Клеммы аккумуляторной батареи – одно из самых слабых мест бортовой электросети. Без надлежащего ухода они быстро окисляются, начинают греться и, в конце концов, выходят из строя. В этой статье мы выясним причину таких отказов и самостоятельно заменим клеммы автомобильного аккумулятора.
Почему портятся и разрушаются контакты аккумулятора и наконечники проводов
Основная причина выхода клемм и наконечников из строя – их окисление и отсутствие обслуживания (чистка, подтяжка и пр.). Каким бы герметичным ни был аккумулятор, его «внутренности» все равно соединяются с внешней средой – или через специальные клапаны, или через отверстия в пробках, если АКБ обслуживаемая. В процессе работы вода в электролите частично разлагается на водород и кислород, которые, выходя в окружающую среду, захватывают с собой частицы серной кислоты. Весь этот «коктейль» в тех или иных количествах всегда присутствует в подкапотном пространстве.
Даже новый и плотно установленный наконечник не имеет полного контакта с клеммой аккумуляторной батареи. Кое-где образуются небольшие щели, в которые попадают пары электролита. Под действием тока в этих местах начинается гальваническая реакция, которая окисляет материал наконечников и со временем разрушает их.
Дело усугубляет неправильная эксплуатация АКБ или нарушение герметичности корпуса батареи в районе клемм. В первом случае аккумулятор «кипит», усиленно выделяя пары кислоты, во втором кислота забирается на клеммы через микротрещины.
Следующая причина разрушения наконечников – плохая затяжка. В этом случае плохой контакт не только способствует быстрому окислению, но и приводит к нагреву, который может вывести из строя не только клеммы, наконечники и силовые провода, но и всю батарею.
И последняя причина – чрезмерная затяжка. Многие автовладельцы затягивают наконечники что есть силы, полагая, что таким образом улучшают контакт. Да, это так, но перетягивая наконечник, мы своими руками его разрушаем – появляются трещины, деформация. Нередко перетянутая деталь просто разваливается.
Как поменять клеммы на проводах
Итак, вы решили поменять клеммы на проводах (наконечники) самостоятельно. Прежде чем приступать, необходимо правильно выбрать наконечники. Поэтому сначала разберемся, какими они бывают и чем отличаются друг от друга.
Какими они бывают
Прежде всего, материал. Это может быть свинец, медь, медные сплавы (обычно латунь) и сталь, гальванически покрытая медью.
Свинцовый предпочтительнее, потому что металл пластичный и хорошо обжимает клемму. Кроме того, он не образует гальванической пары, поскольку клеммы аккумулятора тоже свинцовые.
Латунь и медь прочнее и долговечнее, хотя стоят дороже. Такие наконечники выгодно отличаются тем, что позволяют качественно зажать силовой провод. Да и разваливаются они реже.
Что касается стальных, то, во-первых, гальваническое покрытие, как правило, быстро облазит. Во-вторых, «сталь» для производителя – понятие растяжимое. Что туда мешают, неизвестно, но встречаются экземпляры (обычно бюджетный вариант), которые можно переломить голыми руками. Чуть потянул ключом, и из одного получилось два.
Теперь по размерам. На рисунке ниже хорошо видно, что существуют наконечники «Евро» и «Азия», имеющие разные внутренние диаметры. Причем эти диаметры зависят и от того, положительная ли это или отрицательная клемма.
Таким образом, прежде чем идти в магазин, необходимо выяснить, какие конкретно наконечники вам нужны, поскольку поставить одни вместо других не получится.
И последний момент – количество и тип клемм для подключения силовых проводов. Самый простой вариант наконечников позволяет подключить только один провод. На фото ниже он зажимается стальной планкой.
Вместо планки для крепления провода может использоваться и простой болт. В этом случае на силовой провод нужно наклепать соответствующий наконечник.
Во многих современных автомобилях аккумулятор подключается к бортовой сети несколькими проводами. Понадобится наконечник с несколькими клеммами для подключения проводки. Подсчитываем число проводов на своем автомобиле и обязательно смотрим на их сечение. В слишком большом посадочном месте провод не ужмется, в маленькое не влезет.
Если вы часто снимаете аккумуляторную батарею, выбирайте быстрозажимные наконечники. Они дороже, зато позволяют отключить и подключить аккумулятор в считанные секунды.
И последний вариант – купить комплект уже с проводами. Он будет полезен, если ваша проводка для подключения АКБ в плачевном состоянии. Но тут есть одно «но». Придется искать комплект именно для своей марки и модели автомобиля. В противном случае вы рискуете «пролететь» с количеством проводов и их длиной.
Пошаговая инструкция
Если наконечники выбраны и куплены, можно приступать к замене.
- Отключаем и снимаем аккумулятор.
Тут особых трудностей нет, но если вы раньше этого не делали, то рекомендуем прочесть статью «Как снять и поставить аккумулятор в машину». - Демонтируем старую клемму.
Если она литая из свинца, то можно ее просто расплавить. Заржавевшие винты, которые «никак», прокапываем керосином или специальной жидкостью. - Осматриваем и подготавливаем провод.
Если на нем есть следы коррозии (белый или зеленоватый налет), чистим металлической щеткой до блеска и промываем в слабом растворе пищевой соды для нейтрализации кислоты. Восстанавливаем изоляцию, если она нарушена. Это можно сделать поливинилхлоридной трубкой или термоусадкой. Если жилы сильно повреждены, то придется разрушенную часть отрезать. Но прежде чем это делать, необходимо убедиться, что укороченный провод дотянется до клеммы аккумулятора. - Монтируем новый наконечник.
Могут понадобиться как обычные гаечные ключи, так и специальные многогранники (см. примеры выше) – это нужно предусмотреть заранее. - Устанавливаем на место АКБ, надеваем на его клеммы новые наконечники, затягиваем.
Все соединение покрываем специальной смазкой для электрических контактов или любой густой автомобильной смазкой. Это предотвратит их преждевременное окисление. - Проверяем работу.
Запускаем автомобиль, проверяем наличие зарядки, отсутствие нагревания клемм АКБ и работу всего электрооборудования.
Можно ли восстановить выводы АКБ
В некоторых случаях вместе с наконечником (или вместо него) разрушается клемма батареи. Это серьезная неисправность, но имея определенную сноровку и неисправный аккумулятор для получения практических навыков, частично разрушенные клеммы можно восстановить. Суть – в наварке нового свинца на старую клемму. Специалисты для этих целей используют жестяную форму, обычный сварочный аппарат, а в качестве электрода – угольный стержень.
Важно! Операция ответственная. Наплавляя клемму, легко перегреть и вывести из строя всю батарею. Но если вы все же решитесь, предварительно прочтите статью «Как восстановить клеммы своими руками».
Вот мы и выяснили, как можно заменить наконечники для подключения АКБ своими руками. Операция несложная, но ответственная. Надеемся, что эта информация будет не только интересна, но и полезна.
Сейчас читают: