Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор

Батарейки

Появившиеся относительно недавно литиевые технологии постоянно совершенствуются. У литиевых батарей увеличивается ёмкость, снижаются габариты, повышается безопасность использования. В этой статье мы поговорим о последней разработке в этой области – литий-железо-фосфатной (LiFePo4 или LPF). Как правильно заряжать LiFePo4 аккумуляторы и какое зарядное устройство лучше использовать? Сегодня мы постараемся это выяснить, а заодно сделать зарядное устройство для фосфатного аккумулятора своими руками.

Общие требования к условиям и параметрам зарядки

Прежде чем выяснить, как зарядить LiFePo4-аккумулятор, поговорим о его особенностях. Несмотря на то что он относится к литий-ионному типу, его конечное напряжение заряда составляет 3.65 В вместо привычных нам 4.2 В. Разряжать LFP ниже 2.5 В нельзя, при 2.0 элемент выходит из строя. Перезаряд, как и любого литиевого АКБ, тоже недопустим, хотя до возгорания дело не доходит.

Каким током заряжать.
Тут все как обычно – оптимально 0.2-0.3С, но при необходимости ток можно увеличить до 0.5 и даже 1С. Хотя такой ускоренный режим считается нормальным, не злоупотребляйте им.

Как правильно заряжать.
Заряжают LiFePo4 так же, как и все литий-ионные – в два этапа. Сначала идет зарядка постоянным стабилизированным током. Когда батарея зарядится на 90-95%, зарядку ведут постоянным напряжением (метод IU). Заряд LiFePo4-аккумуляторов считается законченным, когда напряжение на клеммах каждой ячейки (если это батарея) достигнет напряжения 3.65 В.

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
График, поясняющий правильный режим зарядки литий-железофосфатного аккумулятора*

* Временные интервалы на графике показаны условно

Когда заряжать.
LiFePo4-аккумуляторы, как и все литиевые, не имеют эффекта памяти. Поэтому их можно подзаряжать при любом уровне оставшейся энергии. Единственное, не стоит разряжать батарею «в ноль», выжидая срабатывания защиты. Производитель рекомендует ставить АКБ на подзарядку при разряде на 80-85%. Но и «в ноль» (точнее, до 2.5 В на ячейку!), если сильно нужно, разряжать лифер допустимо.

Температура.
Литий-железофосфатные батареи боятся перегрева. Хотя они и не взрываются, как их старшие собратья, но вполне могут тихо «умереть» или как минимум потерять ёмкость при сильном нагреве. Поэтому в процессе заряда контролируют и температуру. При нагреве корпуса ячейки выше 55 градусов Цельсия процесс нужно прекратить либо снизить зарядный ток до остывания батареи.

Количество отданной энергии у литий-феррофосфатных батарей зависит от температуры окружающей среды. Нормальной считается температура +20…35 °С. При минусовых она существенно падает. К примеру, зарядив АКБ на 100% при +25 , при -20 мы сможем забрать только половину этой энергии. После прогрева «потерянная» энергия вернется на место.

График, поясняющий правильный режим зарядки литий-железофосфатного аккумулятора*

Зависимость доли отданной емкости от температуры окружающей среды

Зарядка на хранение.
Для длительного хранения феррофосфатные аккумуляторы и батареи заряжают до 60-70%, ориентируясь на ток, напряжение на клеммах и время заряда. Цикл зарядки стабилизированным напряжением при этом не проводится. Поскольку все аккумуляторы имеют саморазряд, их нужно периодически подзаряжать. Профилактический заряд LiFePo4-аккумуляторов нужно делать примерно раз в 3-4 месяца. Хранить при комнатной температуре.

Важно! Еще одна особенность LiFePo4 ъ-элементов – стабильное напряжение в процессе заряда и разряда, которое держится близко к уровню 3.2 В. Лишь в конце разрядки оно резко падает до 2.5-2.6 В и поднимается по окончании зарядки до 3.6 В. Поэтому определить уровень заряда по напряжению сложно, хотя и можно, если использовать высокоточные измерительные приборы и ориентироваться по емкости, току и времени зарядки (разрядки).

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
Зависимость напряжения на клеммах литий-железо-фосфатных батарей от степени разрядки (слева) и зарядки

О сборках из последовательно или параллельно соединенных аккумуляторов

Часто аккумуляторы соединяют в аккумуляторные батареи. При этом последовательное соединение увеличивает выходное напряжение батареи, а параллельное – электрическую ёмкость. На рисунках ниже изображены батареи на напряжение 12.8 В емкостью 2.5 А*ч и на напряжение 3.2 В емкостью 10 А*ч. Количество запасаемой энергии у них одинаковое:

Энергия = ёмкость х напряжение = 12.8 х 2.5 = 3.2 х 10 = 32 Вт* ч

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
Последовательная сборка
Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
Параллельная сборка аккумуляторов

Не менее часто используют смешанное включение. При нем последовательно соединяют сборки (модули) параллельно включенных ячеек. Получается увеличение как напряжения, так и ёмкости.

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
Пример смешанного включения по схеме S43P

При последовательном включении необходим узел балансировки. Его задача – выравнивание уровня заряда всех ячеек. Балансировка выполняется в процессе зарядки АКБ. Параллельное включение отдельного балансира не требует – включенные таким образом аккумуляторы воспринимаются балансиром как одна ячейка.

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
Балансир обеспечивает одинаковый уровень зарядки всех модулей сборки S42P

Часто и LiFePo4-аккумуляторы, и батареи оснащаются специальными контроллерами BMS. Они следят за тем, чтобы аккумуляторы не перезаряжались, не перегревались, не перегружались по току и не разряжались ниже минимально допустимого напряжения. Нередко в состав такого контроллера входит и балансир.

При последовательном соединении зарядное напряжение увеличивают исходя из величины 3.65 В на ячейку (банку). При параллельном напряжение остается 3.65 В, а ток растёт соответственно увеличению ёмкости (ном. – 0.2-0.3С, макс. – до 1С). При смешанном подключении повышают как ток, так и напряжение.

Рейтинг зарядных устройств для “лиферов”

Как правильно заряжать литий-феррофосфатные батареи («лиферы»), мы выяснили. Но чем заряжать LiFePo4, чтобы не сидеть над аккумуляторной батареей или отдельным аккумулятором с вольтметром и амперметром часами? Для этих целей используют автоматическое зарядное устройство. Причем не обычное, а именно для LiFePo4.

Оказывается, есть и такие, с выбором тока и напряжения. Настроил, подключил, подождал, получил полностью заряженную АКБ. Ниже мы приводим рейтинг ЗУ для литий-феррофосфатных аккумуляторов и батарей. Он поможет вам сделать правильный выбор.

1. Skyrc Imax b6 mini

Это универсальное устройство называют тестером. Благодаря широким возможностям оно популярно среди специалистов и любителей, занимающихся ремонтом и обслуживанием АКБ.

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
Skyrc Imax b6 mini
цена/качество
9
функциональность
10
надежность
9
популярность
8
Итого
9
большой ток зарядки
универсальность
компактность
встроенный балансир
возможность разрядки АКБ
нужен внешний БП
сложная настройка

Ориентировочная на 2022 г. цена, руб. – 3 500.

2. MiBoxer C8

Устройство удобно тем, что позволяет зарядить одновременно до 8 аккумуляторов разного типоразмера. Единственное, отпугивает цена, но судя по качеству и надежности она себя оправдывает.

Как заряжать литий-железо-фосфатный аккумулятор
MiBoxer C8
цена/качество
7
функциональность
7
надежность
8
популярность
9
Итого
7.8
большое количество одновременно заряжаемых элементов
есть режим восстановления
возможность запитать от бортовой сети авто
возможность одновременной зарядки элементов разной емкости
не работает с батареями аккумуляторов

Ориентировочная на 2022 г. цена, руб. – 2 900.

3. Liitokala Lii PD4

Устройство поддерживает зарядку одновременно четырех банок разного типоразмера и емкости. Привлекает автоматическая работа, включая выбор типа элемента, и многофункциональная защита.

Liitokala Lii PD4

цена/качество
5
функциональность
6
надежность
6
популярность
10
Итого
6.8
невысокая для функционала цена
автоматический выбор типа аккумулятора
защита от зарядки батареек
широкий список поддерживаемых типоразмеров
не работает с батареями аккумуляторов

Ориентировочная на 2022 г. цена, руб. – 1 750.

4. Hyundai HY 410

Это ЗУ полезно автолюбителям, использующим в своих машинах как свинцовые, так и феррофосфатные АКБ. Увы, прибор не работает с отдельными аккумуляторами, а ток зарядки маловат.

Hyundai HY 410

цена/качество
8
функциональность
4
надежность
5
популярность
5
Итого
5.5
многоступенчатая зарядка
буферный режим
простота использования
малый зарядный ток для автомобильной АКБ
не работает с аккумуляторами
из литиевых поддерживает только LiFePo4

Ориентировочная на 2022 г. цена, руб. – 2 600.

5. LiitoKala Lii-S1

Простое и недорогое устройство для зарядки одного аккумулятора разных типоразмеров. Для подзарядки отдельных элементов вполне подойдет, тем более за такую демократичную цену.

LiitoKala Lii-S1

цена/качество
4
функциональность
4
надежность
5
популярность
3
Итого
4
невысокая стоимость
зарядка полностью разряженных элементов
простота работы
широкий список поддерживаемых типоразмеров
зарядка только 1 элемента
фиксированный ток зарядки

Ориентировочная на 2022 г. цена, руб. – 650.

Для удобства дополнительно сведем в таблицу основные характеристики вышеперечисленных ЗУ:

Место
Модель
Зарядка
Тип батарей или аккумуляторов
Макс. ток зарядки, А
Особенности
Где купить
1
Skyrc Imax b6 mini
и аккумуляторы, и батареи
Li-ion, Li-Po, LiFePo4, LiHV, NiCd, NiMH, PbGel, Amg
6
балансировка; тестирование; разрядка; измерение отданной энергии, емкости; установка тока, напряжения; контроль температуры; многоуровневая защита; связь с ПК.
Я.Маркет
2
MiBoxer C8
только аккумуляторы (8 одновременно)
Ni-Mh, Ni-Cd, Li-Ion, LiFePO4
1.5
отображение процесса зарядки для каждого элемента; питание от адаптера 12 В или прикуривателя; регулировка тока заряда; защита от перегрузки, КЗ, переполюсовки, перегрева; режим восстановления.
Aliexpress
3
Liitokala Lii PD4
только аккумуляторы (4 одновременно)
Ni-Mh, Ni-Cd, Li-Ion, LiFePO4
2 суммарно по всем каналам
отображение процесса зарядки для каждого элемента; автоматический выбор тока заряда и типа аккумулятора; защита от установки обычных батареек, перегрузки, КЗ, переполюсовки.
Я.Маркет
4
Hyundai HY 410
только батареи 6/12 В
AGM , LiFePO4 , GEL , WET
4 А
9-ступенчатая зарядка, отображение процесса заряда; автоматическая зарядка; буферный режим.
Я.Маркет
5
LiitoKala Lii-S1
только аккумуляторы (1 одновременно)
Ni-Mh, Ni-Cd, Li-Ion, LiFePO4
0.5 и 1
фиксированный ток зарядки (0.5 или 1 А); отображение процесса зарядки для каждого элемента; мягкий старт; зарядка полностью разряженых аккумуляторов; автоматическое определение полярности.
Я.Маркет

Мы разобрались, как зарядить LiFePo4-аккумулятор или батарею. Оказывается, при наличии специального или универсального ЗУ LiFePo4 зарядка – дело несложное и не отвлекающее от текущих дел. Включил, ушел, пришел, получил в заряженном состоянии.


Сейчас читают:
Акумы.ру
Добавить комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, код, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файл сюда

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.

Adblock
detector