Как правильно заряжать Ниссан Лиф?

Автомобильные

В последние годы электромобили приобретают всё большую популярность в мире, и Россия не исключение. Автомобиль с электроприводом и российскими номерами — уже давно не редкость. В этой статье мы узнаем, как и где можно заряжать Nissan Leaf.

Способы зарядки

Автомобиль Ниссан Лиф оснащён двумя портами, спрятанными в специальном лючке на передней части кузова, который открывается из салона.

Кнопка люка питания
Кнопка открытия люка питания 

Один порт рассчитан на зарядку переменным током с напряжением 220 В, которую можно произвести даже дома при наличии относительно мощной розетки. Второй — постоянным током, выдаваемым специализированными зарядными станциями.

порты для зарядки
Для зарядки электромобиля служат два порта 

Эти два порта поддерживают три способа зарядки Nissan Leaf:

  1. Обычная — от сети 220 В переменного тока.
  2. Ускоренная — постоянным током.
  3. Суперускоренная SuperCharge (постоянным током).

Зарядка штатным зарядным устройством

В комплекте с автомобилем идёт штатное зарядное устройство, которое позволяет заряжать аккумулятор от обычной сети 220 В.

Зарядка
Зарядное устройство автомобиля Nissan Leaf 

На фото показан прибор с европейской вилкой, но если автомобиль был выпущен для продажи в США, то вилка будет иметь другой стандарт и, естественно, к нашим розеткам не подойдёт.

 usa зарядка

Американское зарядное устройство

Если у нас «чужая» вилка, то её придётся заменить на «свою», выдерживающую ток минимум 16 А — тут дешёвое «что попало» не подойдёт. Сделать это несложно, но нужно иметь в виду, что в штатной вилке установлен датчик температуры, который следит за состоянием контактов разъёма и питающего провода. Его нужно будет перенести в новую.

Важно! И вилка, и розетка должны иметь заземляющие контакты. Если адаптер не найдёт контура заземления, он просто не включит зарядку.

Итак, подключаем зарядное устройство к сети 220 В. На корпусе модуля загорается зелёный светодиод Ready (готов).

Индикаторы зарядного
Индикаторы состояния зарядного устройства автомобиля Nissan Leaf

Теперь можно подключить зарядное устройство к автомобилю, используя порт SAE J1772. Автомобиль просигналит, а на его контрольной панели будет отображаться процесс зарядки и состояние батареи. Как только все три светодиода состояния аккумулятора будут светиться, процесс можно считать оконченным. Время полной зарядки таким методом «пустого» аккумулятора на 24 кВт составит около 8 часов.

Ещё один вопрос, который можно часто услышать от будущих владельцев электромобиля: «Как зарядить автомобиль, если я живу в обычной квартире?». Если квартира действительно обыкновенная и проводка в ней новая, то без проблем. В процессе зарядки энергопотребление составляет 3 кВт. Это значит, что розетке потребуется отдать ток 13–14 А.

В принципе, любая качественная розетка с этим справится, если, конечно позволит счётчик и вводные автоматы. Ну и не забываем про заземление. А если в доме электроплита, то уж её розетка справится однозначно.

Единственная проблема — этажность. Если мы живём, скажем, на третьем этаже, то штатной длины зарядного устройства (6 м) явно не хватит — понадобится удлинитель с кабелем приличного сечения вместо провода. В противном случае на удлинителе будет слишком большое падение напряжения и зарядка либо замедлится, либо вообще отключится.

Как заряжать быстрее?

Бытовая розетка — это, конечно, удобно. Но 8 часов… Ну пусть не 8, пусть 6 (едва ли мы разрядим батарею в ноль — что-то же в ней останется), но всё равно долго. Если впереди целая ночь — пойдёт. А если времени в обрез и ждать 8 часов не получится? В этом случае мы можем воспользоваться вторым разъёмом — CHAdeMO. Он, как мы уже выяснили, поддерживает режимы «быстро» и «очень быстро», но работать с ним могут только специальные зарядные станции на базе стандарта OPEN EVSE.

Станция
Станция быстрой зарядки для Nissan Leaf

Такую станцию при желании можно купить и установить у себя дома, в гараже, на стоянке. Стоить удовольствие будет в пределах 700–1 000 евро в зависимости от возможностей устройства и его функционала.

При покупке необходимо выяснить, в каких режимах станция может работать и к какой сети подключаться. Показанная на фото выше, к примеру, может работать в трёх режимах потребления от источника — 8 А (одна фаза), 16 А (одна фаза) и 32 А (три фазы). В первом случае время зарядки составит 12 ч., во втором — 6 и в третьем 3.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Конечно, ни о какой быстрой зарядке в первом режиме и речи быть не может. Он предусмотрен конструкторами на случай, если проводка в доме слабенькая, а зарядиться очень нужно.

Если покупать станцию желания нет, то можно воспользоваться услугами стационарных зарядных станций. Чтобы найти ближайшую к вам или к вашему городу, нужно зайти на сервис PlugShare, отыскиваем ближайшую заправку для электромобилей на карте, едем и заряжаемся. Plugshare доступен как из браузера вашего компьютера, так и в виде мобильного приложения для iOS и android.

Результат поиска
Результат поиска зарядных станций через сервис PlugShare 

Такие «запасные аэродромы» могут находиться не только на специализированных «электрозаправках», но и на обычных АЗС, в автосервисах, автомойках, кафе — везде, где есть излишки электроэнергии.

К сожалению, подавляющее большинство «заправок» сети платные, причём тарифы в разы больше, чем те, по которым мы живём. При зарядке в ускоренном режиме и режиме SuperCharge (полная зарядка в течение 3 часов) можно даже столкнуться с поминутной тарификацией. Исключение могут составлять привычные розетки, установленные добрыми самаритянами и владельцами частных заведений, желающими привлечь клиентов.

Прежде чем подключиться к зарядной станции SuperCharge с поминутной тарификацией, имеет смысл узнать, каким зарядным модулем оснащён наш автомобиль. Если на 6,6 кВт, то это будет действительно очень быстрая зарядка — полная за 3 часа. Если же модуль на 3,3 кВт, то время зарядки увеличится вдвое независимо от возможностей зарядной станции, превратившись в обычную быструю зарядку. А это значит, что за то же количество полученной энергии мы отдадим вдвое больше — платим же за время.

Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Это не совсем так. Обычно потарифные «заправки» оснащаются станциями разной мощности или универсальными. Если наш модуль рассчитан на 3,3 кВт, просто заказываем у оператора более низкий тариф и спокойно заряжаемся меньшим током, который будет ограничиваться станцией согласно тарифу.
поминутная тарификация
На этой украинской станции действует поминутная тарификация 

Таким образом, пользоваться зарядными станциями сети абсолютно невыгодно. Зарядка от них оправдывает себя только в том случае, если аккумулятор садится, а возможности воспользоваться услугами привычной розетки нет. Ну и «заливать полный бак» на таких точках, конечно, не стоит. Достаточно взять столько энергии, чтобы дотянуть до собственной розетки.

Пункт зарядки
Пункт зарядки электромобилей

Стоимость зарядки автомобиля на 100 км пробега

Насколько ездить на электроэнергии выгодней, чем на бензине, и выгоднее ли вообще? Стоимость одного литра бензина Аи-92, к примеру, в Москве, составляет 40 рублей плюс-минус, в зависимости от скупости продавца. Один киловатт (кВт) электроэнергии в той же Москве при однотарифном счётчике составляет 5,47 руб./кВт. Если счётчик двухтарифный, то 6,29 руб. и 2,13 руб. днём и ночью соответственно.

Для пробега в 100 км автомобилю среднего класса с двигателем внутреннего сгорания понадобится примерно 8-10 л топлива (зависит от модели и мощности двигателя). Пусть 8. В этом случае стоимость пробега в 100 км составит 320 рублей.

Для того чтобы проехать те же 100 км, электромобилю Nissan Leaf необходимо затратить 20 кВт электроэнергии. 20 х 5,47 = 109 рублей. Это при однотарифном счётчике. Если у нас счётчик двухтарифный, а заряжаться мы будем с 23:00 до 7:00 утра, то удовольствие обойдётся в 20 х 2,13 = 42 рубля. Если же у нас однотарифный счётчик, а дом оборудован электроплитами, то стоимость одного кВт·ч снижается до 1,5 руб., а расходы будут составлять 30 рублей на 100 км пробега.

Но тут есть ещё один момент. Батарея не вечна, и её, очевидно, рано или поздно придётся заменить. Замена отработанной на новую Nissan Leaf 2011-2015 годов выпуска обойдётся нам ориентировочно в $5 500. При этом старую батарею у нас заберут, так что подставку под телевизор или бесперебойник из неё сделать не получится.

Батарея
Батарея Nissan Leaf

Деньги приличные, потому интересно узнать, сколько прослужит батарея и как часто её надо менять? Читаем заявление, выданное управляющим директором Renault-Nissan Energy Services Франциско Каррансом:

«Электрокар Nissan Leaf при выпуске получает от производителя расчётный срок службы в 10 лет, а батарея — 22 года».

Итак, аккумулятор будет работать без перебоев на 12 лет дольше, чем машина. Это значит, что если правильно эксплуатировать электромобиль, то, скорее всего, аккумулятор вообще не придётся менять.

Все эти расчёты, конечно, справедливы только в том случае, если мы заряжаемся от собственной розетки. Зарядка на специальных, особенно SuperCharge, станциях обойдётся много дороже, а стоимость полученной таким образом энергии может сравняться, а то и превысить стоимость бензина.

Как не нужно заряжать

Если мы хотим, чтобы батарея и автомобиль в целом отслужили нам весь срок, то стоит придерживаться некоторых несложных правил:

  • Не допускаем перегрева батареи — контролируем температуру в процессе езды и при зарядке, особенно если она быстрая. Повышенная температура батареи ведет к скорой её деградации.
  • Если есть возможность, то после большого пробега даём батарее остыть и лишь потом ставим на зарядку. Ведь аккумуляторы нагреваются не только при разрядке, но и при зарядке.
  • Не злоупотребляем SuperCharge зарядкой. Пользуемся этим режимом только по необходимости. Чрезмерно быстрая зарядка ведёт к перегреву батареи, большие зарядные токи увеличивают скорость химических процессов, которые тоже здоровья аккумулятору не добавят.
  • Не злоупотребляем режимом рекуперации. К примеру, буксировать автокар и долго заряжать его батарею рекуператором — не самый удачный вариант. Электрооборудование автомобиля не предназначено для работы в длительном режиме, и вероятность выхода его из строя достаточно велика. Это примерно то же, что проехать десяток километров на стартере бензинового авто, предназначенном только для пуска двигателя.
  • Не используйте самопальные зарядки, только фирменные.

Вот и всё по теме правильной зарядки аккумулятора электромобиля Nissan Leaf. Теперь мы знаем все варианты зарядки, предусмотренные производителем, и сможем самостоятельно выбрать нужный режим пополнения энергии.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.