Маркировка аккумуляторов предназначена для донесения очень важной информации до тех, кто решил приобрести новый источник питания. Свои стандарты в этой области имеются у российских, европейских, американских, азиатских производителей. Наша статья поможет разобраться в этих шифрованных записях.
Основные характеристики АКБ
Маркировки АКБ содержат сведения о таких характеристиках этих изделий, как:
- размеры;
- емкость;
- номинальное напряжение;
- вес;
- величина тока холодной прокрутки;
- соответствие тому или иному стандарту.
Как правило, все перечисленные параметры замеряются производителем при температуре около 25 °С.
Какие данные можно узнать из маркировки
Чаще всего маркировка аккумулятора автомобиля позволяет узнать следующие сведения:
- в какой стране изготовлен источник питания;
- емкостные характеристики;
- тип;
- когда изготовлен;
- какой полярности контакты на аккумуляторе;
- сколько банок соединено параллельно;
- для легковых автомобилей он предназначен или для грузовых.
У всех мировых стандартов имеются общие черты, но при этом все они чем-то отличаются друг от друга.
Расшифровка маркировок
На каждую АКБ наносится информация в соответствии со стандартом, действующим в стране-производителе. Разберемся, что означают российские, европейские, американские и азиатские маркировки автомобильных аккумуляторов. Общей для всех является расшифровка маркировки 12V 80Ah 800A. Речь тут идет об двенадцати вольтовом аккумуляторе, имеющем емкость 80Ач и способным выдавать ток холодной прокрутки в пределах 800 ампер.
Отечественные АКБ
Российские компании, специализирующиеся на изготовлении аккумуляторов, маркируют их в соответствии с ГОСТ 959 91 (DIN 43559). Согласно предъявляемым им требованиям, маркировка состоит из четырех категорий, каждая из которых содержит определенную информацию:
- Количество собранных воедино банок. Как правило, их не больше шести.
- Буквы информируют о типе батареи. Например, СТ означает «стартерная».
- Емкостные характеристики в ампер-часах.
- Материал, который использовался для изготовления корпуса, и состояние АКБ.
Чтобы стало понятней, рассмотрим конкретный пример 6СТ-60АЗ:
- 6 — количество банок;
- СТ — стартерная батарея;
- 60 — количество Ач;
- А — все элементы под одной крышкой;
- З — электролит залит и выполнена зарядка;
- EN — наличие этих двух букв говорит о соответствии изделия европейским стандартам.
В последних буквах может содержаться следующая информация:
- А — наличие общей крышки;
- З — в батарею залит электролит, и она несет полный заряд;
- М — при изготовлении корпуса использовалась минеральная пластмасса;
- П — сепараторы из микроволокна или полиэтилена;
- Т — корпус из термостата;
- Э — эбонитовая оболочка.
В маркировке отсутствуют сведения о величине пускового тока, но они все равно имеются на других этикетках. Напротив основной этикетки имеется маркировка, для нанесения которой используется лазерная перфорация типа 122019, означающая месяц и год выпуска изделия. В приведенном примере это декабрь 2019 года.
Европейские аккумуляторы
Производители аккумуляторов в странах Европы используют два стандарта:
- European Typical Number (ENT), считающийся международным;
- Deutsche Industri Normen (DIN), используемый немецкими компаниями.
Код стандарта ENT составляют 9 цифр, также разделенные на 4 части:
- Первой цифрой обозначается емкостные характеристики в определенном диапазоне:
- 5 — менее 99 Ач;
- 6 — 100÷199 Ач;
- 7 — 200÷299 Ач.
- Двумя следующими цифрами на АКБ обозначена его емкость.
- Следующие 3 информируют о конструктивных особенностях.
- Заключительными тремя цифрами отображается величина пускового тока. Но для получения точных данных необходимо к двум последним цифрам прибавить 0. То есть сочетание 050 говорит о том, что пусковой ток равен пятистам амперам.
В дополнение к основному коду на корпус батареи наносятся рисунки и пиктограммы, повествующие о ее совместимости с разнообразным оборудованием, материалах, из которых она изготовлена, наличии системы «Старт-Стоп».
Немцы оформляют свою продукцию по стандарту DIN, состоящему из пяти цифр. Их разбивают на 3 группы:
- Первая также обозначает диапазон емкости, но он несколько отличается от предыдущего:
- 5 — до ста ампер-часов;
- 6 — до двухсот ампер-часов;
- 7 — свыше двухсот ампер-часов.
- Вторая и третья — точная величина емкости батареи.
- Четвертая и пятая — класс, в котором учитываются размеры, полярность, а также тип корпуса, внутренних элементов и крепежей крышки.
Величина пускового тока также размещается отдельно.
Американский стандарт
На территории Америки действует стандарт SAE J537. Он состоит из одной литеры и пяти цифр на АКБ. Буквой подтверждается вид транспорта, на котором можно эксплуатировать данный аккумулятор. Буква А на фото означает, что АКБ предназначен для автомобилей. Двумя первыми цифрами обозначаются габариты, которые можно узнать по таблице. В нашем случае это 260×173×205 мм. 650 — значение пускового тока.
Азиатские аккумуляторные батареи
Для выпускаемой в азиатском регионе продукции не существует единого стандарта, но основная масса компаний придерживается японского JIS. По всеобщему признанию азиатский тип относится к числу самых сложных. Чтобы европейцу разобраться с азиатскими значениями, необходимо предварительно ознакомиться с некоторыми нюансами. Например, корейская или японская батарея с емкостью 110 Ач идентична европейской девяностоамперной батарее.
Для маркировки по стандарту JIS используются 6 символов, разбитых на 4 группы:
- Пара первых цифр — емкость. Но надо помнить, что в данном случае это значение получается после умножения фактической емкости на установленный коэффициент, зависящий от нескольких показателей.
- Под литерой скрывается информация о габаритах. Всего используется 8 букв:
- A — 125 × 160 мм;
- B — 129 × 203 мм;
- C — 135 × 207 мм;
- D — 173 × 204 мм;
- E — 175 × 213 мм;
- F — 182 × 213 мм;
- G — 222 × 213 мм;
- H — 278 × 220 мм.
- Две следующие цифры — длина в сантиметрах.
- Буквами R или L обозначают установленную полярность.
Кроме того, перед маркировкой или после нее могут присутствовать следующие аббревиатуры:
- SMF (Sealed Maintenance Free) обозначается необслуживаемая батарея;
- AGM (Absorbent Glass Mat) — необслуживаемый аккумулятор, изготовленный по технологии AGM;
- GEL — необслуживаемый источник питания, собранный с использованием GEL технологии;
- MF (Maintenance Free) — батарея, требующая обслуживания;
- VRLA — необслуживаемая АКБ с клапанами, используемыми для регулировки давления.
Сейчас читают: