, компенсируя свои проблемы «левой» подзарядкой.

Желательно (но не обязательно), чтобы обе АКБ имели одинаковую электрическую емкость. Про номинальное напряжение – 12 вольт для легковых автомобилей — говорить не будем — оно однозначно должно быть одинаковым.

Через разделительные реле

Схема подключения через разделительное реле устраняет большинство вышеуказанных проблем. В этом случае второй аккумулятор при выключенном зажигании питает только дополнительное оборудование по сети, которую назовем «бортовая 2». Если включить зажигание и запустить двигатель, дополнительная АКБ подключается к штатной бортовой сети в параллель с основной АКБ и заряжается от генератора вместе с ней.

Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле
Включение дополнительной батареи через разделительное реле

Рассмотрим работу схемы подробнее. Пока двигатель не запущен, дополнительная АКБ отключена от бортовой сети и от штатной батареи и питает дополнительную нагрузку. При этом штатный аккумулятор не разряжается.

После включения зажигания на коллектор транзистора Т1 через реле Р1 подается напряжение. Но транзистор еще закрыт, поскольку на его базе нет отпирающего напряжения, поступающего с контакта +D генератора. После пуска двигателя генератор начинает работать и на его контакте +D появляется напряжение, которое отпирает транзистор. Реле Р1 срабатывает и подключает дополнительный аккумулятор к бортовой сети, позволяя ему заряжаться вместе со штатным.

Если вы выбрали такую схему, учитывайте:

  1. Реле должно быть рассчитано на долговременную работу во включенном состоянии.
  2. Контакты реле должны выдерживать двойной ток зарядки и ток, потребляемый всей дополнительной нагрузкой. Подойдут, к примеру, УРА-70, УРА-120, УРА-200. Но стоят они как маленький одноместный звездолет.
  3. Толщина проводов выбирается также исходя из удвоенной величины тока зарядки и нагрузки.
Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле
Устройство развязки аккумуляторов УРА-200 и схема подключения с официального сайта

Как работает и зачем нужна диодная развязка

Третий вариант – использование развязывающего диода. Взглянем на схему ниже:

Схема подключения второго аккумулятора в автомобиле

В этой схеме все «левое» оборудование питается от дополнительного аккумулятора, поскольку в этом случае диод D1 заперт и энергию от основного не пропускает. Во время пуска двигателя работает основной аккумулятор, а второй по мере своих сил (если напряжение на его клеммах выше, чем на основном) помогает. После пуска двигателя заряжаются обе батареи — одна напрямую, вторая — через включенный в прямом направлении диод. Что нужно учесть при выборе такой схемы?

  1. Диод должен выдерживать двойной ток зарядки основного аккумулятора. При необходимости его устанавливают на радиатор.
  2. Сечение проводов должно быть рассчитано на двойные токи зарядки АКБ и двойные токи потребления дополнительной нагрузкой.
  3. Чем провода короче, тем меньше падение напряжения на них.
  4. Второй аккумулятор должен быть выполнен по той же технологии, что и первый.
  5. Из-за падения напряжения на диоде напряжение на основном аккумуляторе будет на 0.5-0.7 В ниже. Некритично при исправном генераторе и реле регуляторе, но учесть стоит.

Мы выяснили, как подключить второй аккумулятор в автомобиле. Для большинства автолюбителей эта проблема неактуальна, но в некоторых случаях информация может быть полезной.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector